Уплата налогов может стать более прозрачной, но представителям некоторых сфер бизнеса придется платить больше.

Декабрь – традиционно горячая пора для украинских парламентариев. Им приходится принимать множество законов, чтобы страна могла полноценно вступить в следующий год. Безусловно, самое важное задание в этот период – утвердить новый бюджет. Как правило, из года в год этот процесс превращается в целую эпопею, и народным избранникам приходится чуть ли не праздновать Новый год в здании Верховной Рады.

Пока что рано говорить, когда будет принят бюджет на 2017 год. Впрочем, депутаты постепенно готовят плацдарм для проведения «голосования года». В частности, в начале декабря парламентарии приняли в первом чтении законопроекты №5132 и №5368, в которых предлагается внести ряд изменений в Налоговый кодекс.

Ageyenko.ua проанализировал, как эти изменения повлияют на представителей бизнеса и обычных украинцев.

Все средства хороши

Разговоры об изменениях Налогового кодекса велись фактически в течение всего года. Больше остальных над этим вопросом работало Министерство финансов, которое еще 23 сентября выложило на своем сайте предварительную версию законопроекта №5132 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году». Тогда же Кабинет министров предложил парламенту рассмотреть данный проект закона. Но этот документ стал объектом длительных политических торгов. Вскоре после его регистрации в Верховной Раде депутат от Радикальной партии Андрей Артеменко предложил альтернативный законопроект. В условиях шаткого большинства подобная инициатива могла серьезно застопорить процесс принятия налоговых изменений, но на этот раз хитрый ход не сработал. За правительственный документ проголосовали 229 народных депутатов.

В пояснительной записке к документу говорится о том, что он принят в рамках ежегодного пересмотра некоторых налоговых ставок и служит цели сбалансирования бюджета, а также адаптации к нормам европейского законодательства. Кроме того, отмечается, что отдельные части Налогового кодекса, которые привязаны к размеру минимальной заработной платы, требуют изменений в связи с ее повышением до 3200 гривен.

В действительности некоторые изменения, предложенные Минфином, необходимы в первую очередь ради сокращения дефицита, который возник из-за слишком оптимистических показателей доходной части в начальном проекте госбюджета на 2017 год. Наполнять бюджет дополнительными поступлениями придется как бизнесменам, так и рядовым украинцам. Хотя изменения в Налоговый кодекс и преподносят под соусом реформ, но во многом они вызваны необходимостью в авральном порядке латать дыры в главном финансовом документе страны.

Вместе с тем новшества в Налоговом кодексе внушают определенный оптимизм. Менее резонансным, но даже более перспективным в контексте налоговой реформы является законопроект №5368 «О внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно улучшения инвестиционного климата в Украине)», который Верховная Ради приняла в первом чтении 8 декабря. Если правительству удастся реализовать на практике заложенные в нем механизмы, то Украина сможет сделать большой шаг вперед в борьбе с коррупцией в фискальных органах и повысить свои позиции в рейтинге ведения бизнеса.

Аграрии больше не в приоритете

Согласно законопроекту №5132, представителям аграрной отрасли придется окончательно смириться с отменой специального режима НДС и его возмещения экспортерам. При этом уже к концу 2016 года могут быть закрыты счета аграрных компаний, на которые раньше поступали средства от НДС. В законопроекте говорится, что главная цель таких изменений – борьба со схемами минимизации «налоговых обязательств с использованием сельскохозяйственных предприятий и безосновательного возмещения НДС».

Кроме этого, до 1 января 2019 года планируется не возвращать деньги, полученные в результате «отрицательного значения» – покупок аграрных товаров и услуг, которые не были реально направлены покупателям.

Спецрежим НДС изначально стал одним из самых обсуждаемых вопросов налоговой реформы. Его отмена была одним из требований МВФ, однако в 2015 году аграриям удалось сохранить некоторые преференции. К примеру, животноводам на спецсчета возвращали 80% от НДС, а растениеводам – 20%.

В 2016 году, чтобы избежать массовых протестов представителей сельскохозяйственной отрасли, правительство пообещало им заменить спецрежим НДС прямой бюджетной поддержкой. На нее смогут рассчитывать хозяйства, которые самостоятельно выращивают не менее 75% продукции.

Но пока что подобная замена выглядит неравноценной. С помощью режима НДС за год удавалось аккумулировать около 20 млрд грн, тогда как бюджетная поддержка при самых оптимистических раскладах позволит компенсировать в 3–4 раза меньше средств. Министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой заявил, что бюджетный комитет Верховной Рады намерен внести в бюджет поправку о том, что на дотации аграриям будет ежегодно выделяться 1% ВВП. Однако фермеры смогут ощутить реальную поддержку только при условии стабильного роста ВВП. С другой стороны, не совсем понятно, как будут распределяться дотационные средства. В украинских реалиях всегда существует угроза того, что они пойдут в карманы «любих друзів».

Вредные привычки станут дороже

Традиционно, когда речь заходит о необходимости привлечь в бюджет дополнительные поступления, одними из первых в список «дойных коров» попадают производители и потребители алкоголя, а также табачных изделий. Новая налоговая реформа не стала исключением – со следующего года ощутимо вырастут акцизы на водку и сигареты. Чуть меньше подорожают вино и слабоалкогольные напитки.

Создатели законопроекта подчеркивают, что таким образом всего лишь подтягивают украинские акцизы к европейским стандартам. В договоре об Ассоциации с ЕС Украина взяла на себя обязательства повысить акцизы на алкоголь и табачные изделия до европейского уровня. На данный момент налог на табак в Украине в 6 раз ниже, чем в Европе, а на водку – в 1,5 раза ниже.

Изначально планировалось, что повышение акциза для производителей вин и пива также составит 20%, но они смогли убедить правительство повысить ставку только на 12% – аккурат на уровне потребительской инфляции. Свою роль здесь сыграл горький опыт 2016 года, когда двукратное повышение акциза на игристые и десертные вина вызвало сокращение производства данной продукции на 33% и 51% соответственно. В результате в бюджет начало поступать еще меньше средств, чем до повышения акцизов.

Для потребителей повышение акцизных ставок значит автоматический рост цен на алкоголь и сигареты. К примеру, пачка сигарет подорожает на 3–4 грн, а бутылка водки – на 10–15 грн. В таких условиях может активизироваться теневой сектор, из-за которого рынок заполнит дешевая продукция плохого качества.

Дорогие дизель и интернет

Верховная Рада решила установить единый акциз на дизтопливо в размере 125,5 евро за тонну. Ранее этот акциз колебался в диапазоне от 95 евро до 125,5 евро за тонну в зависимости от содержания серы. Это может привести либо к подорожанию дизеля примерно на 1 грн за литр, либо к снижению качества топлива. Возможно, эти два сценарии будут реализованы одновременно, ведь у украинских импортеров пропадет стимул завозить в страну дизель высокого качества с низким содержанием серы. Правительство рассчитывает, что новый налог обеспечит бюджету около 6,7 млрд грн дополнительных поступлений.

В сфере телекоммуникаций Кабинет министров решил повысить ренту для операторов, работающих в диапазоне 2300-2400 МГц и 2500-2690 МГц. Примечательно, что рента увеличится почти в 500 раз – с 40,92 грн до 20 тыс. грн за 1МГц. В этих диапазонах работают маленькие компании, которые не могут похвастаться использованием инновационных технологий. Большинство из них вряд ли теперь сможет конкурировать с крупными игроками рынка. Таким образом малые компании просто банкротят, чтобы освободить частоты для 4G.

За последние пять лет рента в телекоммуникационной отрасли увеличилась примерно в семь раз. Такая ситуация не способствует интересу к украинскому рынку со стороны иностранных инвесторов и не позволяет пока что всерьез говорить о перспективах внедрения технологии 4G.

Обязательные чеки для торговцев техникой

Согласно законопроекту №5132, все продавцы сложной техники будут обязаны использовать кассовые аппараты. Депутатов обвинили в лоббизме интересов крупных компаний и борьбе с малым бизнесом. Но здесь необходимо учитывать еще два момента. Во-первых, ФОПы первой и второй групп сейчас пользуются выгодными льготными условиями. Часто большие продавцы техники ведут деятельность одного магазина через десятки различных ФОПов, что позволяет им уменьшить налоговую нагрузку. Во-вторых, покупателям сложно отстоять свои права, ведь закон «О защите прав потребителей» фактически не покрывает деятельность маленьких онлайн-магазинов. Фискальный чек может стать единственным доказательством покупки техники и гарантией того, что продавец будет отвечать за качество товара.

Кроме того, применение кассовых аппаратов – одно из требований ЕС, в частности, в плане защиты прав потребителей. Единственный противоречивый момент в законопроекте касается перечня товаров, которые подлежат продажам через кассовые аппараты. Пока что в этот список входят все товары, на которые распространяются гарантийные обязательства. Это значит, что даже флешки придется продавать вместе с чеками. Для ФОПов, которые работают в низком ценовом сегменте, нововведение действительно может вызвать ряд проблем, но все же большинство торговцев вряд ли почувствует на себе какие-либо серьезные последствия.

Хотя СМИ и некоторые эксперты уже успели преподнести норму о применении кассовых аппаратов как очередную «зраду», в действительности это скорее попытка заставить крупный бизнес играть по правилам, чем атака на мелкие онлайн-магазины.

Эту точку зрения поддерживает координатор общественной платформы «Новая страна» Тарас Козак:

  • – Мне очень не нравится, когда в супер- или гипермаркетах, больших сетевых магазинах, гигантах интернет-торговли в чеке на продажу товара вместо реальной корпорации стоит ФОП «Голопупенко». А на соседней кассе – ФОП «Босоноженко». И торгуют одним и тем же товаром. Это малый бизнес? Нет, это мимикрия под него, «схемы» с единственной целью – оптимизации налогов. Именно оптимизации, а не уклонения от уплаты налогов, ведь в законе есть такие «дыры».

    Имеем отрицательные последствия – большой спрос на контрабанду при импорте, махинации с НДС, вытеснение с рынка легального бизнеса из-за неконкурентных условий (схемщики экономят 15–20% на цене товара) и неуплаченные налоги.

    В Европе этот вопрос давно решили – все торговцы кроме газетчиков и чистильщиков обуви обязаны проводить операции через кассовые аппараты. И малый бизнес развивается там очень неплохо. Конечно, у нас условия хуже. В Украине есть бандитская фискальная служба и налоговая милиция, которые государство не хочет (или уже не может) поставить в рамки. И торговцы беднее – не каждому по карману покупка и обслуживание дорогого фискального оборудования.

    Поэтому, на мой взгляд, законопроект №5132 предлагает определенный компромисс – обязать ставить кассовые аппараты только там, где идет торговля серьезным товаром, который имеет гарантийный срок. А действительно малому бизнесу – продлить каникулы без кассовых аппаратов.

Мрачная тень ОПЗ

Последний пункт среди налоговых новшеств связан с двукратным повышением ренты на транспортировку аммиака с 2,4 доллара до 4,8 доллара за 100 км. Для большинства украинцев эти изменения не имеют никакого значения, но наверняка вокруг этой инициативы шли долгие и трудные переговоры.

Бюджет от повышения ренты вряд ли выиграет. Россия, скорее всего, просто снизит объем транспортировки, вместо того чтобы платить в два раза больше. А вот для ОПЗ увеличение ренты может стать критическим ударом, которого предприятие не выдержит. Ageyenko.ua уже писал о перипетиях вокруг ОПЗ, из-за которых завод пытаются продать по цене намного ниже его рыночной стоимости. Но даже в этих условиях приватизация предприятия была полностью провалена. После доведения завода до банкротства его можно будет вполне легально отдать «нужным» людям за сущие копейки.

Вследствие повышения ренты на транспортировку аммиака вырастет стоимость азотных удобрений. Это станет еще одним ударом по аграриям и приведет к очередному удорожанию сельскохозяйственной продукции.

Антикоррупционный законопроект

В контексте налоговой реформы не менее важную роль играет законопроект №5368 «О внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно улучшения инвестиционного климата в Украине)». Главная ценность этого законопроекта заключается в том, чтобы запустить процесс реформирования Государственной фискальной службы.

«Принятие законопроекта №5368 является очень важным в первую очередь для бизнеса, – говорится в официальном заявлении на сайте Министерства финансов. – В нем содержится много норм, которые существенно упрощают жизнь для бизнеса и создают условия для нормального развития. Этот пакет налоговых изменений является важной частью реформы ГФС, так как он устраняет возможности для системной коррупции в налоговой сфере».

Минфин подчеркивает, что участие в разработке этого законопроекта вместе с министерством и депутатами принимали представители бизнеса и общественные организации. Законопроект №5368 призван устранить коррупционную составляющую, которая сегодня является одной из главных проблем налоговой сферы. В частности, законопроект предусматривает повышение прозрачности процесса уплаты налогов. Очень важно, что у плательщиков налогов наконец-то может появиться полноценный электронный кабинет, с помощью которого они будут следить за налоговой отчетностью. Это значит, что представители налоговой службы лишатся возможности пригласить предпринимателя на встречу в неформальной обстановке. Раньше такие встречи не сулили налогоплательщикам ничего хорошего: им часто предъявляли ряд выдуманных претензий и предлагали решить проблемы на месте.

Ликвидация налоговой милиции – еще один важный шаг, который предлагает законопроект. Этот орган был создан при предыдущей власти, однако вместо борьбы против налоговых преступлений он превратился в репрессивную машину против предпринимателей. На смену налоговой милиции должна прийти финансовая полиция, главной функцией которой станет анализ данных, а не наказание якобы провинившихся бизнесменов.

Кроме того, ГФС лишат функции администрирования баз данных. Согласно законопроекту, администрировать все базы будет Минфин. Это снизит риски потери данных и манипуляций с ними.

Законопроект предусматривает создание единого реестра плательщиков НДС, что позволит устранить коррупционную составляющую в процессе возмещения НДС. При этом ГФС будет обязана своевременно публиковать информацию о заявках на возмещение с конкретными сроками возвращения средств.

«Этот законопроект – не косметическая реформа, – заявил министр финансов Александр Данилюк. – Это фундамент реформы ГФС и решение основных проблем бизнеса. Теперь уплата станет легкой и прозрачной. Весь бизнес в Украине ожидает на этот закон и поддерживает его».

Эксперты также считают, что законопроект №5368 позволит изменить ситуацию к лучшему. К примеру, эксперт Реанимационного пакета реформ Олег Гетман рассказал Ageyenko.ua, что это – «ключевой налоговый законопроект». В случае его принятия украинские бизнесмены наконец-то перестанут боятся карательной руки ГФС, а в Украину, возможно, даже придут иностранные инвесторы. Но об этих структурных изменениях можно будет говорить только после окончательного принятия закона и приведения его в действие.