Если компания постоянно осуществляет финансовые операции на определенные суммы, она обязана выполнять требования специального закона, направленного на противодействие отмыванию незаконно полученных средств. Кто и как это должен делать, чтобы не попасть под санкции?

Зачем нужен?

В начале «нулевых» Украина присоединилась к мировой системе противодействия легализации «грязных» денег. Была принята необходимая нормативная база и создана национальная система мониторинга финопераций. Сегодня она прочно встроена в международные структуры, в частности, The Financial Action Task Force (FATF). FATF вырабатывает общемировые стандарты для борьбы с легализацией преступных доходов, а также оценивает соответствие этим стандартам национальных систем финмониторинга.

В Украине действует двухуровневая система финмониторинга. Первый уровень — это т.н. субъекты первичного финмониторинга (СПФМ), которые определены специальным законом о финмониторинге и обязаны выполнять все его требования. Второй уровень — это госорганы, регулирующие ту или иную сферу в экономике (регуляторы), а возглавляет систему спецорган — Госфинмониторинг. Как правило, регуляторы издают свои подзаконные акты для упорядочивания работы в их узкой сфере, но основными законодателями по финмониторингу являются Кабмин, Минфин, Нацбанк и Госфинмониторинг.

Финансовый мониторинг
Финансовый мониторинг (Источник: http://pic.youziyue.com/)

Если коротко, то суть финмониторинга заключается в проверке СПФМ сделок на сумму, превышающую установленную законом, идентификации клиентов, пытающихся их провести, любых других подозрительных сделок, подпадающих под определенные признаки. Как результат, СПФМ может отказать в их проведении, приостановить проведение и информировать об этом в Госфинмониторинг.

Кто есть СПФМ?

Законом о финмониторинге определён круг СПФМ. В него входят все, кто работает с клиентурой и проводит различные финоперации:

  • банки и небанковские финучреждения;

  • компании, работающие с платежами;

  • биржи по продаже товаров и приравненные к ним;

  • профессиональные участники фондового рынка;

  • почтовые операторы или другие учреждения, осуществляющие денежные переводы;

  • представительства и филиалы иностранных компаний по предоставлению финуслуг;

  • специальные СПФМ, к которым отнесены: посредники при сделках с недвижимостью; торговцы драгметаллами (камнями) и специзделиями из них за «наличку»; организаторы лотерей и азартных игр; адвокаты, нотариусы, аудиторы и их объединения (компании), а также СПД, оказывающие услуги по бухучету, и юруслуги.

  • другие юрлица, не имеющие статуса финучреждения, но имеющие право предоставлять отдельные финуслуги.

СПФМ
СПФМ (Источник: http://www.cab-pozicky.sk/)

Все перечисленные СПФМ, кроме специально определенных, не являющихся юрлицами, должны организовать собственную работу по финмониторингу. Это предусматривает разработку, внедрение и постоянное обновление правил, программы осуществления финмониторинга и других внутренних документов. Кроме того, должен быть назначен отдельный сотрудник, который будет отвечать за проведение всего комплекса мероприятий по финмониторингу, предусмотренного законодательством.

Заметим, что вся работа по финмониторингу достаточно четко регламентирована соответствующими нормативными документами регуляторов и доводится до сведения СПФМ при принятии его на учет в Госфинмониторинге.

Что мониторить?

В обязательном порядке мониторингу подлежат финоперации, если их сумма равна или больше 150 тыс. грн или их эквиваленту в инвалюте, банковских металлах или иных активах. Для лотерейщиков и зарабатывающих на азартных играх эта сума равняется 30 тыс. грн. При этом финоперация должна иметь один, или несколько признаков:

  • деньги переводятся за рубеж или поступают оттуда с использованием анонимных счетов;

  • перевод (получение) денег, если один из участников финоперации зарегистрирован, проживает или находится в стране, отнесенной Кабмином к оффшорным юрисдикциям;

  • покупка (продажа) чеков за «наличку»;

  • перевод (получение) денег, получение или выдача кредитов (займов), других финоперации, если хотя бы один из их участников зарегистрирован, проживает или находится в стране, игнорирующей рекомендации FATF, или имеет в таком государстве банковский счет.

Перечень таких стран и территорий регулярно обновляется Кабмином исходя из исследований международных органов, в частности, FATF.

FATF
FATF (Источник: http://www.menafatf.org/)
  • операции и расчеты с наличностью;

  • наличие операций по текущему счету юрлица или ФЛП, если такой СПД работает меньше 3-х месяцев, или когда по такому счету операции не проводились с момента открытия;

  • перевод денег за рубеж по ВЭД-контрактам;

  • осуществление обмена банкнот на разные номиналы;

  • финоперации с ЦБ на предъявителя, не депонированные депозитарным учреждением;

  • операции с векселями;

  • операции по поступлению/переводу средств организацией, имеющей статус неприбыльной;

  • проведение финопераций по сделкам, по которым сторонами не определена форма расчета;

  • получение или перечисление страховых (перестраховочных) платежей, кроме обязательных отчислений в госсоцстрах;

  • выплаты по лотерейным выигрышам, оплата права участия в азартных играх (покупка жетонов, фишек и т.п.), а также выплаты выигрышей в азартных играх;

  • кредитование членов небанковских кредитных учреждений, два раза и больше за один день, если общая сумма составляет или превышает 150 тыс. грн.;

  • финоперации лиц, которые относятся к категории повышенного риска согласно законодательству о финмониторинге.

Лучше остановиться

Если СПФМ посчитает, что финоперация подпадает под вышеуказанные признаки, он имеет право приостановить ее осуществление на срок не более двух рабочих дней. В этот же день нужно уведомить об этом Госфинмониторинг. В свою очередь, регулятор вправе увеличить этот срок до 5-ти рабочих дней. Параллельно соответствующее сообщение направляется Госфинмониторингом в правоохранительные органы. Если за результатами проверки признаки отмывания денег не подтвердятся, решение об остановке операции отменяется, о чем уведомляется СПФМ.

Но когда спецорган посчитает подозрения СПФМ относительно финоперации мотивированными, ее приостановка будет продлена (до 30 дней), а в правоохранительные органы направлен уже более детальный материал. Так что дело в этом случае может принимать серьезный оборот, поскольку дальше «раскруткой» финоперации и клиента будут заниматься компетентные органы.

Если СПФМ выполнил все требования относительно идентификации финоперации, а главное вовремя сообщил «куда следует», претензий к нему не будет.

Санкции
Санкции (Источник: http://www.whogothacked.org/)

За что и как накажут?

Поскольку отмывание денег и терроризм являются серьезными преступлениями, то и наказание за нарушение законодательства о финмониторинге достаточно жесткое. Так, если СПФМ не выполняет требования закона, или выполняет его ненадлежащим образом, к нему могут быть применены санкции в виде штрафа, размер которого может варьироваться в пределах 100 — 2000 НМДГ, в зависимости, что и при каких обстоятельствах нарушено. Более суровым будет наказание для должностных лиц компании. Такое лицо может быть отстранено от должности по решению спецоргана, а если будет установлено его участие в преступной схеме по отмыванию средств, последует уголовное наказание — от трех до шести лет лишения свободы. Кроме того, виновное лицо будет лишено права на занятие определенных должностей или определенными видами деятельности не менее чем на два года, а его имущество подлежит конфискации. А сам СПФМ, как юрлицо, может быть ликвидирован по решению суда.

Таким образом, если компания по роду своей деятельности собирается заниматься финансовыми или приравненными к ним операциями и подпадает под статус СПФМ, рекомендуется тщательно изучить все вопросы, связанные с финансовым мониторингом. Иначе придется нести не только имиджевые, но и финансовые потери в виде штрафов, а в особо сложных случаях — возможно и уголовное наказание.