Это заглавие вполне приемлемо и справедливо для разговора о популярной книге Рэя Крока «Мc Donald’s: Как создавалась империя».

Издательство «Альпина Паблишер» выпустило очередную русскоязычную редакцию книги. Первая публикация оригинальной версии состоялась в 1977 году. В русских переводах книга печатается с 2008 года. За такой период множество читателей уже смогло познакомиться с этим произведением. Казалось, внимание к книге могло бы и угаснуть.

Но проходят годы, приходят новые поколения читателей, и у них неизменно возникает интерес к автобиографической истории ошеломительного коммерческого успеха и своеобразной исповеди человека-трудоголика. В рекламных анонсах сочинители бросаются призывами вроде: «Это книга для фанатов фастфуда!». Или предлагают отталкиваться от популярного бренда «Макдоналдс».

Однако читательский интерес неизменно привлекает колоритная и легендарная личность Рэя Крока. Кроме всего прочего, Рэй Крок был великолепным рассказчиком. Ведь даже конкуренты признавали за ним исключительный талант в изложении историй.

Истоия Рэя Крока
Истоия Рэя Крока (Источник: http://www.cnbc.com/)

Особую ценность произведения составляет то, что написано оно в жанре автобиографии. Конечно, Рэй Крок и его литературный помощник Роберт Андерсон ориентировались на известный пример – «Автобиографию» Бенджамина Франклина. Отец-основатель американского государства создал образец истинно американской «истории успеха».

Помимо фиксации индивидуальных переживаний и личностного опыта, в автобиографии человек с предельной откровенностью описывает пережитые события. Автобиография позволяет оглянуться на пройденный жизненный путь, отметить в нем невзгоды и страдания, радости и взлеты. Автор сосредоточивает внимание не на окружающих его людях или происшедших событиях, а на самоанализе и личностной документальности.

Стоит также обратить внимание на предисловие Пола Пагануччи. В 1976 году он был заместителем декана, профессором по деловому администрированию в Школе бизнеса при Дартмутском колледже. В заключительных строках Пол Пагануччи делает вывод: книга Рэя Крока – ценный материал для предпринимательского дела. Особенную помощь произведение окажет тем, «кто мечтает об открытии собственного бизнеса – будь этому человеку шестнадцать лет или шестьдесят».

Рэй Крок поведал о сложном пути к собственному успеху – от детских лет до вполне зрелого возраста. Книга построена по принципу ретроспективной композиции. В первой главе находим констатацию того, что Рэй Крок – уже состоявшийся миллионер. Он глубоко убежден: только человек ответственен за все хорошее и плохое в его жизни. Такое мудрое наследие чешских крестьян, от которых ведет свою родословную автор, остается жизненной и действенной философией для многих других людей. Рэй Крок эту мудрость дополняет собственными выводами: хвататься нужно за любую подходящую возможность. Трудность состоит только в том, чтобы с терпением и выносливостью дождаться такой возможности.

Макдоналдс
Макдоналдс (Источник: http://www.insurancejournal.com/)

Ожидание Рэя Крока длилось с семнадцати лет. На торговле бумажными стаканчиками он зарабатывал 35 долларов в неделю. Чтобы обеспечить жену и дочку подрабатывал игрой на фортепиано. Оставив небольшой, но гарантированный доход, Рэй Крок становится свободным агентом по продаже мультимиксеров. Жена с боязнью отнеслась к таким переменам. Успокоить ее удалось первыми успехами от прибыльной продажи нового товара.

Обладая природной наблюдательностью, Рэй Крок обратил внимание, что заказчики из разных уголков США начали требовать точно такие миксеры, какие он поставлял братьям Макдоналдам. После наведения справок удалось установить, что Макдоналды имеют 8 миксеров. В 1954 году их стоимость была 1200 долларов – сумма немаленькая по тем временам. Рэй Крок не представлял, что заставляло эти миксеры взбивать одновременно 40 коктейлей. К тому же заведение Макдоналдов расположилось в Сан-Бернардино, небольшом городке Калифорнии. Ну как удержаться от поездки, пусть даже утомительной, в это место? Как самому не проверить секрет работы 8 миксеров?

Рэй Крок детально описывает первую встречу с заведением Макдоналдов, а потом и с самими братьями. Буквально на второй день знакомства с ними Рэй Крок предложил создать сеть подобных заведений по всей Америке. Причем собственную выгоду он усматривал в том, чтобы в этих ресторанах продавать миксеры. Но братья ответили «лирическим» отказом – мол, они и так живут неплохо, не ищут лишних забот. Никакие аргументы не действовали. Тогда Рэй Крок ухватился за идею франчайзинга. Он посоветовал братьям подыскать кого-то, кто создал бы сеть ресторанов. Братья выразили сомнения по поводу такой возможности. Рэю Кроку ничего не оставалось, как предложить собственную кандидатуру.

Вот наступил эпохальный момент. В 1954 году Рэй Крок заключил соглашение с братьями Макдоналдами. Начался новый этап жизни. Рэю Кроку на то время исполнилось 52 года! Как и многие люди в таком возрасте он не мог похвастаться идеальным здоровьем. Ему удалили щитовидную железу и желчный пузырь. Он страдал от диабета и артрита. Но вопреки всему его не оставляла надежда, что все лучшее находится еще впереди. В эти ожидания захватывающего будущего врываются воспоминания о раннем детстве.

Биг-мак
Биг-мак (Источник: https://agenciaamplasc.wordpress.com/)

Автор честно сознается, что не питал к учебе особого пристрастия. Вместо этого, он любил много размышлять. Родные назвали его «мечтателем». Сам же Рэй Крок уверен, что грезы и мечтания приводят к активным действиям. Это только маниловские грезы не приносят результатов. Воображение Рэя Крока рисовало ему ситуации, в которых он неизменно действовал. В реальной жизни он тоже все время работал. Об этом повествуется в оставшихся частях книги.

В кратком обзоре тяжело осветить самые важные фрагменты книги или отдельные ее эпизоды. Трудно решить, на чем можно остановиться подробнее, а что можно упустить. Все случаи и ситуации настолько занимательны и поучительны, что заслуживают одинаково пристального внимания. Здесь уже каждый читатель вправе выделять более значимые или назидательные события.

После признаний о тяготах и лишениях, пережитых Рэй Кроком, кто-то скажет, что миллионы даются легко? Или найдутся несогласные с тем, что Рэй Крок заслужил благосклонность судьбы активной жизненной позицией и неувядающим жизнелюбием.

Многие читатели сознаются в том, что книга читается с необычайной легкостью, от текста веет оптимистической свежестью. Зажигающая тональность книги, открытый диалогический стиль ее написания, обилие личной информации производят сильное впечатление на читателя. Именно ему автор сознается о сокровенных мыслях и переживаниях, о сложных процессах взвешивания всех возможностей и рисков. Читатель активно сопереживает герою в подобных эпизодах. Счастливый финал многим известен еще до знакомства с книгой. Но ее прочтение позволяет посмотреть на все происшедшее изнутри, глазами самого Рэя Крока.

Как создавалась империя Макдоналдс
Как создавалась империя Макдоналдс (Источник: https://www.youtube.com/)

Вторым интригующим эпицентром книги становится подробное описание стандартизированных процессов по изготовлению гамбургеров и контроля над их качеством. Почти детективный сюжет образуют рассказы об идеях создания новых продуктов, их внедрения в сложный механизм франчайзинга. Практически завораживает фрагмент, в котором повествуется об изобретении рыбного гамбургера. Оказалось, что часть посетителей по пятницам не ели мяса из-за религиозных соображений. Чтобы не потерять прибыль и обойти конкурентов, Макдоналдс изобретает бургер с рыбой. Так многие проблемы фиксировались, изучались, а потом успешно преодолевались.

Отмеченные и многие другие эпизоды демонстрируют читателям главную мысль: нет ничего невозможного в этом мире. Единственное, что нужно сделать для достижения мечты, приложить несколько больше усилий. Книга наполнена интересными фразами, окрашенными легкой иронией или торжественным пафосом. Вот некоторые из них:

  • «очень многие торговцы, умея выгодно представить товар, не умеют угадывать момент, когда надо остановиться и замолчать»;

  • «нет ничего невозможного для человека, исполненного решимости»;

  • «если у вас есть идея, вы должны уверовать в нее до самых кончиков волос»;

  • «хороший руководитель не любит ошибок: он может позволить подчиненному искренне ошибиться, однако никогда не простит нечестность»;

  • «если вы наняли человека для выполнения определенной работы, то должны отойти в сторону и дать ему делать все, что он сочтет нужным, а если сомневаетесь в его способностях, то его не надо и нанимать»;

  • «происки врагов делают вас сильнее, если у вас есть воля к победе».

Вдохновляющий энтузиазм автора книги мало кого оставит равнодушным. Знакомство с такими произведениями существенно расширяет кругозор, активизирует образ мышления. Стоит предупредить, что конкретного описания бизнес-модели Рэй Крок не предоставил. Не все секреты работы системы франчайзинга раскрыты. Не все тайны технологических процессов рассказаны. Однако это не снижает уровень положительных эмоций, возникающих во время прочтения книги «Мc Donald’s: Как создавалась империя».

Рэй Крок оставил в мире одну из величайших корпораций, работающей в системе франчайзинга. В послесловии соавтора отмечается, что после смерти Рэя Крока годовой объем продаж всех ресторанов сети Макдоналдс одолел отметку в 12 млрд. долларов. По всему миру ежедневно обслуживали 19 млн посетителей, т. е. 13 тыс. человек в минуту. Для многих самым популярным вариантом начать собственное дело стала покупка франшизы Макдоналдс. Корпорация ежегодно рассматривала более 20 тыс. заявок от всех желающих.