Привлечение инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата уже длительное время является приоритетной задачей для Украины, которую, к сожалению, выполнить, пока не удается.

В Стратегии устойчивого развития «Украина – 2020» предусмотрено, что чистые поступления прямых иностранных инвестиций за период 2015 – 2020 годов составят более 40 миллиардов долларов США, а Украина должна занять в рейтинге Мирового банка «Doing Business» место среди первых 30 позиций. Однако, в нынешних политических и социально-экономических условиях, обеспечить рост соответствующих показателей является достаточно сложной задачей.

Несмотря на ряд реформ по упрощению ведения бизнеса в Украине, инвестиционная привлекательность Украины остаётся на достаточно низком уровне. И на это, безусловно, есть ряд объективных причин. Повышение инвестиционной привлекательности зависит от ряда факторов, в том числе и создания работающей институции по защите прав инвесторов.

С целью улучшения инвестиционного климата в Украине еще в 2014 году Указом Президента был создан Национальный инвестиционный совет (далее – Совет), консультативно-совещательный орган при Президенте Украины. В соответствии с Приказом состав Совета должен быть сформирован по результатам консультаций с представителями национальных и иностранных субъектов инвестиционной деятельности, бизнес ассоциаций, аудиторских, юридических компаний, а также международных финансовых организаций.

Инвестиции
Инвестиции (Источник: http://www.hnworth.com/)

Как известно, Национальный инвестиционный совет не является первой институцией с подобным статусом и функциями. До этого существовали Совет отечественных и иностранных инвесторов, который был ликвидирован соответствующим указом Президента, а также Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине. Что же принципиально нового в Национальном инвестиционном совете и станет ли он действительно работающей институцией – вопрос, который после неудачных попыток создать подобную институцию остается более, чем актуальный.

Совет был создан с целью активизации работы по развитию инвестиционного потенциала Украины, увеличения объема иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и обеспечение защиты прав инвесторов. Создание такого органа было обусловлено тем, что ситуация с привлечением инвестиций на данный момент является критичной, что обусловлено рядом макроэкономических, политических и социальных факторов.

В соответствии с Положением о Национальном инвестиционном совете, который был утвержден 29 августа 2016 года (далее – «Положение»), основными задачами Совета является разработка предложений по стимулированию и развитию инвестиционной деятельности в Украине, содействие в формировании основных направлений государственной политики в части улучшения инвестиционного климата, наработка предложений по стратегическому развитию инвестиционного потенциала, а также участие в разработке проектов актов законодательства по вопросам инвестиционной деятельности.

Для осуществления соответствующих заданий Совет имеет, среди всего прочего, право создавать совещательные экспертные комитеты и комиссии для подготовки предложений на рассмотрение, привлекать к работе в Совете работников министерств и иных центральных и местных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и иностранных специалистов, приглашать на свои заседания представителей органов государственной власти.

Экспертное мнение
Экспертное мнение (Источник: http://newsbel.by/)

Полномочия и функции Совета сформулированы достаточно широко и не конкретно, что не дает возможности точно определить дальнейшие функции Совета и основные направления его деятельности. В связи с этим возникает ряд вопросов, а именно: каким должен быть результат деятельности Национального инвестиционного совета? Что будет далее с наработками и решениями Совета? Какой порядок взаимодействия Совета с другими государственными органами? Какие критерии участия в Совете для специалистов и экспертов? Чем Совет принципиально будет отличаться от других институций, которые ранее уже были учреждены, но не стали эффективным механизмом по привлечению и защите инвестиций? Положением предусмотрено, что в состав Совета входят Президент Украины (в качестве Главы Совета), Глава Верховного Совета (по согласию), Премьер-Министр Украины, Глава Национального банка Украины (по согласию), Первый вице-премьер министр Украины, министр финансов Украины, Министр юстиции, а также, представители украинских и иностранных организаций и компаний, эксперты по привлечению инвестиций, специалисты в сфере экономики и финансов (по согласию).

Положением точно не определен количественный состав Совета, а также критерии отбора в состав Совета представителей бизнеса и бизнес ассоциаций. Положение содержит лишь общее положение, что в состав, по согласию, входят представители бизнеса и эксперты. В связи с эти не совсем понятно, кто и как принимает решение пригласить и принять в состав Совета, а также какими являются критерии отбора.

По моему мнению, было бы логичным определить критерии, которыми необходимо руководствоваться для принятия в состав Совета, а также четко прописать процедуру отбора и принятия решений Советом. При отсутствии подобных положений, создание Совета носит скорее декларативный характер.

Пожалуй, самым важным вопросом в части деятельности Совета является статус принятых Советом решений. Так, Положением предусмотрено, что решение Совета, в случае необходимости, реализуется через акты Президента Украины, внесение Президентом Украины на рассмотрение Парламента соответствующих законопроектов либо принятие членами Совета публичных обязательств по реализации права законодательной инициативы, права инициативы в принятии актов Кабинета Министров Украины либо актов Национального банка Украины.

Юристы
Юристы (Источник: http://iminlaw.pl/)

Таким образом, наиболее продуктивной работа Совета должна быть между проведением заседаниями, на которых просто принимается ранее разработанное решение. И в данном контексте также возникает вопрос, кто и каким образом будет разрабатывать те решения, которые должны быть приняты Советом и, впоследствии, реализованы.

Исходя из вышеуказанного, Совет является репрезентативной институцией, а его полномочия носят на данный момент скорее представительский (репрезентативный) характер. Но станет ли орган в подобном формате действительно эффективным?

Существует два экспертных мнения касательно возможного состава Совета, который мог бы обеспечить его эффективную работу. Во-первых, важно включить в состав специалистов и экспертов, которые непосредственно работают с иностранными инвестициями и на практике знакомы с существующими проблемами, с которыми сталкивается инвестор. Второй важный аспект при формировании состава – это включение не просто представители бизнеса, но и тех, кто сам будет готов инвестировать и, соответственно, будет заинтересован в эффективных реформах и их дальнейшей имплементации. В данном контексте возникает иной проблемный аспект: не станет ли в таком случае Совет всего лишь органом по лоббированию интересов определенного круга бизнесменов.

Как мне кажется, в Совете должен быть сформирован действительно сильный экспертный состав, который будет разрабатывать предложения по улучшению инвестиционного климата и защите прав инвесторов. При этом важно проанализировать причины, по которым предыдущее аналогичные институции не стали эффективным механизмом привлечения инвестиций и защиты прав инвесторов. Ведь попытки создать подобный орган уже предпринимались неоднократно.

Некоторые эксперты считают, что функции Совета должны заключаться не только в привлечении инвестиций, но и в их защите. Совет должен стать своеобразным гарантом в обеспечении плодотворного диалога с государственными органами власти. Для этого, безусловно, деятельности Совета будет недостаточно, поскольку защита инвестиций является комплексным процессом, который зависит от ряда политический и экономических факторов.