Интервью с главой украинского представительства Hyundai Corporation Ильей Джонгом и старшим проект-менеджером корпорации Иваном Головко.

Hyundai является одной из крупнейших корпораций в мире, которая производит и продает практически все – от автомобилей и поездов до машинных масел и аграрной продукции. В Украине корпорация присутствует довольно давно. Она получила известность благодаря своим автомобилям и поездам. На каком этапе сейчас сотрудничество между корейской корпорацией и украинским бизнесом, что Hyundai может нам предложить и что сдерживает совместные проекты в разных сферах – ответы на все эти вопросы можно найти в сегодняшнем интервью. Отвечали нам на них два ключевых топ-менеджера украинского подразделения корпорации – глава представительства Hyundai Илья Джонг и старший проект-менеджер Иван Головко.

Hyundai Corporation
Hyundai Corporation (Источник: http://www.sobrecoches.com/)
  • А:

    Илья, расскажите немного о себе: как вы пришли в этот бизнес, где учились, как оказались в Украине?

  • И.Дж.: Я учился в Киевском национальном лингвистическом университете, выпуск 2006 года. Потом отслужил 2 года в армии в Корее, после чего присоединился к корпорации Hyundai. Работал в центральном офисе до конца 2014 года, когда меня отправили в Украину – в киевский офис. Официально я тут работаю с 1 января 2015 года.

    В Корее я работал в отделе продаж подвижных составов. Профиль мой – работа со странами СНГ: Казахстаном, Азербайджаном. Я вел, например, проект по продаже 90 вагонов для электропоездов «Украинской железной дороге». Мы в 2010 году заключили с украинской компанией соглашение по поставкам вагонов в рамках подготовки к «Евро-2012». Важно отметить, что профинансировало этот проект правительство Кореи через Экспортно-импортный банк. Заем был выдан под государственные гарантии Министерства финансов Украины.

    Мы поезда успешно отправили в Украину. Да, были сложности с эксплуатацией в зимний период, но сейчас эти поезда уже адаптированы к местным условиям, к инфраструктуре. Сейчас мы осуществляем техобслуживание подвижных составов – контракт на обслуживание был заключен в 2012 году. Было создано наше депо на 70 сотрудников. Я все эти процессы контролирую.
  • А:

    Hyundai – это всемирно известный бренд. Какие у корпорации есть планы по продвижению в мире и в Украине?

  • И.Дж.: Корпорация Hyundai разделяется на две группы компаний – Hyundai Motors Group и Hyundai Industries Group. В первую входит производство автомобилей (в том числе KIA), поездов (Hyundai Rotem), трамваев. Вторая группа объединяет судостроение и производство других видов техники.

    Наша корпорация также пытается развивать агросектор – это наш стратегический интерес. Начали с региона Южной Азии, а теперь стремимся развивать это направление по всему миру.

    Наше отделение в Украине является экспортным окном для продаж всей продукции группы Hyundai, независимо от отрасли. Второе наше направление – бренд-бизнес. То есть продажа прав на использование бренда Hyundai. Мы продаем права компаниям по всему миру, за что получаем роялти. Так, например, выпускаются смартфоны, телевизоры, кондиционеры и другая продукция под брендом Hyundai.
  • И.Г.: Мы отвечаем не только за украинский рынок, но также за рынки Центральной и Восточной Европы.
Hyundai
Hyundai (Источник: http://www.bloomberg.com/)
  • А:

    Можете сказать что-либо про Hyundai Electronics? Корейская техника и электроника востребована на украинском рынке.

  • И.Дж.: Это пример бренд-бизнеса. К нам приходит какая-либо компания (украинская, например), мы подписываем контракт, и она работает под нашим брендом – закупает, к примеру, китайскую электронику и тут продает. Мы следим за качеством этой продукции, чтобы она соответствовала имиджу бренда. Также мы предлагаем клиенту заводы и модели для производства, отвечающие нашим стандартам, но сами электронику не разрабатываем.

    Мы оказываем также маркетинговые услуги нашим партнерам, покрываем 5-10% их рекламных расходов.

    Сейчас этот бизнес в Украине немного затормозился после девальвации. Мы заключаем контракты в долларах, а для украинских компаний это стало труднее – стоимость контракта в гривне выросла в три раза. Но мы ожидаем, что вскоре ситуация улучшиться.
  • А:

    Писали, что у вас готовится проект во Львове.

  • И.Г.: Да, СМИ писали, что мы совместно с «Электроном» планируем построить завод, но это пока только на стадии рассмотрения.

    Дело в том, что мы занимаемся только крупными проектами, а все знают, какие сегодня кредитные рейтинги Украины, и получить под них финансирование не так легко. Поэтому пока почти все наши проекты на стадии изучения.
  • А:

    Опишите еще одно ваше подразделение – Hyundai Oilbank. Этот бренд также присутствует на украинском рынке.

  • И.Дж.: Это дочерняя компания Hyundai Industries. Oilbank сейчас агрессивно продвигает свой бренд моторного масла премиум класса Xteer. Мы подписали контракт с украинской компанией Левада Ойл, которая осваивает украинский рынок как наш дилер. Рынок масел Украины на самом деле насыщен – тут присутствует много брендов. Украинский потребитель предпочитает низкий ценовой сегмент, а наша продукция находится в премиум-классе, поэтому продажи пока не очень хорошие. Сейчас мы пытаемся найти своего клиента, который бы привык к нашему бренду и нашему качеству.
  • А:

    Вы упоминали об интересе корпорации к агросектору. Вы развиваете это направление в Украине? Какие еще отрасли вам могут быть интересны в нашей стране?

  • И.Дж.: Украина нам интересна как страна с развитой аграрной сферой. Она, к примеру, третья в мире по поставкам зерна. Hyundai начала развивать это направление только в начале 2016 года, и пока у нас нет конкретных проектов в Украине. Сейчас мы на стадии изучения вашего рынка. Рассматривается схема производства аграрной продукции в Украине, для продажи её третьим странам, в которых есть наши представительства.

    У нас сейчас 40 представительств по всему миру, но это направление для нас новое, поэтому контактов покупателей у нас пока немного. Мы сегодня осваиваем более близкий нам регион Южной Азии, но если эта трехсторонняя схема работы проявит себя успешно, то будем развивать аграрное сотрудничество и с Украиной. Нам интересно выращивание здесь на экспорт сои, кукурузы и т.д. Мы хотели бы выращивать продукцию на своих предприятиях в вашей стране, а не работать как посредник. Но это далекие планы.

    Кроме того нам интересны сферы металлургии, автомобилестроения, машиностроения, но сейчас, после девальвации, цены в этих сегментах, скажу прямо, неконкурентоспособные. Если компания хотела купить у нас, например, нержавеющую сталь, то мы могли предоставить финансирование. Но сейчас, из-за непростой ситуации в Украине, наши страховые компании, которые покрывали до 90% таких сделок, не предоставляют финансирование.
  • А:

    Год назад украинское правительство объявило о масштабной приватизации. Вам какие-то объекты интересны?

  • И.Г.: Нет, не интересны. Мы ищем возможности для запуска совместных проектов с корейским производителем.
  • И.Дж.: Нам интересна сфера производства поездов в Украине. Здесь есть хорошая база. Мы тогда смогли бы покрыть рынок СНГ и Восточной Европы. В Украине дешевая рабочая сила и высокий уровень инженеров. Нам в этом контексте интересны отдельные подразделения «Украинской железной дороги» для создания совместного предприятия по обслуживанию и производству комплектующих или поездов.
Hyundai Corporation
Hyundai Corporation (Источник: http://www.automotivesuppliers.pl/)
  • А:

    Скажите, в нынешних условиях вам выгодно вести бизнес в Украине?

  • И.Дж.: Нам выгоден контракт на обслуживание поездов. Благодаря тому, что были некоторые проблемы в прошлые годы, мы многому научились, познакомились с инфраструктурой железной дороги и менталитетом людей, ввели ряд ноу-хау.
  • И.Г.: Ситуация в Украине непростая, но мы пытаемся найти какие-то приемлемые варианты сотрудничества. Уровень платежеспособности для осуществления крупных инфраструктурных проектов снизился. Не только в Украине, но и во всем мире. Поэтому сейчас работать довольно сложно.

    Но мы пытаемся работать в этих условиях, предоставляем под проекты финансирование Экспортно-импортного банка Кореи. Такое финансирование, например, было выделено на поставку в Украину 10 электропоездов. Также работаем с Фондом экономического развития и сотрудничества Республики Корея (EDCF). От этих двух организаций мы ищем возможности инвестирования в какие-то большие проекты в Украине. Рассматриваем возможности сотрудничества с некоторыми городами, с «Укрзализницей».

    С последней мы ведем переговоры по поводу организации производства в Украине локомотивов, скоростных и пригородных поездов. А с городами ведем переговоры по поставкам трамваев и автобусов. Но мы изучали предыдущие тендеры, и увидели, что состояние инфраструктуры очень плохое (особенно трамвайных рельс). Поэтому мы рассматриваем возможность организации комплексных мероприятий. То есть не просто поставок транспорта, а еще и ремонт путей, дальнейшее техническое обслуживание.
  • А:

    С какими проблемами вы сталкиваетесь в Украине?

  • И.Дж.: Я бы сказал, что главная проблема – культурные различия. Могу еще сказать о сложностях, которые были во время запуска наших поездов. Большая часть проблем, которые возникли тогда, касались не наших поездов, а украинской инфраструктуры. Но мы эту ответственность взяли на себя, и теперь нам трудно восстановить имидж. После смены правительства, украинская сторона признала, что проблем у вашей инфраструктуры больше, чем у наших поездов.

    Первоначально было сложно, но мы не хотели просто уйти с рынка, признать поражение. Мы очень много средств потратили на адаптацию поездов, и теперь можем сказать, что этот проект оказался успешным.
  • А:

    Расскажите о вашем автомобильном направлении: как ваши авто продаются на украинском рынке?

  • И.Дж.: Автомобильное направление у нас работает отдельно – тут в Киеве есть свои представительства Hyundai Motors и KIA. Наша роль только в предоставлении финансирования этим подразделениям.

    В целом по рынку ситуация сейчас плохая в связи с той же девальвацией. В 2013 году доля продаж Hyundai на всеукраинском рынке была 30% - это было 1-е место, но эту позицию нам удержать не удалось из-за невозможности проводить более гибкую ценовую политику. KIA была тогда на 4-м месте.

    Сейчас нас обошли китайский бренд Geely и японская Toyota. Они проводят довольно агрессивную экспансию на рынке, предлагают лизинговые услуги. Hyundai сейчас опустилась, если не ошибаюсь, на 4-ю позицию в Украине. Наши конкуренты понесли убытки, которые вынуждены покрывать с других рынков, но это позволило им улучшить продажи.

    Hyundai, хоть и с опозданием, но собирается ввести аналогичную ценовую политику. Украинцы хорошо оценили наши автомобили, поэтому мы ожидаем, что позиции на рынке у нас вскоре восстановятся.
  • И.Г.: Наше подразделение сосредоточено на сегменте поездов, городского транспорта. Непосредственно автомобилями занимается Hyundai Motors и Bogdan Motors. Мы предоставляем финансирование для автомобильных сделок, но как таковым этим направлением не занимаемся. Мы занимаемся всем, кроме автомобилей.