Вспоминаем ключевые события уходящего года, которые еще не раз напомнят нам о себе в 2017 году.

Для Украины 2016 год выдался достаточно противоречивым. С одной стороны, экономика страны наконец-то остановила падение и начала медленно расти. С другой – в Украине по-прежнему не произошло каких-либо структурных изменений, позволяющих надеяться на приближение анонсируемого многими политиками украинского «экономического чуда». Можно порадоваться тому факту, что уровень жизни украинцев в 2016 году прекратил ухудшаться или можно возмущаться из-за того, что он так и не начал расти. Здесь все как в истории с наполненным на 50% стаканом, который одни называют наполовину пустым, а другие наполовину полным…

Ageyenko.ua вспомнил 10 самых важных событий уходящего года, которые окажут существенное влияние на экономическую ситуацию в Украине в 2017 году.

1. Национализация ПриватБанка

(Источник: http://static.espreso.tv/)

Эпопея вокруг крупнейшего банка страны завершилась по самому мягкому среди возможных сценариев. По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, дыра в капитале банка на момент национализации составляла 148 млрд грн. Если это правда, то исход истории с ПриватБанком кажется логичным. Предыдущие владельцы даже если бы хотели, то не смогли бы покрыть такой огромный дефицит капитала своими силами, тем более с учетом того, что дела группы «Приват» сейчас идут не лучшим образом. Правительство, в свою очередь, просто не могло обрушить банк, в котором обслуживается половина взрослого населения страны. В противном случае в Украине могла бы начаться новая революция.

В итоге дыру в балансе банка покроют за счет государства, которое теперь контролирует примерно 60% банковской системы Украины. В краткосрочной перспективе национализация ПриватБанка не должна сказаться на его работе. Но в 2017 году украинцы еще почувствуют на себе перемены, связанные со сменой собственника главного банка страны. Наверняка ПриватБанк понизит депозитные ставки, которые были на порядок выше средних по рынку, особенно в валюте. Хотя деньги на докапитализацию ПриватБанка будут внесены в уставной фонд и не попадут на валютный рынок, они все равно окажут психологическое давление на курс гривны. Эксперты предупреждают, что вследствие национализации ПриватБанка курс доллара может повыситься на 1–2 грн. Только накануне национализации клиенты банка умудрились за один день снять 2 млрд грн наличных средств. Так что в случае любых проблем в работе ПриватБанка паникеры могут на определенное время взбудоражить валютный рынок.

Если учитывать то положение, в котором оказался ПриватБанк в преддверии национализации, то мирный переход в собственность государства – это скорее плюс, чем минус. Клиенты банка могут спать спокойно, тем более что по инициативе президента государство теперь гарантирует им возвращение всех вкладов. Но рано или поздно 148 млрд грн, которые будут влиты в ПриватБанка, придется возвращать. И ляжет эта «почетная» миссия прежде всего на плечи украинских налогоплательщиков. Да и включение «печатного станка» в таких колоссальных объемах наверняка не пройдет бесследно для нашей экономики.

«Хотя ПриватБанк и является самым большим банком страны, он вряд ли будет оказывать негативное влияние на гривну в тех рамках, в которых он оказался, - дает для нас оценку результатов национализации финансовый аналитик Виталий Шапран. – Отток вкладов ему не грозит, думаю, скорее передвижение капитала. Также на курс может повлиять рост минималки, но его влияние будет растянуто во времени, и, наверное, войдет в коридор базового варианта».

2. Снятое проклятие третьего транша

(Источник: http://4.bp.blogspot.com/)

За последние 10 лет Украина согласовывала с МВФ ряд кредитных программ, но за это время только один раз, в 2008 году, смогла получить третий транш по кредитной программе stand-by. Во всех остальных случаях МВФ «замораживал» сотрудничество, видя что украинская сторона не выполняет требований кредитора.

Казалось, что и на этот раз Украина не дождется третьего транша, ведь в последний раз МВФ выделял нашей стране деньги еще в августе 2015 года. Однако в сентябре 2016 года главный кредитор все же перечислил Украине деньги. Правда, в размере всего в 1 млрд долларов, хотя представители власти надеялись получить 1,7 млрд долларов. Но главное здесь не сумма, а положительный сигнал: МВФ по-прежнему верит в нашу страну. Вскоре после положительного решения МВФ Украина получила кредитные гарантии на 1 млрд долларов от США. Другие кредиторы также стали более сговорчивыми.

По словам Валерии Гонтаревой и министра финансов Александра Данилюка, МВФ может принять решение о выделении очередного транша Украине уже в январе. Несмотря на заверения высокопоставленных чиновников, шансы на получение нового кредита в начале года откровенно небольшие. Ровно на экваторе четырехлетней программы EFF, рассчитанной на 17,5 млрд долларов финансовой помощи, Украина получила только 7,7 млрд, из которых 5 млрд составил первый транш. Если правительство планирует получить полное финансирование от МВФ, ему стоит заметно ускорить темп реформ.

3. Принятие «человекоцентричного» бюджета

(Источник: http://static.ukrinform.com/)

Пожалуй, Украина – единственная в мире стране, где принятие бюджета считается едва ли не ключевым экономическим событием года. По старой традиции парламент принимал главную смету страны в последний момент, ранним утром 21 декабря, после целого дня беспрерывных обсуждений и консультаций. Политические силы во главе государства меняются, но методы принятия бюджета остаются прежними: правки в последний момент за закрытой дверью и голосование измором.

Владимир Гройсман называет Бюджет-2017 «человекоцентричным», намекая, что в нем предусмотрено возобновление социальной справедливости. Главные показатели бюджета действительно выглядят оптимистично для простых украинцев: рост ВВП на уровне 3%, курс 27,2 грн за доллар, инфляция в пределах 8,1%. Правительству удалось снова сократить дефицит бюджета, который составит 3% в сравнении с 3,7% в бюджете 2016 года. В 2017 году в два раза увеличится минимальная зарплата, дважды будут повышены пенсии. Правда, пенсии, в отличие от минимальной зарплаты, за год вырастут только на 126 грн. Вместе с ними увеличится дефицит Пенсионного фонда, который составит 156,2 млрд грн в сравнении с 145 млрд в 2016 году. Да и повышение минимальных зарплат имеет целый ряд «подводных камней» для малого и среднего бизнеса.

Однако экономические реалии в любой момент могут внести в бюджет коррективы, как это уже не раз случалось за последние годы. К примеру, большие сомнения вызывает способность правительства в течение года держать курс на обозначенном в бюджете уровне. Показатель инфляции также кажется слишком оптимистическим.

4. Провальная приватизация

(Источник: http://pkk.kg/)

В бюджет на 2016 год было изначально заложено 17,1 млрд грн поступлений от приватизации. Согласно отчету Фонда государственного имущества Украины, в нынешнем году удалось продать 147 объектов на сумму 331 млн грн. Фонд объявил более 1000 аукционов, но результаты его деятельности в 2016 году назвать удовлетворительными сложно.

ФГИ полностью провалил приватизацию ключевых объектов – Одесского припортового завода и государственных пакетов облэнерго. Только благодаря продаже ОПЗ фонд планировал принести в бюджет 13,2 млрд грн. Но две попытки продажи завода закончились полным фиаско: никто не захотел покупать актив даже за 5,16 млрд грн. В итоге завод встретит 2017 год без нового владельца. И это притом, что первый заместитель директора ОПЗ Николай Щуриков еще в начале декабря признался Ageyenko.ua, что для предприятия каждый день на вес золота.

После провальной кампании по продаже ОПЗ премьер-министр Владимир Гройсман запретил передавать ФГИ новые объекты и распорядился провести аудиторскую проверку фонда.

5. Возврат экономики к росту

(Источник: http://image.subscribe.ru/)

По данным Государственной службы статистики, ВВП Украины в третьем квартале 2016 года вырос на 2% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. В начале нынешнего года украинская экономика наконец-то выбралась из затянувшейся рецессии. В первом квартале 2016 года ВВП вырос на 0,2%, во втором – на 1,4%. Владимир Гройсман ожидает, что суммарный рост ВВП в текущем году составит 1,5%. В Бюджете-2017 заложен рост ВВП на уровне 3%, однако Нацбанк недавно ухудшил свой прогноз с 3% до 2,5%. На 2018 год Регулятор прогнозирует прирост ВВП на уровне 3,5%.

По данным Госстата, ВПП Украины в 2015 году упал на 9,9%. В 2014 году падение ВВП составило 6,8%, потому рост на 1,5% или даже 2,5% сейчас выглядит очень неубедительно. Впрочем, украинская экономика начала испытывать проблемы еще в 2012 году, когда внезапно остановился ее рост. Безусловно, с учетом стремительного падения экономики в течение 2014–2015 годов прирост ВВП в пределах 1–2% выглядит слабым утешением. Но все же экономика вернулась к росту – и это главное. Даже минимальный рост лучше, чем никакого. Если говорить терминологией обитателей Facebook, то это еще не «перемога», но уже и не «зрада».

6.Стабильный курс

(Источник: http://ukranews.com/)

В 2016 году гривна продолжила девальвировать, но в отличие от прошлых лет, эта девальвация была контролируемой. Официальный курс НБУ 31 декабря 2015 года составлял ровно 24 грн. В конце 2016 года официальный курс колеблется в коридоре 26,2–26,5 грн за доллар. В сравнении с 2015 годом, когда в феврале украинцы пережили шоковую девальвацию до 30 грн за доллар (в начале года курс составлял 15,8 грн за доллар), 2016 год на валютном рынке можно назвать вполне спокойным.

На наличном рынке наблюдается похожая ситуация, разве что курс там традиционно выше, чем официальный. В начале года курс черного рынка составлял 25,5–25,7 грн за доллар. На момент написания статьи он находится в диапазоне 27,2–27,3 грн за доллар.

Кроме того, с нового года простые украинцы смогут более выгодно менять валюту. Верховная Рада приняла закон, согласно которому с 1 января будет отменен 2%-ный пенсионный сбор с операций по покупке наличной валюты. Это значит, что легальные обменники смогут конкурировать с черным рынком, который в последние несколько лет рос как на дрожжах. Теперь валютные дельцы не смогут манипулировать с курсом, так что волны паники среди украинцев наподобие «нужно брать доллар по 30, а то завтра будет по 50» должны в следующем году существенно поутихнуть. Да и Нацбанк достаточно нарастил резервы, чтобы в случае резких колебаний на валютном рынке остановить панику с помощью валютных интервенций.

Впрочем, эксперты считают, что к концу 2017 года курс доллара превысит отметку в 30 грн. К примеру, финансовый аналитик Виталий Шапран прогнозирует, что в конце следующего года курс доллара составит 30–32 грн.

7. Прибыльный «Нафтогаз»

(Источник: http://economics.unian.net/)

Впервые за пять лет газовый монополист, принадлежащий государству, закончит год с прибылью. По итогам трех кварталов 2016 года чистая прибыль «Нафтогаза» составила 25,5 млрд грн. За аналогичный период 2015 года компания зафиксировала убыток в размере 7,5 млрд грн.

Достичь такого результата удалось в первую очередь благодаря повышению тарифов на газ. Если за 9 месяцев прошлого года оптовая торговля газом принесла компании 22,8 млрд грн убытков, то в нынешнем году «Нафтогаз» заработал 4,7 млрд грн. Тем не менее, главной статьей доходов по-прежнему остается транзит, который по итогам трех кварталов 2016 года принес компании 19,8 млрд грн.

Невзирая на успехи «Нафтогаза», ситуация на газовом рынке страны требует дальнейших реформ. Даже если государственный холдинг закончит год с чистой прибылью на уровне 25–30 млрд грн, это намного меньше, чем заложено в бюджет-2017 на субсидии потребителям газа (более 50 млрд грн). Но во всяком случае повторение ситуации 2014 года, когда финансовая дыра «Нафтогаза» окончательно истощила золотовалютные резервы страны, Украине больше не грозит.

8. Минимальная зарплата 3200 грн

(Источник: http://forbes.kz/)

В конце октября Петр Порошенко пообещал, что с 1 января 2017 года минимальная зарплата в Украине увеличится в два раза и составит 3200 грн. Парламентское большинство быстро подхватило инициативу президента и Кабинета министров: среди всех новшеств бюджета-2017 стремительный рост «минималки» вызывал меньше всего споров.

На первый взгляд, кажется, что рост минимальной зарплаты выгоден для всех. Он позволит хоть немного повысить благосостояние украинцев, особенно работников бюджетной сферы, и будет стимулировать покупательную способность, что в теории должно способствовать росту экономики. Но есть и другая сторона медали: повышение зарплат не подкреплено экономическими факторами, а значит, правительству придется включать печатный станок. Это может привести к росту инфляции.

Кроме того, не совсем понятно, как поведет себя малый бизнес. Вполне возможно, что некоторые маленькие компании решат уйти «в тень» или предложат сотрудникам работать на полставки. Под угрозу сокращения могут попасть и работники социальной сферы.

Еще одна важная деталь заключается в том, что цифра 3200 – это размер минимальной зарплаты до вычета налогов. По словам вице-премьер-министра Павла Розенко, реально на руки украинцы будут получать только 2500 грн. Сейчас это по-прежнему меньше ста долларов по актуальному курсу.

«Это (повышение минимальной зарплаты, – авт.) встряхнет малый бизнес и может вызвать массовые сокращения или перевод на частичную занятость, – пишет на своей странице в Facebook экономист Эрик Найман. – У бюджетников денег станет немного больше, ведь одновременно с повышением зарплаты могут снизить разнообразные надбавки и в сумме значительного роста зарплат бюджетников не произойдет. Посмотрим, что произойдет по факту».

9. Система публичных закупок ProZorro

(Источник: http://forbes.net.ua/)

В начале 2016 года Петр Порошенко подписал закон «О публичных закупках», который предусматривает использование электронных систем для госзакупок стоимостью от 200 тыс. грн. По данным СМИ, за 2016 году через систему ProZorro было проведено около 350 тыс. тендеров. За текущий год электронная система закупок позволила государству сэкономить примерно 8 млрд грн. При этом государство подписало контрактов с представителями бизнеса на сумму более 60 млрд грн.

ProZorro позволяет минимизировать коррупционные риски, ведь после завершение тендера в системе появляются данные о предложениях участников, решении тендерной комиссии, всех сопутствующих документах и так далее. Идея системы ProZorro возникла только три года назад, но с тех пор она успела превратиться в один из самых эффективных инструментов в борьбе с коррупцией в Украине.

Если ProZorro будет успешно работать и дальше, то бюджет Украины сможет и в следующем году сэкономить несколько миллиардов гривен, а некоторым чиновникам и бизнесменам придется смириться с мыслью, что государственные закупки – больше не корыто, с которого можно бесконечно долго питаться.

10. Запуск е-декларирования

(Источник: http://vesti-ukr.com/)

Е-декларирование имеет опосредованное отношение к экономике, но его запуск стал одним из самых важных событий 2016 года и продолжит оставаться таким в 2017 году. Если бы политики не испытывали нужды в помощи МВФ и других международных доноров, простые украинцы вряд ли бы увидели их «скромные» декларации. С другой стороны, внедрение электронного декларирования было одним из требований ЕС по предоставлению Украине безвизового режима. Так что депутатам пришлось принимать закон об е-декларировании и демонстрировать общественности все то, что они нажили непосильным трудом.

Декларации депутатов откровенно удивили. Конечно, никто не ждал, что слуги народа живут так же скромно, как и большинство украинцев, однако то, что нардепы и чиновники указали в декларациях, шокировало многих. Десятки квартир, десятки миллионов гривен наличными, роскошные автопарки, коллекции картин, швейцарских часов и вин – порой казалось, что это декларации не депутатов беднейшей страны в Европе, а фигурантов списка Forbes.

В 2017 году украинцы будут очень пристально следить за изменениями в декларациях. Это значит, что чиновникам придется поубавить свои аппетиты. Если, конечно, они не хотят нарваться на еще одну волну народного гнева.

Взгляд экспертов

Кроме составления собственного рейтинга важнейших экономических событий, Ageyenko.ua выяснил мнение экспертов по поводу лучших и худших экономических событий и реформ в уходящем году.

Первый заместитель министра экономики Макс Нефедов среди плюсов выделяет систему ProZorro, реформу корпоративного управления госпредприятий, реформу газового рынка, очистку банковской системы, национализацию ПриватБанка и запуск е-декларирования. Среди минусов – мораторий на землю, провальную приватизацию и неудачную попытку реформировать госслужбу.

Заместитель главы Стратегической группы советников при Кабинете министров Украины Павел Кухта среди достижений 2016 года отметил введение экономически обоснованных тарифов, дерегуляцию (в частности, отмену ценового регулирования, реформу контроля и дерегуляцию экспорта услуг), а также реформу госзакупок. Среди неудач года он называет приватизацию, откат по фискальной консолидации и ситуацию на земельном рынке.

Советник министра экономики по связям с Верховной Радой Ярослав Железняк считает, что среди позитивных изменений 2016 года заслуживают внимания принятие закона по публичным закупкам, внедрение корпоративного управления в унитарных госпредприятиях и упрощение экспорта услуг. Из негативных изменений он выделил продление моратория на рынок земли, выплаты вкладчикам банка Михайловский и провал передачи реестра от ГФС в Минфин.

Экономические итоги 2016 года и прогноз на 2017 год эксклюзивно для Ageyenko.ua и очень обстоятельно прокомментировал кандидат экономических наук, управляющий партнер консалтинговой компании «Финансовая студия» Евгений Невмержицкий:

  • Е.Н.:–Положительным аспектом 2016 года стала фактическая стабилизация курса в пределах 25–27 гривен за 1 доллар США, что было достигнуто вследствие прекращения спекуляций центрального банка путем непрозрачного рефинансирования избранных коммерческих банков и скупки валюты на валютной бирже. Это вызывало резкую девальвацию и оказывало крайне негативное влияние на всю экономику, подрывая основы экономической безопасности страны. Нельзя утверждать, что спекуляции были прекращены полностью, но, во всяком случае, гривну удавалось уберегать от резкой девальвации и удерживать стабильность. Непрозрачное рефинансирование означает отсутствие на рынке одинаковых условий для всех коммерческих банков при получении стабилизационных кредитов от центрального банка.

    Также положительным аспектом является прекращение падения украинской экономики и фиксация международными организациями роста ВВП в размере 1%. МВФ и ЕБРР прогнозируют рост ВВП в размере до 4 % на период ближайших 5 лет. Такие темпы роста означают, что по прогнозам указанных международных организаций, Украина в этот период не выберется из нищеты и останется беднейшей страной Европы. За последние 2 года 80% населения Украины оказалось за чертой бедности.

    Самым негативным событием в украинской экономике стало дальнейшее разрушение коммерческих банков путем признания их неплатежеспособными на основании различных причин, не связанных со стабильностью обслуживания клиентов. К ним относятся непрозрачная структура собственности, недостаточность капитала, кредитование связанных лиц, нарушение правил финансового мониторинга.

    Все указанные показатели, безусловно, входят в сферу контроля центрального банка, но главной задачей регулятора является стабильность банковской системы и национальной денежной единицы, что указано в ст. 99 Конституции и является задачей экономической безопасности. Основная цель регулирования центробанком коммерческих банков – это защита юридических и физических клиентов. Это регулирование осуществляется путем целого ряда инструментов так называемого пруденциального контроля, международное понимание которого состоит как раз в защите клиентов банков. Но о клиентах, в случае украинской чистки банков, регулятор заботился в последнюю очередь, результатом чего стало дальнейшее снижение доверия к банковской системе.

    Следует отметить выведение с рынка таких важных банков, как «Михайловский», «Фидобанк», «Банк Крещатик» с 25% муниципальной собственности и обслуживанием социальной «Карточки киевлянина» с 730 тысячами клиентов. При этом клиенты применяли все возможные способы защиты своих прав законными методами. В результате 9 банков получили судебные решения о незаконности лишения их банковской лицензии. Однако специфика банковской деятельности состоит в том, что подрыв доверия клиентов разрушает банковский бизнес, и восстановить это доверие можно путем мощных финансовых вливаний, но делать это очень рискованно, особенно на фоне общего подрыва доверия к банковской системе страны.

    Обманутые клиенты банка устраивали массовые митинги, многомесячные голодовки перед офисом центрального банка, даже перекрывали главную улицу страны, однако это не оказало существенного влияния на политику госрегулятора, и руководитель НБУ, несмотря на беспрецедентную потерю репутации, осталась на своей должности.

    Финансовыми последствиями такой чистки банков стало вымывание денег из банковской системы страны в результате критического снижения доверия к ней. По данным НБУ, вне банковской системы Украины находится до 100 млрд долларов США в наличной валюте и теневом обороте. Это в десятки раз превышает заявленные суммы кредитования Украины со стороны МВФ. Согласно исследованию РБК-Украина, лидерство теневого оборота принадлежит финансовой сфере, где он достигает 58% от ВВП. Мы согласны с пояснением пресс-службы МЭРТ о том, что невозможно четко разграничить теневой оборот, так как постоянно происходит переток ресурсов. Однако можно установить тенденции, которые, согласно утверждениям МЭРТ, направлены на снижение тенизации экономики.

    Самым сильным ударом по банковской системе Украины стала национализация ПриватБанка, размеры которого превышали все выведенные ранее 83 коммерческих банка. Также следует отметить высокое качество работы данного банка согласно международным оценкам. Вывод Привата с рынка по схеме, как это было сделано с другими банками, был неприемлем, так как это остановило бы весь бизнес, включая уплату налогов в государственный бюджет и привело бы к экономическому коллапсу. Поэтому сначала была предпринята комплексная информационная атака в СМИ и социальных сетях, а затем в выходные объявлено о национализации по согласованию с собственниками. Общественности было объяснено, что причиной национализации стала большая дыра в 150 млрд грн в результате кредитования связанных лиц, которое составило более 90% банковских активов. Согласно заключению международных аудиторов, доля кредитов связанным лицам составила менее 20%.

    Основным аспектом для экономики страны в результате национализации самого большого и технологичного банка стало то, что удалось избежать паники клиентов, массового изъятия средств и перевода их в валюту, что неминуемо привело бы к резкой девальвации, фактической потере средств этих клиентов и угрозе экономического коллапса. В случае с Приватом все средства клиентов были сохранены. Удалось спасти активы, высокие банковские технологии и инфраструктуру. Экономика продолжила свою работу практически в спокойном режиме, без резкого падения курса гривны, который снизился незначительно.

    Так называемая «чистка банков», на наш взгляд, осуществлялась с целью перераспределения сфер влияния, что всегда приводит к ослаблению экономики, но за период последних 3-х лет это ослабление оказалось самым существенным за всю историю независимости Украины. Если эта чистка происходила бы путем национализации и слияния банков любыми способами, которые обеспечивают защиту клиентов, то это сохранило бы доверие к банковской системе, стабильность денежной единицы и не привело бы к такому уровню тенизации экономики.

    Также сохранение ресурсов в банковской системе уменьшило бы потребность в кредитовании Украины МВФ, который ввиду высокого уровня коррупции в стране и невыполнения Украиной ряда требований прекратил выполнение программы кредитования, и запланированный очередной транш кредита на 2016 год не был перечислен. Сейчас возобновление кредитования МВФ для Украины имеет больше репутационное значение, так как окажет положительное влияние на стабилизацию экономики и даст хоть и слабый, но благоприятный сигнал для зарубежных инвесторов.

    Основные ресурсы для экономики Украина может почерпнуть внутри страны, но это возможно только путем восстановления доверия к банковской системе. Безусловно, на ослабление экономики существенное влияние оказала и продолжает оказывать внешняя агрессия и отсутствие официальной стратегии государства по деоккупации захваченных территорий Донбасса и Крыма.

    Мы разделяем мнение президента Литвы Дали Грибаускайте о том, что коррупция наносит Украине больше ущерба, чем война на Донбассе. Основа коррупции лежит в модели государственного управления и слабости правовых механизмов для защиты интересов граждан. По заявлению главы Верховного суда Украины, доля выполнения судебных решений не превышает 5%. Это означает, что судебная система практически отсутствует, тем более с учетом ее неповоротливости и коррупции среди судей, которая является народной притчей.

    Нельзя не упомянуть об ударе по малому бизнесу путем снесения МАФов с беспрецедентным уничтожением имущества предпринимателей, что активно происходило в ряде районов столицы в декабре 2016 года. Данные действия нарушают основополагающее конституционное право собственности, что также подрывает конституционные основы государственности.

    Нельзя считать, что в этих условиях выгоду получил украинский олигархат, ведь стоимость крупного бизнеса тоже снижается, падает покупательная способность населения, уменьшается экспорт. Согласно данным МЭРТ, в 2016 году экспорт снизился на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 22,7 млрд долларов. Импорт уменьшился на 0,9%, составив 24,2 млрд долларов. Очевидно, что ослабление экономики также не выгодно обедневшим 80% жителей и малому бизнесу.

    Вместо экономического прогноза на 2017 год мы приведем ряд мер и действий, которые, на наш взгляд, выгодны всем гражданам Украины, всем предпринимателям, как крупным, так средним и малым, а также экономике в целом.

    Очевидным является то, что дальше играться с курсом гривны в данных условиях очень опасно. Ввиду того, что спекуляции регулятора практически прекратились в 2016 году, продолжения тенденции можно ожидать и в 2017 году, ведь стабильность денежной единицы является основой экономики. Возможно, произойдет смена главы центрального банка на профессионального специалиста, что также положительно скажется на стабилизации гривны. Мы выражаем надежду, что курс в 2017 году не превысит 27 грн за доллар США.

    Необходима дальнейшая децентрализация экономики и предоставление больших полномочий управлять экономическими процессами территориальным громадам. Пока децентрализация происходила больше на уровне риторики политиков, но даже риторика без конкретных действий приводит к соответствующим результатам. На местах фактически запущены процессы децентрализации, и это окажет положительный экономический эффект.

    Даже минимальная стабилизация экономики и улучшение защиты предпринимателей приведут к оздоровлению инвестиционного климата. Очередной транш МВФ, как мы заметили выше, выгоден Украине только как положительный сигнал для зарубежных инвесторов, которые с удовольствием придут на огромный украинский рынок, если будут видеть основания для защиты своих инвестиций. Основной источник ресурса для Украины находится внутри страны, и оживить этот источник возможно только за счет увеличения доверия к банковской системе. Будем надеяться, что эти меры будут приняты.

    Также очевидно, что инвестиции частных зарубежных инвесторов интереснее и выгоднее для страны, чем государственные займы. Консолидация политических сил и умение договариваться ведут к экономической стабильности и, наоборот, борьба за власть только ослабляет экономику. Экономический потенциал Украины гораздо выше, чем прогноз роста, сделанный МВФ. Вопрос в умении его использовать.