Новый бюджет выглядит лучше, чем предыдущий, но его основная цель – выживание, а не развитие.

Премьер-министр Владимир Гройсман назвал бюджет 2017 года «человекоцентричным», подразумевая, что в его основе лежат социальные расходы. Но экономика страны только начала отходить от шока и, разумеется, никаких экономических предпосылок для повышения стандартов жизни в Украине, увы, сейчас нет. В таких условиях увеличить социальные расходы бюджета можно только двумя способами – либо включив печатный станок, либо повысив налоги и акцизы. Можно еще рассчитывать на привлечение кредитов, но в последнее время Украина с трудом выпрашивает помощь у международных доноров.

(Источник: http://citysite.com.ua/)

В бюджете-2017 правительство пытается отыскать баланс между всеми этими незамысловатыми инструментами. В Кабмине понимают, что печатание гривны – это далеко не лучший способ решить все финансовые проблемы. В то же время правительство не рискует сильно душить бизнес, который и так едва выживает в нынешних экономических реалиях. В итоге доходную часть бюджета собираются формировать по принципу «с миру по нитке».

Старые проблемы нового бюджета

Если у героев известной советской комедии накануне Нового года была традиция посещать баню, то у украинский депутатов есть свой предновогодний ритуал – принятие бюджета. Правда, в последнее время они спешат побыстрее уйти на каникулы. К примеру, если бюджет-2015 приняли 29 декабря, бюджет-2016 – 25 декабря, то главную смету страны на 2017 год утвердили 21 декабря. Но зато традиция голосовать за бюджет ранним утром осталась неизменной. За бюджет-2017 народные избранники голосовали почти в 5 часов утра, после длительных обсуждений в зале и за закрытой дверью. В результате многие депутаты признались, что даже не успели как следует ознакомиться с окончательным вариантом главного финансового документа страны.

Назвать новаторским бюджет-2017 сложно. По сути, в течение последних трех лет госсмета составляется по единому лекалу и под пристальным взглядом международных партнеров. Главная особенность бюджета-2017 – двукратный рост минимальной зарплаты. По макроэкономическим показателям он мало чем отличается от бюджета 2016 года. Доходы и расходы увеличиваются прямо пропорционально уровню инфляции, ВВП на фоне падения последних лет растет слишком медленно, а дефицит бюджета постепенно сокращается благодаря строгим требованиям МВФ.

Отдельный вопрос в бюджете – курс доллара и уровень инфляции. Как показывает практика, если среднегодовой курс заложен на уровне 27,2 грн за доллар, значит к концу года он скорее всего приблизится к 30 грн или, в случае реализации негативного сценария, перешагнет эту отметку. Уровень инфляции в 8% в бюджет закладывали еще до того, как правительство решило поднять минимальную зарплату. В Нацбанке говорят, что еще не пересматривали инфляционные ожидания, на которых рост минималки пускай и не очень заметно, но обязательно отобразится.

В 2017 году Украина продолжит жить в долг – 25% доходной части бюджета будут получены за счет внутренних (104 млрд грн) и внешних (71 млрд грн) заимствований. В то же время на обслуживание государственного долга в 2017 году уйдет 111 млрд грн. При этом чиновники не стесняются тратить больше на свои нужды. Если увеличение бюджетов оборонных ведомств вполне оправдано, то повышение почти в два раза расходов на Верховную Раду вызывает ряд вопросов.

Нерешенной проблемой бюджета остается дефицит Пенсионного фонда, который составит 156,2 млрд грн в сравнении с 145 млрд грн в 2016 году. Тем не менее, среди всех категорий граждан, о которых заботится государство, пенсионеры рискуют остаться наименее защищенными. За год пенсии увеличатся только на 126 грн, и если инфляция превысит показатель в 10%, то пенсионеры рискуют стать еще беднее.

Туманное будущее теневого бизнеса и спорные 3200

Мало кто рассчитывал на то, что воюющее государство, 5% ВВП которого уходит на оборону, сможет заложить в бюджет средства для поддержки бизнеса. Чуда не случилось, более того, финансовая нагрузка на отечественных предпринимателей в 2017 году только увеличится. Одновременно для них будут созданы некоторые административные послабления, но это очень слабое утешение.

Бюджет-2017 снова увеличивает значение государства в экономике. Как пишет Юлия Самаева в «Зеркале недели», в 2017 году доля государства в структуре экономики составит 44% ВВП, вернувшись таким образом к показателям 2015 года. Хотя в 2016 году на сектор государственного управления приходилось 42,8% ВВП, а оптимальным по международным стандартам считается показатель в 35–37% ВВП. Это означает, что государство и дальше будет определять векторы развития экономики и распоряжаться средствами налогоплательщиков, исходя из собственного видения приоритетных нужд.

Правительство очень надеется на детенизацию экономики, которая в новом году может и не наступить. По подсчетам Министерства экономического развития и торговли, в первом полугодии 2016 года на теневой сектор приходилось 38% ВВП Украины, тогда как в развитых странах этот показатель, как правило, не превышает 15%. Но реальных стимулов для выхода украинского бизнеса из тени создано очень мало.

(Источник: http://leopolis.news/)

Правительство планирует привлечь в бюджет 9,5 млрд грн налоговых поступлений только за счет двукратного увеличения минимальной зарплаты. В том числе в бюджете-2017 заложен рост налогов на доходы физлиц на 5,5 млрд грн. Создатели бюджета почему-то уверены в том, что бизнесмены без проблем смогут повысить зарплаты сотрудникам, но на самом деле для многих предприятий, прежде всего принадлежащих к малому бизнесу, такая мера может стать непосильным бременем. Сначала в бюджете планировали компенсировать повышение зарплат путем уменьшения на 3 млрд грн налога на прибыль предприятий, но в итоге из-за необходимости наполнять доходную часть бюджета налоги повысили на 3,6 млрд грн.

В целом, повышение минимальной зарплаты – это палка о двух концах. По словам заместителя министра финансово Евгения Капинуса, для повышения минималки бюджету понадобится 28 млрд грн. Конкретного плана по привлечению этих средств у чиновников, судя по всему, сейчас нет. Министр финансов Александр Данилюк полагает, что увеличение зарплат поможет снизить расходы на коммунальные субсидии, благодаря чему уменьшится нагрузка на госбюджет. Но это только теория, а на практике правительство рискует столкнуться с необходимостью включать печатный станок.

Кроме того, многим предприятиям придется увеличивать фонд оплаты труда, но поскольку государство не собирается уменьшать налоговое давление, это грозит существенным снижением прибыли. В таких условиях бизнесу придется либо сокращать часть сотрудников, либо переходить в теневой сектор. Даже если представители бизнеса увидят смысл выходить из тени, на этот процесс уйдет по крайней мере 1–2 года. Правительству бюджетные доходы понадобятся уже в феврале, и здесь существует высокая вероятность того, что уже в начале года в бюджете появятся первые дыры.

Альтернатива для аграриев и хорошая работа лоббистов

В последние годы, на фоне кризиса промышленного производства, аграрная отрасль завоевала в Украине доминирующую позицию. Однако в 2016 году правительство приняло решение перевести аграриев на общую систему налогообложения, отменив для них с 1 января 2017 года специальный режим НДС. Чтобы как-то смягчить последствия этого новшества, для представителей сельского хозяйства в бюджете-2017 в два раза увеличили дотации, до 5,5 млрд грн. Из них 4 млрд грн должно пойти на прямую поддержку АПК в виде дотаций на животноводство, овощеводство, садоводство, виноградарство, ягодоводство и переработку молочных продуктов. Еще 1,5 млрд грн направят на развитие АПК (включая компенсации за покупку техники сельскохозяйственного назначения) и программы кредитования.

Вместе с тем правительство в пять раз увеличило бюджет Министерства аграрной политики и продовольствия, до 7,4 млрд грн. Кроме того, согласно законопроекту №5131, аграриям в течение ближайших пяти лет пообещали государственную поддержку на уровне не менее 1% аграрного ВВП.

Хотя государство нуждается в дополнительных налоговых поступлениях и пытается привлечь их в бюджет любыми путями, депутаты приняли несколько поправок, которые создают очень благоприятные условия для представителей крупного бизнеса. К примеру, если в последнее время рента на добычу нефти равнялась 45% для залежей глубиной до 5 км и 21% – для залежей более 5 км, то в 2017 году ее снизили до 29% и 14% соответственно. Одновременно Верховная Рада отказалась поддерживать льготную ставку на уровне 12% для добытчиков газа на новых скважинах и снижать ренту на добычу газового конденсата.

Дело в том, что ПАО «Укрнафта», 40% которой принадлежит группе «Приват», по разным данным добывает от 70% до 86% нефти в Украине. Примерно три четверти добычи газового конденсата приходится на государственную «Укргаздобычу». Из-за лоббирования интересов крупного бизнеса бюджет рискует недополучить около 1,7 млрд грн. Говорят, что такие щедрые уступки – плата Игорю Коломойскому за голоса примерно 20 подконтрольных ему нардепов во время принятия бюджета.

Жертвы латания бюджетных дыр

Пока крупные нефтяные и газовые компании получают от государства преференции, представителям других видов бизнеса придется платить за себя и за того парня. Безусловно, главная проблема бюджета – огромный дефицит Пенсионного фонда, который нужно как-то покрывать. По словам министра социальной политики Андрея Ревы, после повышения минимальной зарплаты правительство рассчитывает увеличить бюджетные отчисления ЕСВ на 31 млрд грн. Но даже если этот план удастся реализовать, то сумма отчислений сможет покрыть только 20% дыры в Пенсионном фонде.

(Источник: http://news.bigmir.net/)

Для наполнения доходной части бюджета депутаты внесли изменения в Налоговый кодекс, о чем Ageyenko.ua уже писал ранее. Ожидается, что повышение акцизов на крепкий алкоголь, вино, слабоалкогольные напитки и сигареты принесет в бюджет дополнительные 2 млрд грн. Естественно, стоимость продукции также станет выше, так что многим украинцам вредные привычки окажутся не по карману. К примеру, пачка сигарет в 2017 году может подорожать на 3–4 грн.

«Поднятие акцизов на алкоголь и табачные изделия наносит удар по беднейшим слоям населения в условиях резкого снижения покупательной способности и является по сути дополнительными поборами. Для государственного бюджета такая мера скорее вызовет снижение поступлений ввиду усиления контрабанды и подделок», – считает Евгений Невмержицкий, кандидат экономических наук и управляющий партнер консалтинговой компании «Финансовая студия».

Необходимость привлекать в бюджет дополнительные поступления нанесла болезненный удар по некоторым физлицам-предпринимателям (ФЛП). С 1 января все ФЛП будут вынуждены платить социальный взнос, даже если они не будут получать прибыль. По новым нормам ФЛП второй и третьей групп будут платить ЕСВ в размере 704 гривен в месяц. В то же время представителям первой группы предоставят возможность платить только половину минимального взноса – 352 грн в месяц. Такое новшество привело к тому, что ФЛП, которые временно не занимаются предпринимательской деятельностью, в авральном порядке ликвидируют свой бизнес. Помимо этого, существует угроза ухода многих предпринимателей в теневой сектор экономики. Безусловно, изменения почувствуют прежде всего ФЛП с маленьким оборотом, однако если правительство действительно планирует стимулировать предпринимательство, подобные действия вряд ли мотивируют начинающих бизнесменов открывать собственное дело.

«Установление обязательной ежемесячной платы с плательщиков единого налога выведет с рынка предпринимателей, которые в силу ряда причин не ведут постоянной доходной деятельности, – говорит Евгений Невмержицкий. – Также это усилит социальную напряженность и в любом случае не увеличит поступления в бюджет. Повышение минимальной заработной платы до уровня 3200 грн не поднимет покупательную способность, так как малый бизнес не сможет платить эти деньги из-за оставшихся высоких налогов на заработную плату. Увеличение коснется только бюджетной сферы».

Топтание не месте

Итак, бюджет-2017 нельзя назвать новаторским: он вряд ли позволит кардинально изменить экономику страны и улучшить уровень жизни украинцев. Новый бюджет позволяет рассчитывать на то, что экономическая ситуация в Украине не станет хуже, и, возможно, даже немного улучшится. Но в целом в его основе лежат не очень эффективные методы управления, которыми руководствовались почти все правительства в период независимости Украины.

Повышение минимальной зарплаты, которым сейчас гордятся в Кабмине, может сработать по-разному: либо дать небольшой толчок развитию экономики, либо, наоборот, усугубить положение, загнав часть легального бизнеса в тень. В любом случае, инициатива с резким повышением минимальной зарплаты выглядит авантюрно, по крайней мере в плане наполнения доходной части бюджета. Если оптимистический план правительства не сработает, государству придется искать дополнительные заимствования или попросту печатать гривну, тем самым усиливая инфляцию и провоцируя девальвацию гривны.

Для бизнеса госсмета на 2017 год точно не станет бюджетом развития. Среди положительных изменений можно выделить разве что ликвидацию налоговой милиции и возвращение единого реестра НДС. К сожалению, в последний момент Верховная Рада передумала передавать базы данных от Государственной фискальной службы к Минфину, мотивируя это требованиями МВФ. Но даже принятые изменения позволяют украинским предпринимателям надеяться на существенное сокращение коррупционной составляющей.

«Основа стабилизации экономики лежит в уменьшении коррупции и защите прав граждан, – отмечает Евгений Невмержицкий. – На мой взгляд, в данных условиях необходимо максимально снизить налоги на малый бизнес, практически упразднить налог на минимальную заработную плату, исключить проверки малого бизнеса различными проверяющими органами и дать возможность предпринимателям выживать самостоятельно. Для таких ожиданий есть основания, так как действительно упростились условия регистрации и открытия бизнеса, включая предоставление административных услуг в электронном виде, что снижает коррупцию».

Несмотря на ликвидацию спецрежима НДС, неплохие перспективы на будущее получили аграрии. Но в то же время в других отраслях правительство не предложило достаточных стимулов для развития бизнеса. Представителям малого и среднего бизнеса придется еще туже затянуть пояса, поскольку государство по-прежнему смотрит на них как на один из главных источников формирования доходной части бюджета. В условиях, когда бизнес в стране и так едва выживает, такой подход может обернуться тем, что в 2018 году наполнять бюджет будет попросту некому.