Питчинг, краудфандинг и другие способы реализовать свою задумку с выгодой.

Существует довольно много разнообразных способов продать свою идею для кинофильма. Далее подробно опишем на примерах счастливчиков и лузеров, как должна работать ваша голова, и самое главное – куда идти за деньгами, чтобы воплотить в жизнь давно задуманное.

Интересные креативные идеи должны воплощаться в жизнь. Такое правило можно было бы установить во всех бизнес-структурах. Достаточно сделать проект интересным для одного человека и тогда, возможно, он понравится всем. Но довольно часто интересные идеи не реализуются только потому, что их творцы недостаточно «пробивные» или просто не знают куда обратиться. Где взять деньги? Ответ можно найти там, где его обычно и ожидают – на питчингах. Поговорим детально о том, как отбирают фильмы и как работает система, чтобы сделать свой фильм дёшево, но не сердито.

(Источник: http://superbiz.se.pl/)

Как работает питчинг в мире и в Украине

Питчинг (от англ. to pitch - выставлять на продажу) – понятие, которое обозначает показ продукта с целью привлечения продюсеров, режиссеров и сценаристов к проекту. Питчинг может быть совершенно разным, но в основном это демонстрирование различных идей проекта перед продюсерами, чтобы его в последующем продать. Зачастую такой демонстрацией занимаются сценаристы, которые хотят реализовать свой сценарий в виде фильма.

До недавних пор питчинги в Украине и в странах СНГ были явлением не то чтобы редким, а скорее отсутствующим напрочь. Только с поддержкой различных кинофондов и Держкино питчинг наконец-то обрел жизнь, хотя еще не вошел в полную силу.

В России, например, питчинг осуществляется на кинофестивалях (преимущественно «Кинотавр») и при поддержке местного Госкино. На кинофестивали пробиться намного легче, ведь достаточно связаться с организаторами и внести свою заявку. На государственном уровне же необходимо пройти намного больше ступенек, поэтому нужно быть терпеливым.

Российские питчинги похожи по уровню на западные. Например, здесь можно встретить и speed meeting – в комнате находится стол с продюсерами, которые по 5-10 минут выслушивают идею сценариста, а потом уже за закрытой дверью обсуждают, что достойно реализации, а что нет.

(Источник: http://www.bbc.com/)

В Украине существует кинофестиваль «Молодость», где тоже можно поучаствовать в отборе сценарных проектов, но такой питчинг проходит лишь один раз в году. Можно получить поддержу Держкино, но для многих такой путь может показаться действительно сложным. Тут прорываются преимущественно студенты различных киновузов, и готовятся к этому питчингу очень обстоятельно.

Кроме «Молодости», можно попробовать свои силы на телевидении. Телекомпания «1+1 медиа» тоже ежегодно проводит отбор сценарных продуктов. В этом году, например, в финал вошли 30 из 595 заявок.

Советы по подготовке к питчингу

Продюсеры очень часто жалуются, что на самом деле питчинг – только половина дела, ведь все финалисты, получив такую чудесную возможность увидеть свой сценарий на киноэкране, не спешат писать реальный сценарий и просрочивают дедлайн. Таким образом, проект закрывается, не успев родиться. Нужно быть готовым к тому, чтобы обещанную идею реально оформить в срок.

(Источник: http://www.sapphiresky.com/)

Как же можно приготовить свою презентацию так, чтобы она понравилась максимальному количеству продюсеров? Здесь нужно отталкиваться от себя и верить своему внутреннему чувству (как бы это прозаично не звучало). Кто-то заучивает текст презентации, кто-то пытается импровизировать. Можно не только рассказывать, но и показывать, и самое главное – удивлять.

Буквально пару лет назад на кинофестивале «Кинотавр» Наталья Мокрицкая привела целый детский хор для того, чтобы в полную силу продемонстрировать свой поистине эпический размах задумки.

Как видите, каждый находит что-то для себя, но самое главное – нужно быть «больным» проектом, ведь на него уйдет как минимум 2 года жизни (если это полнометражная работа) или минимум полгода (если это студийный проект короткого метра).

Краудфандинг или рецепты накопление денег

Еще в эпоху, когда интернет не был доступен большинству населения, краудфандинг ассоциировался с прямым сбором денег. По крайней мере за рубежом. Самый лучший пример – сбор денежных средств французами для постройки Статуи Свободы. Хотя такой сбор и должен быть добровольным, существует множество подводных камней. О них и поговорим далее.

(Источник: http://earlyinvesting.com/)

На самом деле, краудфандинг – очень мощный толчок не только в финансовом, но и в медийном плане. История о том, как финский режиссер Тимо Вуоренсола придумал в бане с друзьями идею фильма, где нацисты после Второй мировой спрятались на темной стороне Луны. Он запустил кампанию по сбору денежных средств на одном из краудфандинговых сайтов Kickstarter.

Сумев насобирать полтора миллиона долларов, он нашел инвесторов и таки снял фильм «Железное небо», который прокатился по ряду кинофестивалей и окупил свой бюджет в 7,5 миллионов долларов, собрав 8,1 миллиона. В одном из интервью он упомянул, что Kickstarter – это только половина дела. Лучшим стартом для него стал медийный хайп вокруг кино, которое в скором времени получит сиквел.

Пока самым резонансным фильмом с таким бюджетом от краудфандинга стал «Wish I was here». Режиссер и актер Зак Брафф попросил своих фанатов подключиться к проекту и насобирать денег на кино своей мечты. Резонанс был вызван именно тем, что Зак Брафф на самом деле актер не бедный и вместе с поддержкой накликал на себя и волну ненависти. Тем не менее, проект получил жизнь, насобирал немалое количество наград и в основном удовлетворил рядового зрителя. Хотя всё-таки Браффу пришлось вложить в половину бюджета личные накопления.

«Wish I was here», Зак Брафф
«Wish I was here», Зак Брафф (Источник: http://www.kino.de/)

В этом году прославились другие парни, которые «взорвали» интернет своей заявкой на успех: они попросили помочь им в сборе денег на сьёмки фильма, потом потратили эти же деньги на выпивку, и только потом сняли фильм о том, как они потратили деньги, исследуя культуру массовой истерии. Зрители их поначалу приняли с любовью, потом возненавидели, но в итоге снова полюбили.

Бывали случаи, когда кинокомпания отказывалась от бренда, тем самым избавляясь от всяческих рисков. Так случилось с фильмом «Вероника Марс», от которого отреклась студия Warner Bros. Создатели обратились к фанатам сериала-источника. Буквально за один день им удалось собрать один миллион долларов, которого впоследствии хватило, чтобы запустить проект. К сожалению, фильм провалился в прокате. Ему банально не хватило нормального маркетинга и раскрутки (такое часто бывает с сериальными проектами).

Краудфандинг интересен именно тем, что каждый вложивший свой доллар в фильм, получает или место в титрах, или другой приятный бонус от создателей. Если киноиндустрия растет, то появляются всё новые виды сбора денег. Самыми популярными на данный момент сервисами для краудфандинга стали Kickstarter и Indiegogo. Причем на первом создатели игры Star citizen собрали 81 миллион долларов на свою разработку. К сожалению, игровая индустрия может предложить намного больше, чем творцы кинофильмов. Последним окупить свой продукт тяжелее всего.

Продюсеры-везунчики

Отдельной категорией хотелось бы вспомнить людей, которые выделились умом и сообразительностью, и смогли вдохнуть жизнь в то, во что уже никто не верил.

Режиссер и блогер Джеймс Рольф, снимая свой фильм «AVGN: The Movie», тоже собирал деньги на проект с помощью краудфандинга и рассказывал в своих видеоблогах, что преимущественно деньги ушли на уплату налогов. Сьёмки проходили в пустыне вблизи Лос-Анджелеса и там по словам самого Рольфа «нужно брать разрешение даже у белочки на сьёмку». Его фильм прошел в небольшом количестве кинотеатров, но смог окупить себя. Всё это произошло только с помощью огромной фан-базы подписчиков, которую Рольф собирал много-много лет и которая собственно и обеспечила финансовую победу фильма, хотя затраты на фильм были немалые.

Квентин Тарантино использует самые различные способы сьёмки своего фильма. Хотя он работает в паре с продюсерами Вайнштайнами, но для способа сэкономить снимал «Бесславных ублюдков» в Германии, опираясь на налог федеральных земель. Он значительно ниже, чем в Голливуде и для натурных сьёмок событий, происходивших непосредственно вблизи Берлина, это был идеальный вариант – и в финансовом плане, и в жанровом.

Квентин Тарантино
Квентин Тарантино (Источник: http://www.starslife.ru/)

Для многих это остается загадкой, но фильмы Тарантино на самом деле редко окупали себя в прошлом. Однако из-за того, что становились впоследствии культовыми часто «дособирали» свое на рынке видео. Ему постоянно давали второй шанс и вот на фильмах «Убить Билла» его чёрная полоса закончилась.

Отдельно нужно вспомнить Дэна Хармона – человека не с простой судьбой, сценариста мультсериала «Рик и Морти» и шоураннера мультиситкома «Сообщество». Поначалу ему доверили развивать свой проект на телеканале NBC, и первые три сезона всё шло очень хорошо, но продюсеры потребовали своего вмешательства в проект и уволили Хармона с поста шоураннера.

Четвертый сезон обошелся без него и с новыми исполнительными продюсерами. В это же время Дэн запустил свой собственный подкаст и пытался реализовать несколько идей (одна из которых вылилась в производство мультсериала «Рик и Морти»). Поскольку фанаты сериала имеют значительный вес в развлекательной индустрии, продюсерам пришлось прислушаться к их мнению и вернуть шоураннера на место. Однако рейтинги уже пятого сезона с Дэном Хармоном были достаточно веской причиной для того, чтобы закрыть сериал (но не раз и навсегда).

Именно в этот момент Хармон пытался найти инвесторов для шестого сезона и заключил сделку со стриминговым сервисом Amazon для его сьёмок и показа. К превеликому сожалению, эти эпизоды тоже не оправдали рейтинги, и его пришлось закрыть. Дэн Хармон – большой противник краудфандинговых кампаний и постоянно ищет финансирование, полагаясь в основном на популярность у фанатов. Кто знает, может быть когда-нибудь он сможет снять свой седьмой сезон и фильм именно так, как задумал с самого начала.

Каждый выбирает своё

Как можно было догадаться в начале статьи, каждый ищет свой самый оптимальный путь финансирования. Можно попробовать себя на кинофестивале в питчинге проектов, можно завести свою страничку на Kickstarter с трейлером, тизером или кадрами будущего фильма, и пытаться навести шумиху в медиа вокруг своего проекта. А можно набить руку на телеканале помощником или снимать независимые фильмы, загружая их в свободный доступ, как это делал Джеймс Рольф, Дэн Хармон и даже Кевин Смит, но позже «выезжать» на своем собственном имени.

Главное иметь идею, достаточно интересную для того, чтобы ею «заразить» продюсеров, и тогда можно приступать к амбициозному проекту, в котором всегда поможет не только ваш собственный талант, но и толика удачи.