Игровая индустрия, которая несколько лет назад сделала небольшую паузу, сегодня развивается с новой силой и приносит профильным компаниям колоссальную прибыль

Поколение, родившееся в 80-х годах, помнит, каким чудом в свое время казались 8-битные приставки и игры наподобие Super Mario и Contra. С тех пор игровая индустрия пережила сразу нескольку революций и превратилась в одну из самых мощных сфер бизнеса в современном мире. Стремительное развитие технологий, создание красочных и запоминающихся игр, по которым снимают фильмы, возможность играть в онлайн-режиме с игроками со всего мира – все это позволило игровой индустрии разрастись до невиданных ранее масштабов.

Традиционными лидерами глобального игрового рынка являются США и Япония, но они уже чувствуют, как им в спину дышит вездесущий Китай. Приятно, что Украина тоже не осталась в стороне и зарекомендовала себя как влиятельного игрока на рынке компьютерных игр. Наша страна выпустила ряд продуктов, заслуживших признание на западном рынке и любовь миллионов фанатов по всему миру.

Что сейчас происходит в игровой индустрии?

В отчете американской ассоциации производителей программного обеспечения и компьютерных игр. Entertainment Software Association говорится, что в 63% американских семей как минимум один человек регулярно (не меньше трех часов в неделю) играет в компьютерные или видеоигры. Интересно, что средний возраст американского геймера составляет 35 лет. США активнее других стран развивают игровую индустрию, поэтому неудивительно, что местный игровой рынок (включает видеоигры, компьютерные игры и другие форматы) вырос с 7,3 млрд долларов в 2006 году до 16,3 млрд долларов в 2015 году. Общий доход игровой индустрии в США составил в прошлом году 23,5 млрд долларов. Кроме продаж игрового контента сюда входят расходы на игровое оборудование и аксессуары.

«Будущее за видеоиграми, – считает CEO Entertainment Software Association Майкл Галлахер. – От образования и бизнеса до искусства и развлечений, наша индустрия привлекает инновационных и креативных людей, которые создают самые интересные и захватывающие продукты. Если игры и дальше будут развиваться с помощью беспрецедентного технологического рывка, то это уже через несколько лет повлияет на нашу повседневную жизнь».

Маркетинговая компания Newzoo предсказывает, что быстрое развитие интернета и экономический рост развивающихся стран позволит уже в нынешнем году преодолеть отметку в 2 млрд игроков по всему миру. Эксперты прогнозируют, что к 2017 году количество геймеров вырастет еще на 2 млрд человек. Таким образом, в игровую индустрию будут вовлечены 32% жителей нашей планеты и 60% людей, умеющих пользоваться компьютером

Инфографика 3
Инфографика 3

По прогнозам Newzoo, в 2016 году финансовые показатели глобального рынка игр вырастут на 8,5% и составят 99,6 млрд долларов. К примеру, мировая киноидустрия в 2015 году принесла только 38 млрд доходов – фактически в 2,5 раза меньше. Лидером станет Азиатско-Тихоокеанский регион, на который придется 46,6 млрд долларов. Второе место займет Северная Америка (25,4 млрд долларов), а на третьем окажутся Европа, Ближний Восток и Африка (23,5 млрд долларов).

Интересно, что по данным Newzoo, в нынешнем году Китай впервые обгонит США по количеству доходов, сгенерированных в игровой индустрии, – 24,4 млрд долларов против 23,6 млрд долларов. Для лучшего представления об этих цифрах отметим, что годовой бюджет Украины в долларовом эквиваленте на данный момент составляет примерно 26–27 млрд.

В десятку самых прибыльных с точки зрения игрового рынка стран вошли также Япония, Южная Корея, Германия, Великобритания, Франция, Испания, Канада и Италия. Newzoo ожидает, что на украинском рынке пользователи потратят 142 млн долларов. Для сравнения, в соседней Польше игровая индустрия за 2016 год сгенерирует около 439 млн долларов дохода

Инфографика 1
Инфографика 1

Игровой рынок изменил вектор своего развития 10 лет назад. Тогда, на заре эры широкополосной интернет-связи, разработчики получили возможность распространять игры в цифровом формате и начали постепенно отказываться от коробочных версий. Благодаря этому удалось сократить расходы на производство и распространение продуктов. С выходом iPhone разработчики получили стабильный рынок для мобильного гейминга, который ранее был хаотичным. Но главное достижение игровой индустрии заключается в том, что она смогла проникнуть фактически во все сферы человеческой жизни.

Компьютерные игры возникли в качестве развлечения для подростков, но сегодня их преподносят как занятие для взрослых. Игровая отрасль разрослась в огромную индустрию, которая создает новые рабочие места и постоянно увеличивает масштаб производства

Инфографика 2
Инфографика 2

«Мы видим игры везде вокруг себя, – говорит Аси Бурак, президент компании Games for Change. – Я не говорю о так называемой «геймификации» или гениальных приложениях, которые выводят индустрию на новый уровень. Мы увидим, как игры изменят процесс обучения, повышения квалификации, лечения в больницах, социального взаимодействия, как люди с их помощью будут практиковать и улучшать реальные навыки и, безусловно, развлекаться».

Лучшие из лучших

Первая компьютерная игра под названием SpaceWar появилась еще в 1962 году. Безусловно, с тех пор игровая индустрия пережила несколько революционных этапов. В каждом последующем десятилетии были свои успешные игры, и сейчас трудно определить, какие из них можно считать лучшими в истории.

«Игры – это же не музыка. Если на песнях групп уровня The Doors и Beatles выросло несколько поколений, то для современных подростков даже игры начала XXI века покажутся хламом, – говорит Антон Пистряк, геймер с 10-летним стажем. – Любой рейтинг будет достаточно условным, поскольку сложно определить критерии успеха компьютерной игры. Коммерческая составляющая? Популярность? Любовь пользователей? Все это субъективные показатели, с помощью которых нельзя сравнивать игры разных эпох».

Один из последних авторитетных рейтингов лучших игр в истории недавно составил еженедельник Time. Эксперты журнала определили 150 наиболее значимых игр для ПК, консолей и мобильных устройств, из которых затем выбрали 50 лучших продуктов за последние 40 лет. Но даже рейтинг авторитетного американского издания вызвал массу критики как со стороны экспертов, так и со стороны простых игроков (Изображение 1).

Изображение 1
Изображение 1

«Tetris – самая лучшая игра в истории? Видимо, авторы рейтинга перестали играть еще в конце 80-х, – иронизирует Антон Пистряк. – С первой десятки никаких вопросов не вызывают Doom и World of Warcraft. Это культовые игры, которые изменили индустрию. Ну, пусть еще Super Mario в виду своего влияния на несколько поколений игроков. Со всеми остальными топ-позициями я бы поспорил. Например, почему аж две игры серии The Legend of Zelda удостоились места в десятке? И в то же время легендарный Counter-Strike оказался только на 15 месте».

Игровые эксперты считают, что Time вместо рейтинга лучших составил список влиятельных и любимых игр, которые вызывают ностальгию. Примечательно, что из новинок последних пяти лет в списке оказалось только две игры – Dota 2 и Rise of the Tomb Raider.

«Опять же возникает огромный вопрос к экспертам. Разве со временем игры не становятся лучше? Это все равно, что составлять рейтинг лучших мобильных телефонов и включить туда десять кнопочных Nokia начала XXI века и только один iPhone, да и тот не последнего поколения», – считает Антон Пистряк.

Украинский след

Отечественная игровая индустрия успела завоевать мировое признание, а многие украинские игры в свое время пользовались популярностью в различных уголках мира. Но, к сожалению, кризис 2008-2009 годов заставил многих отечественных разработчиков либо полностью свернуть производство игр, либо перестроиться на менее затратные мобильные платформы.

За последние несколько лет сложно припомнить хотя бы один игровой продукт из Украины, который стал хитом за границей. Однако 20 сентября состоялся один из самых громких и многообещающих украинских релизов последнего времени: отечественная игровая студия GSC Game World презентовала игру «Казаки 3». Напомним, что первая часть игры под названием «Казаки: Европейские войны» вышла в далеком 2001 году. Для украинцев обычная версия новой игры в Steam будет стоить 12 долларов, а за издание Digital Deluxe придется заплатить 20 долларов.

Специально для своих читателей интернет-издание Ageyenko.ua составило список самых лучших украинских игр в истории.

5. «Анабиоз: Сон разума»

Игра в жанре психологического ужаса от компании Action Forms вышла в 2008 году и стала хитом не только в Украине, но и во многих других странах. По сюжету игры метеоролог Александр Нестеров оказывается на борту атомного ледокола, который затерялся во льдах Арктики много лет назад. В процессе исследования судна с ученым происходят мистические и ужасные вещи.

Критики очень положительно встретили игру. Эксперты игрового сайта Absolute Games написали:

«В любом случае, студию Action Forms можно поздравить с успехом – она первой преодолела древнее проклятие «шутера из СНГ», не согнулась пополам под весом амбиций и осуществила задуманное».

4. «В тылу врага»

Компания Best Way презентовала игру в 2004 году. «В тылу врага» принадлежит к жанру военной стратегии. На время своего выхода в мир игра удивляла потрясающей детализацией и красочным сюжетом, построенным вокруг событий Второй мировой войны. Одним из создателей сценария игры стал знаменитый писатель Александр Зорич.

Критики отмечали, что «В тылу врага» – высококачественная стратегия, которую не обойдет вниманием западный рынок. После успешного релиза игры компания Best Way выпустила вторую часть и серию дополнений.

3. «Казаки»

«Казаки» – самая давняя игра в нашем списке, но назвать ее устаревшей не поворачивается язык. Первая часть игры вышла в начале века, и за это время «Казаки» успели получить статус самой успешной отечественной стратегии в режиме реального времени. Производством игры занималась одна из самых известных украинских игровых студий GSC Game World, которую в 1995 году основал культовый для отечественной игровой индустрии персонаж – Сергей Григорович. Действия игры происходят в Европе XVII-XVIII веков, а сюжет завязан вокруг военных противостояний между разными странами.

«Казаки» стали, пожалуй, первым украинским игровым продуктом, мощно заявившим о себе на европейском и мировом рынке. Компания GSC Game World смогла продать 4 млн копий игры, среди которых 2,55 млн пришлось на западный рынок, а 1,5 млн на страны СНГ. В Англии и Франции «Казаки» даже некоторое время удерживали статус самой продаваемой игры.

2. «Metro 2033»

Шутер украинской студии 4A Games был создан по сюжету романа писателя из России Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Игра, действия которой разворачиваются в постапокалиптической Москве, вышла в 2010 году и считается самым свежим из украинских игровых продуктов, снискавших славу на Западе. После этого студия 4A Games успела выпустить продолжение игры Metro: Last Light и перенести свой главный офис на Мальту.

«Эта игра затягивает с первой секунды и не отпускает до конца, – говорит Антон Пистряк. – Шутер мирового масштаба с напряженной атмосферой и отличным геймплеем».

1. S.T.A.L.K.E.R.

Еще один знаменитый игровой продукт студии GSC Game World впервые появился в 2007 году. Всего было выпущено три части шутера, сюжет которого связан с аномальными событиями в зоне отчуждения возле Чернобыльской АЭС. Эксперты подсчитали, что в мире было продано около 4,5 млн копий всех частей игры.

«Это без преувеличения культовая игра, в свое время ее релиз стал настоящим событием для украинской игровой индустрии, – говорит Антон Пистряк. – Несмотря на то, что это в первую очередь классический шутер от первого лица, увлекательные элементы ролевой игры сделали S.T.A.L.K.E.R. легендой. Сюжет игры – оригинальный и яркий, он отличается от традиционных сюжетов «стрелялок». Проектов уровня и масштаба S.T.A.L.K.E.R. у нас больше не было и в ближайшем будущем не предвидится».

Как видим, игровая индустрия имеет огромные перспективы. Вспомним хотя бы нашумевшую Pokemon Go, которая пару месяцев назад озолотила своих разработчиков. А теперь давайте представим, что подобный проект реализовала бы украинская компания… Если вспомнить, что китайцы на игры тратят столько, сколько мы закладываем в госбюджет, то лишь выход на местный рынок с парой хитовых игр мог бы лишить нашу страну необходимости постоянно просить финансовую помощь в международных кредиторов.