По настоянию МВФ парламент принял закон о финреструктуризации, который поможет бизнесу избавиться или отстрочить долги перед банками. Кто попадет под действие закона, и на каких условиях?

Несмотря на усилия, предпринимаемые банками для возврата проблемных кредитов, их доля в большинстве финучреждений составляет около половины корпоративного кредитного портфеля. Принятый закон позволяет кредитору и должнику применить процедуру добровольной реструктуризации без принятых в таких случаях механизмов принуждения.

Шанс очиститься

Финреструктуризация
Финреструктуризация (Источник: http://www.oekrainejaofnee.nl/)

Тенденция по наращиванию долгов предприятий перед банками давно требовала принятия действенного юридического механизма ее решения. Проблемные долги не давали прибыли банкам и ограничивали возможности предприятий привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Принятие закона о финреструктуризации должен разорвать этот замкнутый круг.

Сейчас те предприятия, которые еще могут быть финансово оздоровлены, получили шанс на вторую жизнь. Механизм реструктуризации поможет им привести в порядок свои долги, а банкам-кредиторам — «подчистить» кредитный портфель и увеличить ликвидность. В Нацбанке заявляют, что в случае успешного внедрения механизма реструктуризации банки смогут вывести из категории проблемных не менее 25% корпоративных кредитов. Безусловно, речь может идти только о тех предприятиях, которые еще подают признаки жизни и за счет оздоровления способны возобновить активную деятельность и погасить накопленную задолженность.

В экспертной среде также считают, что предложенный механизм, хотя и не совершенен, все же может стать в сегодняшней экономической ситуации одним из инструментов разблокирования проблемных долгов и восстановить платежеспособность многих предприятий. А это и дополнительны рабочие места, и налоги в бюджет.

Интересным нюансом закона является его временный срок действия — три года. По мнению его авторов, этого срока будет достаточно, чтобы получить определенные результаты и оценить эффективность предложенной процедуры. Если они окажутся положительными, срок будет продлен, если нет — действие закона закончится.

Долги
Долги (Источник: http://argentarium.odsoluciones.netdna-cdn.com/)

Стоит отметить, что не только Украина пытается остановить рост проблемных кредитов через их реструктуризацию. Подобный путь, и не без успеха, до нас прошли многие страны ЕС и Азии, чьи экономики сегодня считаются успешными и стабильными.

По согласию и под контролем

Вкратце, механизм реструктуризации выглядит следующим образом. Его реализацией, а также организацией процедуры и регламентации процессов будет создан специальный Наблюдательный совет. В этот орган войдут представители нескольких ведомств: Нацбанка. Минфина, Минюста и Минэкономразвития. Предприятия, имеющие критическую массу задолженности, договорившись со своими кредиторами в Набсовет с заявлением о сопровождении процедуры финреструктуризации.

Сам процесс происходит на договорных началах. Кредиторы, которых должно быть не менее трех, совместно с должником выписывают в соглашении все условия реструктуризации. Должник может заключить такое соглашение и с одним кредитором, если доля долга свыше 25% от общей задолженности. Кроме того, такое соглашение должно быть утверждено Нацбанком. А Набсовет будет контролировать выполнение сторонами условий договора и выступать арбитром, если между ними возникнут разногласия.

Кредиты
Кредиты (Источник: http://qtxasset.com/)

Одним из положительных моментов в законе для предприятий-должников является то, что документом предусматривается применение особого режима налогообложения к операциям, которые связаны с процедурой финоздоровления.

Также, в рамках проводимой реструктуризации предусматривается применение моратория на удовлетворение каких-либо иных требований. Его срок может продолжаться до трех месяцев, но допускается и продление на больший срок. В период действия моратория запрещено обращение взыскания на активы предприятия-должника, выполнение других требований кредиторов, а также начисление каких-либо финансовых санкций. Все действия по поиску инвесторов, распродажа имущества и иные механизмы урегулирования задолженности должны осуществляться после окончания моратория.

Как отмечают юристы-практики, предлагаемый законом порядок реструктуризации во многом схож с механизмом санирования предприятия в процедуре банкротства. Разница заключается в субъектах, проводящих процедуры: санацию сопровождает хозсуд, а реструктуризацию контролирует Набсовет. При этом закон о финреструктуризации не допускает проведения какого-либо вида санации предприятия-должника его менеджментом.

Юристы сомневаются

Некоторые положения закона вызывают сомнения в его успешном применении в сегодняшнем правовом поле Украины.

Бизнес
Бизнес (Источник: https://solutionsout.com)

Так, законом предполагается создать специальный арбитраж. Он должен выполнять функции хозсудов при возникновении споров между сторонами финреструктуризации. Тем не менее, многие юристы считают новый институт неконституционным, а требования к квалификации арбитров, их назначение и полномочия достаточно расплывчатыми, что может повлечь определенные проблемы. По мнению управляющего партера Suprema Lex Виктора Мороза, некоторая обтекаемость терминов, ограничение срока действия, дублирование положений закона о банкротстве могут привести к тому, что закон о финреструктуризации на практике окажется нерабочим. А применение отдельных его положений может и вовсе привести к многочисленным спорам с кредиторами, — считает юрист.

Действительно, поскольку некоторые положения закона, в частности, критерии, при которых предприятие-должник может получить право на реструктуризацию, выписаны не совсем четко, это может быть использовано им лишь для отсрочки процедуры банкротства.

Особое удивление вызывает привязка разрешения споров, которые будут возникать в процессе реструктуризации, к процедуре, действующей в Международном коммерческом арбитраже при ТПП Украины. С одной стороны, ход мыслей авторов закона логичен — в нем также предусматривается реструктуризация по обязательствам за договорами, заключенными на основании законодательства других стран. Но с другой — не совсем понятно, как будет происходить согласование норм разных юрисдикций без ущерба для интересов сторон. А с учетом загруженности нашей судебной системы, неопределенность статуса арбитров, которые вводятся новым законом, процесс урегулирования даже простых разногласий пока что непонятен.

Все же, невзирая на определенные недочеты закона, вполне вероятно, что какая-то часть должников сможет решить свои проблемы с банками и другими кредиторами. При этом малому и среднему бизнесу также стоит попытаться поучаствовать в механизме реструктуризации. Впрочем, есть в экспертной среде и скептики, которые считают, что закон выписан под крупные предприятия, в том числе и в госсекторе. А три года будет вполне достаточно, чтобы формально привести их в порядок и продать по низкой цене нужным людям.