Расходовать государственные средства с помощью электронных закупок стало нормой на Западе. В Украине подобная практика внедряется через использование электронной системы закупок ProZorro, которая с 1 августа обязательна для всех публичных закупок.

Ожидается, что полный переход на ProZorro упростит доступ к тендерам для предпринимателей и разрушит схемы вымывания денег из бюджетов всех уровней, поскольку:

  • каждый участник сможет подать предложение и поучаствовать в электронном аукционе;

  • функции по регистрации, раскрытию и оценке тендерных предложений перешли от заказчика к электронным площадкам;

  • недобросовестный участник не получит информацию от заказчика о тендерных предложениях конкурентов;

  • отчеты о закупках формирует электронная площадка, а заказчику остается всего лишь их опубликовать.

Но годичная практика использования ProZorro на допороговых закупках показала, что эта система не позволяет в полной мере избежать проявлений коррупции.

Так, при проведении в марте-апреле 2016 года закупки оборудования и принадлежностей для туалетных комнат порта “Южный”, наиболее выгодные предложения отклонялись по формальным признакам, а победителями становились фирмы с ценами выше среднего.

В июле 2016 года клинический онкодиспансер провел закупку “устройств с держателем и насадкой”. Речь шла о швабрах, но знал об этом только один участник, который и победил в торгах.

Электронные закупки
Электронные закупки (Источник: http://prodigy.rocks/)

На практике уже можно увидеть такие способы уклонения от торгов как:

1. Занижение заказчиком ожидаемой стоимости закупок или дробление предмета закупки, исключающее применение Закона “О публичных закупках”.

Пример: больница при закупке 5 тыс. упаковок таблеток по цене 50 грн за упаковку, вместо одного тендера на 250 тыс. грн, проводит два по 125 тыс. грн. Сумма каждой из них не превышает порога в 200 тыс. грн, установленного законом и позволяет заключить договор с нужным поставщиком.

2. Установление квалификационных критериев или требований к предмету закупки под конкретного участника.

Так, диагностический центр объявляет закупку оборудования конкретной марки, комплектации или даты выпуска, которое он собирается купить у определенной компании. В процессе квалификации заказчик отсеивает остальных участников.

Система ProZorro сделала процесс госзакупок публичным, но пока не стала панацеей от коррупции и человеческий фактор (недобросовестного чиновника) еще присутствует в процедуре определения победителя.

Для снижения уровня коррупции необходимо работать над повышением общественной культуры закупок и Минэкономразвития уже создало институт региональных агентов ProZorro с целью проведения тренингов для заказчиков.

Сегодня только общественный контроль станет опорой в борьбе против коррупции. Отслеживание тендеров активистами, привлечение внимания СМИ и общественных организаций к нарушениям исключат возможность использования старых коррупционных схем.