С 1 апреля в силу вступили нормы нового Налогового кодекса – что изменилось?

Всех нас беспокоят наши доходы. Впрочем, гораздо сильнее обычно беспокоят расходы. И чем ниже доходы – тем выше беспокойство о расходах. Примерно также размышляет и государство в лице чиновников и народных депутатов. Поэтому в декабре со скандалом (ну это как всегда) был принят обновленный Налоговый кодекс. Он был сверстан под давлением Международного валютного фонда, требующего почти все нормы ужесточить, а многие налоги увеличить, сократив лишь социальный взнос.

Несмотря на разочарование, что не все «рекомендации» МВФ были учтены (депутаты пока не настолько «камикадзе», чтобы сразу и так резко ухудшить жизнь своим избирателям), и не все налоги повышены, в целом закон прошел – мы получили его «под елочку». Однако вводить новые нормы уже с 1 января после того, как 29 декабря был принят обновленный кодекс – это было бы чересчур даже в отечественных реалиях. Нет, большая часть норм начала действовать еще с начала года, но формально на новый Налоговый кодекс страна перешла только в «День дураков» - 1 апреля. Так что же изменилось, и как украинцы адаптировалась к этим нормам?

Для начала, скажем, откровенно – принципиальных отличий в новом кодексе от старого с точки зрения простого обывателя не так много (МВФ не зря возмущался). Они касаются в первую очередь бизнеса – единый налог и спецрежим налогообложения для аграриев. Об этом нельзя не сказать хотя бы пару слов.

НДФЛ
НДФЛ (Источник: http://www.ipukr.com/)

Новый Налоговый кодекс был заявлен как самый «революционный» с точки зрения упрощения налогового администрирования и дерегуляции. Поскольку для бизнеса, пожалуй, наиболее важные нормы вступили в силу с начала года, то можно уже с уверенностью сказать, что не так уж он и хорош. Бизнесмены говорят о тех же проблемах, что и ранее, а налоговые органы рапортуют о регулярном перевыполнении плана по сбору налогов. На фоне дальнейшего спада промышленности по итогам квартала, можно с такой же уверенностью сказать – главной целью налоговой реформы была отнюдь не дерегуляция или упрощение налогового администрирования, а повышение налоговых сборов для изрядно исхудавшей казны. Но есть и положительные сдвиги – в части выплат по социальному взносу, например – снизив его с 41% (плюс еще 3,6% - нагрузка сотрудника) до 22%, государство позволило несколько сблизить показатели реальной и «теневой» зарплаты в стране.

И тут мы, собственно, переходим к налоговой нагрузке на рядового украинца, ведь, несмотря на то, что выплаты по социальному взносу якобы делает работодатель, по факту итоговая нагрузка все равно идет на сотрудника – не было бы этого налога, он мог на такой же процент повысить реальную зарплату. Тем не менее, снижение этого показателя уже смогло несколько улучшить статистику по зарплате в стране.

Причем по всей стране, а не только в Киеве, где уровень оплаты труда за последние два года сильно ушел вперед по сравнению с остальными регионами. Оплата эта в большинстве отраслей там действительно выше в разы, чем в областях (антирекорд традиционно демонстрирует аграрная Тернопольская область), что делает не вполне объективным показатель средней зарплаты по стране, который высчитывает Госстат. То есть без учета Киева это было бы не 4580 грн по итогам февраля (по марту пока нет статистики), а гораздо скромнее.

С другой стороны – львиная доля всех зарплат выплачивается «в конвертах», как в Киеве, так и в регионах, и поэтому говорить о реальных показателях зарплаты в нынешних условиях очень трудно. Власти и МВФ, например, считают, что реальные доходы граждан раза в два выше задекларированных, что делает возможным и дальше повышать налоги и тарифы до «экономически обоснованного уровня». Сами граждане считают иначе, но кто их будет спрашивать? У нас в стране это не принято.

Итак, если бы те 22% соцвзноса оставались в кармане среднестатистического работника с ежемесячной зарплатой в 4580 гривен, то его зарплата выросла сразу бы на 1007 гривен. Не так уж много, учитывая инфляцию и девальвацию, но однозначно лучше, чем сейчас. Впрочем, это больше относится к разряду «хотелок», потому что объективно – соцвзнос у нас в стране теперь на уровне с соседями (с той же Россией и другими постсоветскими странами). В Европе или США другая структура пенсионного обеспечения, поэтому и ставки так могут сильно отличаться от наших. При его полной отмене у нас в стране придется отказаться и от пенсий старикам и инвалидам – соцвзнос плюс дотации являются главными источниками наполнения Пенсионного фонда. Поэтому надеяться на отмену социального взноса нельзя и с точки зрения государственного строительства – нереально. Но де-факто – его тоже вычисляют из наших зарплат, значит, мы имеем полное право засчитать его как «гражданский долг» каждого украинца.

Налоги
Налоги (Источник: http://partiya-sud.org.ua/)

К этой же категории относится налог на доходы физических лиц. Облагается им буквально всё – от зарплат и стипендий до инвестиционного дохода и призов с подарками. По крайней мере – формально (вновь не забываем о «теневой» экономике Украины, где откаты и «подарки» чиновникам являются едва ли не обязательными). Он составляет по новому Налоговому кодексу 18%. От той средней зарплаты в 4580 гривен это составляет около 824 гривны. Эти деньги уже даже формально не «вешают» на работодателя – их платит каждый человек с любого официального дохода. Причем облагается им наследство, продажа имущества, дивиденды и поступления с депозитов – то есть абсолютно все.

Даже пенсии попали в поле действия этого кодекса, хотя облагаются НДФЛ только те соцвыплаты, которые превышают объем трех минимальных пенсий – таким образом, правительство пытается компенсировать потери за соцвыплаты «привилегированным» пенсионерам. Поскольку сама Конституция запрещает снижать пенсии, то Кабмин пошел путем увеличения долговой нагрузки на пенсионеров. И в категорию «привилегированных» попали отнюдь не только экс-чиновники или судьи, но и ветераны труда, войны и пр.

К этому нужно добавить налог «на другой доход» в размере 5% для депозитов и в размере 18% - для инвестиционных поступлений. Таким образом, блокируется заинтересованность зажиточных украинцев инвестировать у себя в стране, что уже сказалось на обвале инвестиций в Украину (даже через офшоры, которые вроде бы и созданы для обхода этой нормы). Тем не менее, «простые» украинцы, по мнению правительства, хотя и имеют доходы раза в два выше, чем средняя зарплата (и которые скрывают), но депозитов при этом иметь не могут, как и инвестиционных доходов. Если же имеют, то обязаны платить по ним налоги как представители уже не «простых» обывателей, а прослойки зажиточных людей. В этом есть доля истины, но с учетом экономической ситуации в стране и позиции НБУ в отношении банков – можно ожидать «гибели» банковского сектора как независимой отрасли экономики.

Нацбанк ныне как «мрачный жнец», пожинает свой «урожай» из украинских банков, которых к концу года, по мнению некоторых экспертов, останется штук 50-60 (для сравнения – в 2014 году было 180 банков). Одна из причин неплатежеспособности финучреждений – уход клиентов. Многие украинцы не желают платить высокие ставки по депозитам, обоснованно считая, что деньги лучше держать в «чулке» под подушкой. Они и так обесцениваются, а если еще с депозита платить налоги, то ситуация выглядит совсем беспросветно. Даже с учетом валютных депозитов – ситуация не намного лучше т.к. налоги «съедают» весь эффект от сбережения валюты в надежде сократить потери от девальвации гривны. Таким образом, несмотря на то, что налог на депозиты и инвестиции платят далеко не все, и что рассматривается он властями как аналог «налога на богатство», он тоже относится к нагрузке на конкретного человека.

В этом же контексте можно вспомнить – военный сбор. Он всего 1,5%, но совокупно с другими налогами и взносами никого особо не радует. Безусловно, у властей есть право ввести такой сбор в условиях военного конфликта, и тут мало у кого возникают вопросы. Вопросы возникают в деле его администрирования – поскольку военные расходы с недавних пор все больше закрывают от общественности грифом «военная тайна», то говорить с уверенностью не можем о том, куда они будут «освоены» – на форму солдатам, прозябающим в окопах, или новые дачи генералам (прецеденты были). Впрочем, 1,5% это не очень много – от зарплаты в 4580 это около 70 гривен. Хотя отметим, что некоторые сотрудники госпредприятий жалуются на «добровольно-принудительное» отчисление 3% или даже большей суммы с их и так низкой зарплаты.

Отдельным направлением «гражданского долга» является налогообложения имущества. Так, за автомобиль стоимостью свыше 1 миллиона 30 тысяч гривен нужно будет заплатить 25 тысяч гривен налога в год. Это так называемый «транспортный налог». Он тоже рассматривается властями как «налог на богатство». Отметим, что уплачивается транспортный сбор в этом году только с автомобилей, купленных в течение последних 5 лет. Поскольку рядовой украинец со средней зарплатой в 4,5 тыс. гривен такую машину точно приобрести не сможет (если он, конечно, не чиновник – у этой работы своя «специфика»), то и мы не будем её учитывать. Тем не менее, это тоже «гражданский долг», но уже в категории «богатые тоже платят».

Впрочем, у государства очень размытые рамки «богатства» в отношении простых украинцев. Это хорошо видно на примере налога на недвижимость. Те же 25 тысяч гривен налога, что и на автомобили, будут платить ежегодно владельцы квартир с площадью свыше 300 квадратных метров, и домов, площадью от 500 квадратных метров. Это выглядит логично, хотя и обидно для владельцев таких домов. Но гораздо более обидно для большинства украинцев другое – к перечню «богатых» причислены все жители, и они теперь обязаны платить налог до 3% (в зависимости от решения местных властей) на свое жилье. Но не на все жилье – местные власти в ряде регионов установили льготы (как то разрешается законодательством) и снизили ставки гораздо ниже 3%.

Тарифы
Тарифы (Источник: http://pr-cy.ru/)

В Киеве, Днепропетровске, Хмельницком, Черкассах, Черновцах и некоторых других городах, например, остановились на ставке в 1% (минимальной). В Харькове, Ивано-Франковске, Виннице, Запорожье, и пр. – решили установить средний показатель в размере 2%. А вот в Кировограде, например, поставили рекорд – решили взимать всего 0,1%. Впрочем, большинство регионов не могут поступить также т.к. из этих средств местные власти обязаны финансировать свои нужды. В том числе ПТУ, школы, больницы и пр., ответственность за которые теперь возложена на региональные власти. Не будет взиматься налог – не будет средств на финансирование инфраструктуры. От этого правительству сплошные выгоды т.к. ответственность за повышение этого налога делает «крайним» местных чиновников в любом случае – повысят они налог (недовольство владельцев квартир и домов) или откажутся от финансирования школ с больницами (тоже все «камни» полетят в них, а не в премьер-министра).

Добавим еще, что облагается таким налогом не всё жилье. Существует норма о налогообложении только «лишних» квадратных метров. Отсчет их начинается с 60 «квадратов». То есть, если у вас квартира, например, 66 квадратных метров (стандартная советская 3-комнатная квартира в многоэтажке), то и налогом будет облагаться не вся квартира, а только «лишние» 6 квадратных метров. Вы должны будете за это заплатить 100 – 250 грн в год в зависимости от того, какие ставки установили местные власти. Владельцев таких квартир Кабмин признает «богатыми» (это же «налог на богатство», как-никак), но при этом не так чтоб уж очень, позволяя вычесть «льготную» часть квартиры.

Если вы обычный среднестатистический украинец с зарплатой в размере 4580 гривен, владеете старым (или дешевым) автомобилем и двухкомнатной квартирой, то «с вас» государство может получить сумму в размере около 2000 гривен ежемесячно (вместе с соцвзносом, который при учете средней зарплаты уже вычтен). Если вы живете в той самой трехкомнатной квартире советского образца (т.е. не «улучшенной планировки»), то к этим расходам раз в год придется прибавлять 200-300 гривен (в зависимости от региона проживания). Т.е. за год в целом нужно будет прямо или косвенно передать государству около 24 200 гривен.

Если же вы относитесь к среднему классу с зарплатой на уровне 10 000 гривен в месяц, депозитом (пусть будет на такую же сумму – 13-ю зарплату например туда положили после Нового года), новым автомобилем и хорошей квартирой площадью свыше 300 квадратных метров (может вы её приобрели до обвала гривны, когда 10 000 гривен считались «хорошими деньгами»), то ситуация меняется кардинально. В виде прямых налогов ежемесячно с вас государство будет получать 4150 гривен. Еще 500 гривен вы должны будете уплатить со своего депозита (5%) при снятии денег или ежемесячно перечислять по 5% при начислении процентов банком. Помимо этого, с вашего новенького автомобиля вы должны будете ежегодно платить по 25 тысяч гривен налога, и еще столько же со своего «роскошного» жилья в рамках выплат налога «на роскошь». Итого за 1 год вы должны будете потратить в рамках «гражданского долга» прямо или косвенно (соцвзнос, который якобы платит работодатель с з/п сотрудника) государству порядка 100 000 гривен (49 800 на ежемесячных платежах и еще по 25 тыс. за авто и квартиру, и 5% с депозита).

Примерно так в нашей стране и будет выглядеть суммарная нагрузка на среднестатистического украинца: социальный взнос, налог на доходы физических лиц, военный сбор, налог на недвижимость (обязательные), а также транспортный сбор, налоги на депозиты и дивиденды (для «зажиточных» украинцев). Если учесть, что вся эта нагрузка ложиться на человека с зарплатой в 4,5 тысячи гривен (но не забываем – это средняя зарплата, меньше этой суммы получает минимум треть населения), то можем констатировать, что «государственный долг» для нас является довольно тяжелой ношей. Если же вас вдруг причислили к «зажиточным», то «раскошелиться» придется еще серьезнее. Особенно это все «радует» на фоне постоянного роста тарифов ЖКХ, на газ, на отопление и пр. Поэтому неудивительно, что люди не спешат выходить из «тени» на «свет» – это ведь совсем не отблески «налогового рая»…