По итогам первого квартала 2016 года можно подвести промежуточные выводы, относительно выполнения главной сметы страны властями.

«Государственный бюджет» - это словосочетание в нашей стране имеет гораздо больше значений, чем в любой другой. Это и традиционное – смета государственных доходов и расходов на год, и полуофициальное – перечень денежных потоков страны, и совсем неофициальное – уже поделенный «государственный пирог». Нам в рамках этой статьи интересен именно первый и основной смысл термина, потому как подошел к концу первый квартал и госорганы начали публиковать финансовую отчетность. И вот, в конце апреля на сайте Минфина появился сводный отчет об итогах первых трех месяцев 2016 года. Проект бюджета в декабре называли слишком оптимистичным. Удалось ли свести концы с концами Украине этой весной? Сейчас посмотрим.

Госбюджет
Госбюджет (Источник: http://ua.today/)

Общая информация

Закон Украины № 928-VIII «О государственном бюджете Украины на 2016 год» был принят 25 декабря 2015 года среди ночи. Правки в него делались буквально «на коленке», а некоторые изменения вносились с голоса, хотя и были до этого неоднократно обговорены в кулуарах. Причина спешки была в том, что МВФ требовал войти в новый год с бюджетом, а депутаты, как всегда, не могли договориться заранее. В итоге этот документ стал одним из самых спорных и неоднозначных. Впрочем, принятие добротного тщательно проработанного бюджета вовремя – это огромная редкость для отечественных реалий (за всю историю независимости такие годы можно посчитать по пальцам одной руки).

Из-за массы противоречий депутаты решили все их оставить в документе, для того, чтобы потом не спеша исправить отдельные статьи уже в 2016 году либо подкорректировать некоторые нормы подзаконными актами. Это стало причиной того, что в Закон стали вносить правки едва ли не сразу после зимних каникул. Нынешняя версия документа датируется 31 марта 2016 года – правки были внесены законопроектом № 1063-VIII. Текст обновленного бюджета доступен на сайте Верховной рады.

В последний день марта народные избранники рассмотрели законопроекты относительно господдержки угледобывающей отрасли: проект правок госбюджета предполагал внесение изменений в Приложение 3 закона «О Государственном бюджете Украины на 2016 год». Эти правки вносились вместе с пакетом из других нормативно-правовых актов, которые должны были поддержать угольную отрасль Украины, иначе довести до конца отопительный сезон было бы крайне проблематично. Среди них была изменена статья 1 Закона Украины «О повышении престижности шахтерского труда» относительно работников калийно-магниевых рудников, и т.д. детальнее вы можете прочитать в материале «Рада бросила деньги на дно шахты».

Госбюджет Украины
Госбюджет Украины (Источник: http://novostimira.net/)

В ближайшем будущем планируется внести правки в еще одну расходную статью бюджета. На этот раз премьер-министр Владимир Гройсман приказал внести коррективы в статью социальных расходов. Причина – двукратное повышение тарифов на газ для населения, что потребует такого же (если не более масштабного) увеличения расходов на субсидии. В чем тут экономия и как увеличение нагрузки на госбюджет одновременно сможет эту нагрузку снизить – объяснят всезнающие эксперты МВФ, которые породили этот и многие другие парадоксы действующего госбюджета.

Впрочем, «кивать» на один только МВФ не стоит. Там попривествовали повышение тарифов, но напомнили, что они требовали не этого, а сбалансированности статей госбюджета. То есть в итоге они все равно остались недовольны и вожделенный транш перечислять отказались. Таким образом МВФ переложил ответственность за повышение тарифов с себя на украинскую власть, которая все свои непопулярные действия пытается списать на Фонд.

Еще одно интересное решение – сделать один из самых высоких за историю независимости дефицит бюджета – в размере 83,69 млрд грн, или 3,7% прогнозного ВВП. При этом ВВП в этом году согласно документу должен вырасти на 2% (после прошлогоднего падения в 10,5%), а инфляция остаться на уровне 12% (в прошлом году было 43,3%). Добавим, что реальный дефицит бюджета гораздо выше прогнозного, поскольку многие статьи доходов были явно преувеличены. Так, поступления с одних только коррупционных доходов и конфискации имущества Кабмин предыдущего состава оценил в 7,7 миллиардов гривен в год. Это при том, что в 2015 году было получено всего 100 тысяч таких доходов.

Следовательно, к 83 миллиардам дефицита мы можем смело приплюсовать и эти «коррупционные доходы». Ожидания скептиков, кстати, уже подтвердились: по итогам первого квартала в казну поступило «аж» 80 тысяч гривен, о чем мы писали ранее. То есть, ни о каких мифических «коррупционных миллиардах» возвращенных в казну речи уже не может быть – план не выполнен. Безусловно, для того, чтобы в стране непуганых коррупционеров не собрать даже 1 миллиона гривен в год, необходима особая политическая воля и немалое старание («потеря» терабайт данных налогоплательщиков специалистами ГФС это как раз подтверждает).

В целом доходы госбюджета на 2016 год определены в размере 595,16 млрд грн, в том числе общий фонд – 562,81 млрд грн (остальное – спецфонд). Расходы были запланированы в размере 667,82 млрд грн, из них 633,51 млрд грн приходится на общий фонд.

Расходы главной сметы страны

За 25 лет независимой Украины мы настолько свыклись с идеей того, что без нашего участия распределяют бюджетные средства, что почти ни у кого не вызывает сомнений правильность и целесообразность их использования, а это все-таки деньги из бюджета каждой семьи и сотен тысяч компаний. В AGEYENKO попытались разобраться, на какие нужды пойдут «кровные» деньги украинцев.

Описать в деталях все статьи расходов бюджета в рамках одной статьи невозможно (только текст закона с приложения занимает несколько сотен страниц), поэтому сосредоточимся на основных статьях.

Расходы
Расходы (Источник: http://pravove-pole.info/)

Так, наибольше расходы традиционно приходятся на социальную сферу – финансирование Министерство социальной политики Украины в этом году запланировано на уровне 153 165 799,5 млн. грн. Но, как мы уже сказали, эта сумма будет меняться в связи с повышениями соцстандартов, повышениями тарифов (субсидии), а также в связи с изменениями налогообложения «элитных» пенсий. В меньшую или большую сторону - точно узнаем только в конце года, но очевидно, что шансы на снижение таких расходов чрезвычайно малы.

Следом с большим отрывом идет Министерство обороны – 55 500 000,0 млн. грн на год. Приплюсовать к Минобороны можно и подведомственную ему Службу внешней разведки Украины – ей выделено 950 040,0 млн. грн. Кроме этого – Администрацию Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, которая также идет отдельно – 1 500 401,0 млн. грн.

Тем не менее, эта ситуация, когда второе место по расходам занимает Минобороны – обманчиво. На самом деле вторым идет Министерство внутренних дел, просто его подведомственные госслужбы в смете страны идут по отдельным статьям. Так, само министерство получит в этом году 41 079 074,1 млн. грн. Подведомственная МВД Национальная полиция Украины – 14 709 551,9 млн. грн., Национальная гвардия Украины – 9 000 000,0 млн. грн., Администрация Государственной пограничной службы Украины – 5 499 960,0 млн. грн. К ним можно добавить также Государственную службу Украины по чрезвычайным ситуациям (профильное министерство было ликвидировано и присоединено к МВД) – 5 568 310,8 млн. грн. и Государственную миграционную службу Украины (подотчетна МИДу, но структурно ближе к МВД) – 1 400 000,0 млн. грн. Таким образом, мы можем констатировать, что Украина уже превратилась в полноценное «полицейское государство». Впрочем, период нестабильности всегда характеризуется ростом влияния правоохранительных органов.

Это определяет уровень расходов и на другие смежные сферы:

  1. Министерство юстиции Украины – 6 418 920,5 млн. грн.

  2. Служба безопасности Украины – 5 530 000,0 млн. грн.

  3. Генеральная прокуратура Украины – 3 289 009,4 млн. грн.

  4. Государственная судебная администрация Украины – 5 302 630,5 млн. грн.

  5. Управление государственной охраны Украины – 600 041,0 млн. грн.

После силового блока идут расходы на здравоохранение и образование. Минздрав должен получить 44 653 266,5 млн. грн. Минобразования - 25 965 066,0 млн. грн. плюс подведомственная ему Национальная академия наук Украины – 2 647 908,9 млн. грн.

Расходы на армию
Расходы на армию (Источник: http://abc30.com/)

Среди оставшихся статей расходов нельзя не упомянуть об оставшихся министерствах (не забываем, что деньги для министерства идут и на все подведомственные структуры – учебные заведения, госкомпании и пр.):

  1. Министерство финансов Украины – 8 238 802,3 млн. грн./194 070 133,5

  2. Министерство экологии и природных ресурсов Украины – 4 583 223,7 млн. грн.

  3. Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины – 1 881 454,8 млн. грн./ 4 465 893,5 млн. грн.

  4. Министерство иностранных дел Украины – 3 027 890,5 млн. грн.

  5. Министерство экономического развития и торговли Украины – 2 982 569,1 млн. грн.

  6. Министерство культуры Украины – 2 665 521,9 млн. грн. (плюс Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины – 819 260,1 млн. грн.)

  7. Министерство энергетики и угольной промышленности Украины – 2 009 754,7 млн. грн.

  8. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины – 1 488 229,2 млн. грн.

  9. Министерство молодежи и спорта Украины – 1 420 689,7 млн. грн.

  10. Министерство инфраструктуры Украины – 692 551,2 млн. грн.

  11. Министерство информационной политики Украины – 112 870,1 млн. грн.

Как видим «аутсайдером» в плане бюджетного финансирования является Мининформ, но учитывая количество занятых там сотрудников и подведомственных структур, можно увидеть несбалансированность этой статьи. Так, для популяризации страны за рубежом – этого явно недостаточно, а вот для финансирования добровольческих «Информационных войск Украины» - явно много (они ведь добровольческие – т.е. на безоплатной основе).

Расходы на службу безопасности Украины
Расходы на службу безопасности Украины (Источник: http://bykvu.com/)

Из наиболее значимых оставшихся статей выделим такие:

  1. Государственное управление делами Президента Украины – 1 365 922,3 млн. гривен.

  2. Аппарат Верховной Рады Украины – 941 782,2 млн. гривен.

  3. Хозяйственно-финансовый департамент Секретариата Кабинета Министров Украины – 324 778,0 млн. грн. / 647 894,9 млн. грн.

  4. Фонд государственного имущества Украины – 177 277,6 млн. грн.

  5. Центральная избирательная комиссия – 103 297,8 млн. грн.

Особо выделим еще две очень дорогостоящие госслужбы:

  1. Государственное агентство автомобильных дорог Украины – 18 762 189,0 млн. грн.

  2. Государственное космическое агентство Украины – 3 397 476,7 млн. грн.

Как видим, на финансирование президента, Кабмина и самих депутатов народные избранники не поскупились (это при том, что реальная сумма расходов на ВР будет выше – тут не учтено последнее повышение депутатского оклада).

Последний пункт особенно примечателен, поскольку ранее таких больших расходов на космическую отрасль Украина не делала, что может стать не ставкой, а скорее намеком на развитие современных технологий в нашей стране. Или хотя бы на сохранение нынешнего советского наследия в сфере ракетостроения.

А вот настоящими аутсайдерами оказались Государственная служба по вопросам Автономной Республики Крым и города Севастополя (ну тут все ясно) и Национальная служба посредничества и примирения Украины (очевидно, что примирение среди украинских граждан нынешняя власть своим приоритетом не ставит, хотя само существование такой структуры также вызывает вопросы).

Что нам демонстрирует первый квартал?

Согласно недавно опубликованным данным Государственной казначейской службы, этот план не выполнен. Причем как в части расходов, так и доходов. Примечательно, что план по доходам перевыполнен, хотя перекрыть сильный рост расходной части бюджета в первом квартале доходам не удалось.

Налоги
Налоги (Источник: http://berdichivnews.com.ua/)

Так, дефицит государственного бюджета за первые три месяца 2016 года составил 10,57 млрд грн. Для сравнения – за аналогичный период прошлого года был зафиксирован профицит на уровне 4,17 млрд грн., что, впрочем, связано с получением тогда многомиллиардных кредитов из-за рубежа. Дефицит общего фонда в январе-марте этого года составил 11,24 млрд грн, (в прошлом году – профицит составил 3,74 млрд грн).

Примечательно, что в первом квартале отсутствовали отчисления в государственную смету от НБУ, тогда как в прошлом году Регулятор направил в госбюджет 5,45 млрд грн (те самые кредиты). Ухудшило статистику также отсутствие поступлений от продажи лицензий на связь 3G, которые в прошлом году привели в бюджет 6,16 млрд грн.

Несмотря на в целом неблагоприятную статистику, можно с уверенностью сказать, что госбюджет не выполняется в полной мере. Тем не менее (и это уже признал премьер), некоторый «запас прочности» у госбюджета еще есть – предельно допустимый дефицит бюджета в 83,69 млрд грн, пока полностью покрывает нынешние показатели. Хотя, безусловно, гораздо важнее как правительство будет покрывать сам этот колоссальный дефицит – получение кредитов пока не предвидится, а реформы, аналогичные повышениям на тарифы для населения, лишь увеличивают нагрузку на казну.