Интервью с генеральным директором компании AutoEnterprise Дмитрием Никоновым.

Кислорода на земле все меньше, а воздух все хуже. Чтобы решить проблему загрязнения атмосферы, человечеству стоит пересесть на электромобили, что поняли правительства ведущих стран мира. Потребность в воздухе и господдержка создают благоприятные условия для рынка электрокаров. Но как обстоят дела в этой сфере в Украине? Ageyenko.ua обратился за ответом к гендиректору и основателю компании AutoEnterprise. Фирма занимается импортом и популяризацией электромобилей в стране, а такжеподготовкой инфраструктуры для их использования: установкой зарядных станций, оборудованием паркингов.

  • А:

    Какова цель вашей компании? Для чего вы её создавали?

  • Д.Н.: Мы стараемся разорвать замкнутый круг: если нет зарядных станций, то нет электрокаров, и наоборот – если нет машин, то отсутствует и смысл ставить зарядные станции. Инвесторы компании видят в этом не только экономический, но и экологический смысл. Людям не все равно, каким воздухом будут дышать в будущем их дети.
  • А:

    Как давно компания работает, и в каких городах представлена?

  • Д.Н.: Мы функционируем уже 2,5 года, и присутствуем во всех городах Украины. Это может быть наш бренд, либо дилеры, партнеры.
  • А:

    Насколько активно растет рынок электрокаров в стране?

  • Д.Н.: На сегодняшний день мы занимаем 82% рынка в Украине. Каждые полгода динамика роста составляет не менее 400-500%. Это колоссальный прогресс благодаря нашим усилиям по популяризации электрокаров.
Новые авто в салоне. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
Новые авто в салоне. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
  • А:

    Почему стоит покупать электротранспорт?

  • Д.Н.: Люди начинают понимать, что в будущем у нас будет только два варианта: платить за кислород либо покупать электрокары. Развитые страны предлагают огромные дотации на использование машин на электрике. Выпускаются отчеты об экологическом состоянии и спустя пару месяцев начинаются очередные витки роста субсидий на покупку электрокаров. Из-за того, что полную информацию раскрывать нельзя, правительства пытаются исправить ситуацию с помощью дотаций.

    Если сведения об уровне загрязнения опубликовать, начнется страшная паника среди населения. Там сказано, что у нас не будет возможности нормально дышать уже после 2026 или 2029 г. Деревья поставляют лишь 40% кислорода, а остальное – планктон в океане. Вредные вещества выхлопа авто окисляют воду и убивают его. Из-за этого в США произошел взрыв популярности электрокаров. Да и дотация государства составляет 10 тыс. долл. Правительство понимает, что власть денег нивелируется, когда не будет чем дышать. Руководство Германии, Норвегии и других стран Европы тоже дают субсидии на покупку машин. Даже в России планируется до конца 2017 года оборудовать все заправки розетками для электрокаров.
  • А:

    В нашей стране есть механизм субсидирования?

  • Д.Н.: Нет, и пока не будет. Украина испытывает колоссальные финансовые трудности. Может в будущем, когда ЕС выдаст деньги на соответствующие программы. Мы как компания делаем с помощью инвесторовто, что в развитых странах строится за счет государства.Спонсоров уже более десятка, некоторые давно не живут в Украине, но считают ее Родиной, они настоящие патриоты.Речь идет о 300 млн инвестиций, но назвать конкретных персон я не могу. За их счет мы поставили более 300 зарядных станций, стоимостью 5 тыс.долл. за шт. и это не считая скоростных, которые в 2 раза дороже.
Вот так может заряжаться каждый электромобиль. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
Вот так может заряжаться каждый электромобиль. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
  • А:

    Депутаты заявляли о налоговых льготах, это правда?

  • Д.Н.: Мы постоянно контактируем с правительством на предмет снижения пошлины за ввоз машины. Мы предлагали также перечислять НДС на спецсчет, чтобы средства использовать на строительство инфраструктуры. Например, заехал автомобиль в страну, а уплаченные средства в виде налогов идут на установку зарядной станции.Представьте, если бы такой проект осуществился. У нас было бы уже 5 тыс. зарядных станций, т.к. ввезено 5 тыс. машин.

    Мы встречались с администрацией президента, и были приятно удивлены, что там есть люди желающие работать в этом направлении. У них имеются экологические отчеты, а также понимание, что пути назад уже нет. Уровень загрязнения воздуха высокий – попробуйте проехать днем в воскресенье через центр с открытыми окнами, чтобы в этом убедиться. Но улучшением ситуации обеспокоены, в большинстве случаев, только волонтерские и частные организации.Tesla до сих пор убыточна, но Илон Маск занимается этим, т.к. видит в своей компании надежду на улучшение ситуации. Если мы заменим хотя бы такси на электрокары, то мы откинем на 15 лет критический уровень загрязнения воздуха.
  • А:

    Насколько выгодно использовать электрокар в сравнении с традиционным авто?

  • Д.Н.: Если брать стоимость бензина, то за 10 лет вы потратите 1-2 стоимости машины. Електрокар за 3-5 лет возвращает вам потраченные деньги за счет экономии на топливе. Вы можете пополнять заряд аккумулятора на бесплатных станциях либо заряжаться дома за копейки. Плюс в том, что пополнение запасов энергии происходит не в час-пик, а ночью либо в середине дня, когда бытовое потребление падает. Мы не нагружаем электросети, как жалуются многие. Использование машины является практически бесплатным, приблизительно таким же, как стоимость замены масла в традиционном транспорте.
Машины бывают и компактными. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
Машины бывают и компактными. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
  • А:

    Слабое место электрокара это батарея. Сколько стоит её заменить и можно ли это сделать в Украине?

  • Д.Н.: Замена стоит 1000 долл. Это необходимо делать раз в 5-10 лет в зависимости от уровня падения емкости. Вы за 3 месяц активной езды отобьете эти деньги за счет экономии на бензине. Наша компания делает замену аккумуляторов в Харькове. Нам люди везут свои машины со всей Украины. Нужно понимать, что они не перестают работать полностью через 10 лет, они просто заряжаются не полностью – процентов на 80%, но электромобиль продолжает ездить.
  • А:

    Как происходит переработка батарей?

  • Д.Н.: Сейчас мы отправляем их на завод Nissan для 100% переработки. Нужно всего лишь разделить литий и ионы убрав связующее звено, чтобы опять сделать новый аккумулятор. Процесс полностью экологически безопасный и стоит копейки.По сути батареи являются вечными. Потери только трудозатратные.
  • А:

    Есть ли возможность организовать переработку в Украине?

  • Д.Н.: У нас уже есть два звена для выполнения этой задачи. Третий необходимый элемент планируется купить в ближайшее время, т.к. ищем поставщиков. В течение года мы хотим организовать переработку в Украине. Мы можем превратить литий и ионы в сырье, которые отправляются на завод. Построить линию производства нам все равно никто не даст.
  • А:

    Можно ли в Харькове организовать выпуск электромобилей?

  • Д.Н.: Самая главная проблема в том, что всё, делающееся здесь, не будет ездить без инженера. Производство автомобиля начинается с изготовления 50-100 опытных образцов, которые всячески тестируются, по сути разбиваются. Это занимает 3-5 лет с колоссальными затратами. У нас для этого нет ни средств, ни возможностей.

    С инженерами хорошими тоже проблема, в отличие от Европы и Америки, где выпускники ВУЗов выходят с огромным багажом знаний и практических навыков. У нас нет интеллектуальной элиты, которая готоваидеологически, полноценно работать на бизнес. Наша стратегия – купить то, что уже сделано и отлично работает. У нас стоит, например, Tesla Roadster, который не ездит нормально. Илон Маск, основатель компании, потратил 160 млн. долл. на её разработку, но не получил авто, которое полноценно работает. Он купил готовые узлы у других компаний, попытавшись их совместить воедино, но у него не вышло. Это и дало толчок к развитию своего производства электромобилей. В новых моделях остались лишь незначительные недостатки, которые легко устранить. Если у него не вышло, то что можно говорить о Харькове.
TeslaRoadster. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
TeslaRoadster. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
  • А:

    Есть ли у украинской среды готовность заниматься развитием рынка электрокаров? Например, ДТЭК Рината Ахметова ключевой в стране поставщик электроэнергии. Казалось бы, он заинтересован в поддержке электромобилей, ведь они ездят на электричестве – чем больше электрокаров, тем больше он заработает на продаже электроэнергии.

  • Д.Н.: Каждый инвестор всегда на этот вопрос отвечает так: «Кто этим будет заниматься?». Также и наши крупные бизнесмены думают. Мы занимаемся прикладными вещами, а не теорией. Например, мы хотим заменить все такси в стране на электромобили. Такое авто требует в среднем 50 л бензина в сутки. Минимум работает 20 тыс. машин. Количество рабочих дней в году – 350. Получаем расход в 350 млн л топлива. Это мы можем сэкономить, обновив автопарк. Задача выполняется года за 3, если покупать с аукциона по 500 машин месяц, а заниматься этим никто, кроме нашей компании, не хочет. Это готовое решение, которое работает, позволяя ежедневно уменьшать выбросы в атмосферу и экономить на топливе. В нашем электротакси сейчас 50 машин в городе. Мы также установили уже порядка 300 зарядных станций.
  • А:

    Какова стоимость перевозки для пассажиров?

  • Д.Н.: У нас цена не ниже, чем у традиционных такси. В сервис включена страховка каждого пассажира на 1 млн грн. Квалифицированные водители получают адекватную оплату. Персонал подбирается тщательно, даже есть рейтинг шоферов. У нас имеется механик, а также медсестра, и все это стоит денег. Наши автомобили отвечают высоким стандартам безопасности: есть подушки, четко работают ремни.

    Частный водитель электромобиля может себе позволить поставить цену ниже, чем, например, владелец ВАЗ-2101. А у нас есть лицензия, и исправно платятся налоги. Наше такси представляет средний ценовой сегмент – 40 грн. заказ и 5 грн. за 1 км. Если убрать сервис высокого уровня, то получится 2,5 грн. за 1 км. Клиентов у компании много, мы даже иногда не справляемся со всеми заказами. Люди платят за безопасность и высокий уровень сервиса. У нас были аварии, но пассажиры отделывались легким испугом, хотя машины были всмятку.

    Один клиент заказывал такси уже 1000 раз. Нам стало интересно: почему? Оказалось, что он попал в аварию на Daewoo, ударился головой о стойку, и теперь его мучают боли на смену погоды, несмотря на дорогие операции. Он больше не ездит на Daewoo и других дешевых такси, понимает теперь цену безопасности.
  • А:

    На наш рынок планирует зайти Uber, который также работает в сфере такси. Не будет ли сервис вашим конкурентом?

  • Д.Н.: Нет, мы беседуем с владельцами сервиса. Я общался с представителямиUber в Америке, убеждал их, чтобы они пришли на наш рынок, и они пришли. Плюс приходаUber в том, что у него высокие требования к автомобилям. В нашей стране они сыграют на повышение цены за перевозку, хотя в других странах наоборот цены опускал.

    Он работает по следующей схеме. Сервис доплачивает водителю за каждый км, чтобы все ездили через их службу. Когда больше половины таксистов будут пользоваться сервисом, цены поднимаются до 50 центов за 1 км (13,5 грн. по наличному курсу долл. – прим.ред.). После этого сервис получает комиссию 20-25% за поступление заказов, отбивая первоначальные доплаты. Получается, цены вырастут в 3 раза за пользование такси, к этому нужно быть готовым. Я бы не назвал это демпингом, но от частников на старых дымящих и разваливающихся «Жигулях» он нас избавит. Uber модернизирует автопарк, развивая рынок, а также убирает дешевых перевозчиков с низким уровнем обслуживания и требованиями к безопасности.

    Мы им предоставляем качественный транспорт, способный решить проблему загрязнения воздуха. У нас есть 52 машины и еще 100 скоро получим. По нашим договоренностям, каждые 2 месяца мы будем добавлять по 100 авто.Сейчас эти переговоры на заключительном этапе.

    Частники при этом не лишатся работы, а смогут перейти на работу к нам и пользоваться качественным транспортом, хорошо зарабатывать. За смену у нас водитель получает около 750 грн, а за сутки – до 1,5 тыс. При этом авто, на котором он будет возить людей, застраховано – даже в случае аварии он не должен будет покупать нам новую машину.

    Более того, кто захочет купить электромобиль, получит право на бесплатные пожизненные заказы от Uber или Яндекса. Речь о частниках. У нас работают сейчас 10 таких владельцев, которых мы снабжаем клиентами.
  • А:

    Какие модели электромобилей пользуются популярностью?

  • Д.Н.: Самой надежной машиной и идеалом электрокара является, на мой взгляд,NissanLeaf,за ним идет TeslaModelS, а потом уже все остальные. Первый дешевый и доступный при хорошем качестве, безопасности, а второй представляет уже более дорогой сегмент.
NissanLeaf. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
NissanLeaf. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
  • А:

    Учитывая, что вы предлагаете потребителям электрокары, не ставят ли вам «палки в колеса» поставщики бензина, например?

  • Д.Н.: Наоборот, мы подписали контракт с WOG на монтаж зарядных станций на всех заправках. Компания позиционирует себя больше как сервис на дороге, нежели в качестве традиционной АЗС. Мы являемся инвестором, а компания предоставляет нам площади для монтажа. Планируется сделать 450 станций, способных частично решить инфраструктурную проблему. ОККО тоже установили несколько зарядных станций, но они пока работают больше для вида – такой заинтересованности как WOG они не демонстрируют. По идее, мы должны оборудовать все 4 тыс. заправок по Украине зарядными станциями. Ведь остановиться на 20 мин подзарядиться полезно каждому человеку. Можно выпить чашку кофе, прогуляться, размяться.
  • А:

    Насколько серьезна у нас проблема инфраструктуры?

  • Д.Н.: В Харькове особой проблемы нет, ведь можно заряжаться дома по ночам. По трассе сложнее. В перспективе хотелось бы, чтобы каждые 100 км была зарядная станция. Заряжать машины можно быстро. Заезд на заправку бензиновой машины занимает 22-25 мин. Используя скоростные зарядки, удастся за то же время или даже быстрее получить запас на 250 км для электрокара.

    Если развита инфраструктура, то машина заряжается тогда, когда она не используется. Время покажется долгим, если машина будет стоять, когда она нужна, в ином случае этого просто не будет заметно. Мы сейчас делаем аукционпо продаже машин, за проведение которого не берем деньги с владельцев. Хозяевам транспорта мы будем предоставлять бесплатно электрокар, пока его бензиновая машина продается. Потом вы сами решаете, хотите ли купить наше электрическое авто.

    Проблема не в том, где дозаряжать, а в том, где заряжать. В частном доме это просто, но у нас 80% населения живет в многоэтажках. Но все решаемо – у себя в высотке я вывел розетку на улицу от своего счетчика на паркинг. Мы начинаем оборудование во дворах на трансформаторных станциях мест для зарядки, понимание местных властей есть. Если все пройдет нормально, Дзержинский район будет полностью обеспечен зарядными станциями уже в ближайшее время, остальные районы на очереди. Планируем оборудовать ими также все стоянки города.
Зарядные станции компании. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
Зарядные станции компании. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
  • А:

    Какой город все-таки лидер по количеству электрокаров – Киев или Харьков? Есть разные подсчеты…

  • Д.Н.: Харьков конечно. Их тут 50% от общего числа по Украине, что достаточно много. Это больше 1 тыс. шт.Мы занимаем первое место среди других украинских городов. В этом можно убедиться, просто проехав по улицам – на каждом шагу в центре стоят NissanLeaf. У нас есть электрическое такси, показывающее преимущества таких машин. Никто кроме нас не ставит зарядные станции для популяризации электротранспорта бесплатно, хотя каждая нам обходится в 5 тыс. долл. Это занятие не приносит нам денег, но наши инвесторы готовы идти на это ради развития страны. Это вклад в будущее для снижения уровня загрязнения воздуха.
  • А:

    На чем ездите вы сами?

  • Д.Н.: У меня NissanLeaf, потому что он мне нравится своей утилитарностью для использования каждый день. Жена пользуется Tesla, но не из-за того, что она крутая. Это самое безопасное авто в мире, и я хочу, чтобы мои родные были живы, здоровы в любой ситуации на дороге. В адекватных условиях за рулем Tesla никто пока не погиб, а также не получил серьезных травм.Был только случай с водителем, который заснул за рулем, что является тяжелейшим нарушением правил. Машина для жены, маленького ребенка выбиралась исключительно из этих соображений.

Нам удалось протестировать самый технологичный электромобиль, который можно купить в нашей стране - TeslaModel S.

TeslaModelS. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
TeslaModelS. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)

Дмитрий любезно предоставил нам личный автомобиль супруги Анны для проведения тест-драйва. Авто произвело на нас неизгладимое впечатление благодаря необычайной плавности хода. Это заслуга качественной ходовой от Mercedes бизнес класса и пневматики.Во время движения в машине можно говорить шепотом и это не преувеличение – пока мы ехали, на заднем сидении уснул ребенок. Из-за отсутствия шума мотора, а также хорошей изоляции, абсолютно ничего не мешает тихому общению.

Любители технических «примочек» будут просто в восторге от TeslaModel S. Авто имеет два жидкокристаллических экрана. Малый находится на месте привычного спидометра, показывая скорость и запас хода. Большой экран расположен на торпедо. Перечислять список особенностей не имеет смысла, так как этому в Сети посвящено немало статей, но вот возможность доступа в Интернет отметить нужно.

При необходимости, можно найти любую информацию в Сети прямо за рулем, получится, например, вывести карту с маршрутом, если едете в незнакомый город. Авто дублирует включенный сигнал поворота зумом, чтобы не забывать его выключать.

Tesla поражает и своей надежностью. По словам владелицы, в ней особо нечему ломаться, ведь конструкция очень простая, особенно электродвигатель.Ковыряться в гараже после работы уже не надо. Удобная посадка – это про Tesla. Дорогое офисное кресло покажется вам дешевкой, если провести несколько часов в дороге за рулем машины. Человек любого роста сможет расположиться с максимальным комфортом.

Для описания иных возможностей, особенностей электромобиля, мы пообщалась с одной из владелиц автомобиля.

  • А:

    Вы пользовались режимом максимальной мощности?

  • А.: Конечно, пробовала и не раз. У нас заднеприводная версия и по ощущениям разгон до 100 км/ч похож на заявленные 3,2 с. У полноприводных машин вообще 2,8 сек.
  • А:

    Что вам больше всего в ней нравится?

  • А.: Всё – это такой гаджет на колесах. После его появления, ты привыкаешь и воспринимаешь все примочки как данность, что так все и должно быть. Можно управлять авто с телефона, например, включать обогрев салона заранее, что актуально для прохладной погоды. По GPS можно смотреть, где находится авто – привез ее на СТО и видишь, что она там, никто не катается. Наша машина 2013 года выпуска, поэтому не имеет автопилота, т.е. проверить его работу не удастся, но на более новых он установлен. У нас есть возможность получать доступ к интернету. Ставите карточку мобильного оператора и серфите на сенсорном экране. Если работает автопилот, то никакой опасности нет, в том, что водитель отвлечется. Присутствует интернет-радио, можно пользоваться, если есть необходимость. Удобно, что на экран можно выводить изображение с камеры заднего вида, ведь зеркало в салоне у меня всегда повернуто на ребенка в кресле. Машина постоянно привлекает внимание, многие узнают модель, даже маленькие дети лет 4-5 знают, что это электромобиль.
TeslaModelS. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
TeslaModelS. (Фото: Анна Леоненко для Ageyenko.ua)
  • А:

    Вы оценили ее вместительность?

  • А.: Большой плюс в том, что в ней два багажника (спереди, сзади) т.к. нет мотора. Основное отделение просто огромное, сейчас в нем лежит две коляски: трость и универсальная. При этом, там еще есть место поставить сумки из магазина. А передний полностью пустой, на всякий случай.
  • А:

    Во время езды в электромобиле не хватает привычного шума мотора. Вы быстро адаптировались к такому?

  • А.: К этому быстро привыкаешь. Потом, когда садишься в обычную машину с двигателем внутреннего сгорания, не понимаешь, как можно ехать в таком шуме. Сейчас мы спокойно можем общаться, не повышая голос.
  • А:

    Оправдывается заявленный запас хода в 500 км?

  • А.: Если ехать размеренно по трассе 90 км/ч, то вполне. В случае обычного использования, без оглядки на автономность, запас хода снижается до 350-400 км. Я пользуюсь печкой, кондиционером когда нужно. Хочется обогнать кого-то – обгоняю. Езжу много, но, тем не менее, заряжаю машину также как и мобильный телефон. У нас во дворе зарядка, все соседи уже знают, что она для электромобиля, поэтому место никто не занимает. На дисплее показывается оставшееся количество километров. Если меньше 100, то это напрягает, поэтому ставлю заряжаться. Пополняю запас энергии не более 80%, чтобы продлить срок службы батареи. Величину можно задать в настройках, после чего поступление энергии прекращается. В принципе, если уровень заряда всегда находится в диапазоне от 20 до 80%, то срок ее службы неограниченный. Если же предстоит дальняя поездка, то заряжаю до 100%, но это редкость.
  • А:

    Поражает плавность подвески. За счет чего достигается эффект?

  • А.: Наша машина имеет пневматическую подвеску. Она оснащена эффектом памяти. Например, подъезжаете к бордюру или ямам на дороге, увеличиваете клиренс, компьютер запоминает место и следующий раз делает все в автоматическом режиме. Причем происходит это вне зависимости от наличия интернета.