Обзор первого украинского бизнес-форума «Украина – страна предпринимателей». Часть 2.

В первой части отчета по итогам бизнес-форума для молодых предпринимателей мы рассказали о проблемах, которые предстоит решить отечественным бизнесменам, и вариантах их решения. Вторая часть мероприятия была посвящена тому, чтобы вдохновить начинающих предпринимателей на покорение новых вершин. Они услышали об историях успеха от опытных бизнесменов, которым удалось реализовать свои проекты.

В поисках правильного пути

После закрытия официальной части бизнес-форума началась панельная дискуссия под названием «Бизнес в Украине: путь к успеху». В ней приняли участие:

Александр Нескин, основатель стартапа Petcube;

Анна Петрова, основательница Startup Ukraine, Selfmade Woman, Made in Ukraine business camp и Kyivworking;

Леонид Остальцев, основатель Pizza Veterano;

Даниил Тонкопий, IT-предприниматель, основатель стартапа DelFast;

Максим Храмов, совладелец ресторанных сетей «Челентано», «Желток», «Банка», «Pastateca»;

Алина Очеретяная, совладелица Kachorovska atelier.

Слева направо: Александр Нескин, Анна Петрова, Леонид Остальцев, Даниил Тонкопий, Максим Храмов, Алина Очеретяная. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua
Слева направо: Александр Нескин, Анна Петрова, Леонид Остальцев, Даниил Тонкопий, Максим Храмов, Алина Очеретяная. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua

Каждый из спикеров вкратце рассказал о собственной истории успеха и посоветовал молодым предпринимателям, как лучше сделать свои первые шаги. К примеру, Александр Нескин является основателем одного из самых успешных украинских стартапов в истории под названием Petcube (гаджет, позволяющий владельцам животных следить за своими питомцами на расстоянии). Но когда у него только появилась идея воплотить в жизнь этот проект, многие отговаривали Александра и убеждали, что подобный гаджет никогда не станет популярным.

«Все началось с желания сделать что-нибудь физическое, развлечь моего питомца и решить проблемы с соседями, – вспоминает о начале своего проекта Александр Нескин. – Если вы запускаете бизнес, необходимо начинать с желания, а затем постепенно решать проблемы. Я считаю, что это правильный путь».

Анна Петрова рассказала историю о том, как в 2011 году основала Startup Ukraine, образовательный проект для предпринимателей. По ее словам, в те времена мало кто верил в перспективы ведения бизнеса в Украине, а многие молодые предприниматели не находили для себя причин, чтобы учиться и развиваться. Однако ее проект все же смог привлечь начинающих бизнесменов, которые затем создали вполне успешные компании.

«Все началось с мечты, но у меня был страх по поводу того, будет ли это нужно хоть кому-то, – признается Анна Петрова. – Я начала просто проверять рынок. Очень важно всего лишь зайти в интернет и проанализировать рынок. Я верю, что нужно начинать свои проекты, ничего не копируя. Если даже вы копируете, то должна быть ваша уникальность. Важно отличаться от других и, что самое главное, – действительно решать проблему на рынке. Необходимо делать что-то большее, чем просто зарабатывать деньги».

Участники панельной дискуссии призвали начинающих бизнесменов верить в свое дело. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua
Участники панельной дискуссии призвали начинающих бизнесменов верить в свое дело. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua

Даниил Тонкопий был успешным госслужащим в Казахстане и получал там отличную зарплату, работая в государственной компании, которая занималась недвижимостью и нефтью. Но в один момент он решил заняться любимым делом, а не тем, что требовал от него начальник. Даниил переехал в Украина 6 лет назад и успел создать сразу несколько успешных IT-проектов.

«Это был мой осознанный выбор – приехать в Украину и начать здесь что-то делать, – говорит Даниил Тонкопий. – Сравнивая с другими городами и странами, мне здесь понравился бизнес-климат, понравились люди и возможности для создания чего угодно. Просто бери и делай. В Украине говорят: воткни палку в чернозем – и она вырастет. С бизнесом наблюдается такая же ситуация: просто начни что-нибудь делать – и оно произойдет. Здесь отличные ресурсы и прекрасные во всех отношениях люди».

Алина Очеретяная рассказала о том, как она вывела на новый уровень семейный бизнес по производству обуви. Заниматься собственным делом она начала еще в 16 лет, когда поступила в Киево-Могилянскую академию. К 28 годам Алина добилась того, что ее ателье считается одним из самых лучших в Украине.

«Чтобы вы понимали, это сейчас нормально, когда вы слышите «Made in Ukraine» или «Обувь сделано в Украине», – говорит Алина. – Сегодня это норма. 12 лет назад, когда я говорила, что мы сами делаем эту обувь, у людей был шок. В сознании людей обувь была чем-то похожим на космическую ракету. Они вообще не понимали, что ее можно делать в Украине».

Даже родители отговаривали Алину продолжать семейный бизнес, однако она решила заниматься именно обувью. По словам молодой предпринимательницы, на третьем курсе университета она осознала, что у нее есть огромное пространство для развития бизнеса. Сегодня Kachorovska atelier – самое большое ателье обуви в Украине и одно из самых крупных в мире.

Ренессанс украинского производства

После небольшого перерыва состоялось выступление Юлии Савостиной, журналистки и основательницы проекта «В поисках made in Ukraine». В 2013 году она начала «абсолютно журналистский эксперимент», пообещав, что в течение целого года будет пользоваться только украинскими товарами. Проект Юлии Савостиной очень быстро привлек внимание общественности. Сегодня «В поисках made in Ukraine» объединяет программу продвижения малого и среднего бизнеса, 13 фестивалей, специальный блог и 4000 бизнесменов. Проект стал настолько масштабным, что с ним даже сотрудничает Министерство экономического развития и торговли.

Журналистский эксперимент Юлии Савостиной перерос в масштабный бизнес-проект. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua
Журналистский эксперимент Юлии Савостиной перерос в масштабный бизнес-проект. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua

«В 2013 году у нас в голове была заложена мысль о том, что все, что сделано в Украине, – это невысокое качество и хуже, чем в Китае, – вспоминает Юлия Савостина. – Это нельзя носить, покупать и вообще это опасно для жизни. С другой стороны, у нас была огромнейшая потребность хоть чем-то гордиться. Когда читатели открывали очередную страницу, то говорили: «Вау, у нас есть крутые платья! Да вы что, у нас делают черную икру! У нас выращивают кабанов для хамона! Вау, да мы же что-то можем!» Вот этот фактор очень важен для нас, украинцев».

В 2013 году производители стеснялись украинского происхождения товаров и пытались скрыть его под иностранными названиями и брендами. Однако Революция достоинства и последовавшая за ней волна патриотизма сделали украинские товары модными. Одновременно росло качество отечественного производства, что было очень важно на фоне снижения покупательной способности населения и вынужденного отказа от импортных товаров.

Юлия Савостина. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua
Юлия Савостина. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua

По словам Юлии Савостиной, в 2014–2015 годах случилось сразу несколько важных с точки зрения украинских производителей событий. Прежде всего, речь идет о всплеске экономического патриотизма и бойкоте российских товаров. Любопытно, что в этот момент спрос превышал предложение, а отечественные производители учились сервису и продажам по ходу дела. Качество маркетинга оставляло желать лучшего, однако именно в это время наблюдался стремительный рост количества стартапов.

«Очень часто украинские производители до этого момента не осознавали заинтересованность со стороны потребителей, – говорит Юлия Савостина. – Они не понимали, что у украинцев есть потребность покупать свое, есть потребность гордиться этим. Производители в буквальном смысле слова стеснялись».

В 2016 году на отечественном рынке возникли новые тенденции. В частности, производители начали намного активнее продавать свои товары через соцсети и привлекать к сотрудничеству PR- и SMM-специалистов. Площадки продаж начали стремительно расти, а сами производители теперь ориентируются именно на продажи. Покупатели выработали привычку покупать украинское, но в то же время они стали более требовательными к качеству товаров и больше не готовы платить за отечественные товары любую цену.

Юлия Савостина советует в 2017 году обратить внимание на фуд-стартапы. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua
Юлия Савостина советует в 2017 году обратить внимание на фуд-стартапы. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua

Согласно прогнозам и наблюдениям Юлии Савостиной, следующий год принесет новые тренды. К примеру, украинские производители на отечественном рынке смогут конкурировать с западными брендами и даже выйдут на европейский рынок. При этом среди игроков на рынке легкой промышленности начнется естественная селекция. В сегменте товаров для дома и пищевой промышленности продолжат развиваться стартапы, а часть производства перейдет в B-2-B сегмент.

«Украинский производитель активно выходит на западные рынки, – отмечает основательница проекта «В поисках made in Ukraine». – Нельзя говорить о начале экспансии, но проба рынка началась с июня этого года. Сейчас буквально считанные предприятия выходят на рынок и пытаются себя представлять и продавать. Но в течение 2–3 лет те, кто посильнее, у кого есть деньги для покорения иностранного рынка и те, кто умеет слушать правила игры на нем, как минимум смогут зайти в ближайшие европейские страны».

По словам Юлии Савостиной, в ближайшие пару лет одновременно будут действовать противоположные тренды – глобализация и локализация. Все более важную роль начнут играть товары, подчеркивающие индивидуальность. В пищевой отрасли будет доминировать тенденция натуральности, благодаря чему произойдет всплеск стартапов по производству крафтовской и фермерской еды. Но при этом необходимо помнить, что мода и любовь потребителей меняются очень быстро, поэтому остаться на рынке смогут только те производители, которые очень хорошо чувствуют и понимают ситуацию.

Финальные аккорды

Последним этапом бизнес-форума стал интенсив под названием «Лайфхаки для бизнеса», который организаторы разбавили награждением победителей проекта для начинающих предпринимателей «ИнКУБатор».

В частности, вице-президент по развитию бизнеса представительства Mastercard в Украине, Молдове, Грузии и Центральной Азии Сергей Францишко рассказал о сервисе Masterpass, который совсем недавно стал доступным в нашей стране, и тенденциях в сегменте бесконтактных платежей. Спикер сразу же отметил, что платежные системы в Украине развиваются очень быстро и качественно.

Сергей Францишко. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua
Сергей Францишко. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua

«То, что мы сделали за последние 10 лет в Украине, многие страны до сих пор не сделали за 50–60 лет интенсивного развития платежей, – говорит Сергей Францишко. – Приведу обычный пример: где-то с начала 2000-го года нам с вами после любой операции с карточкой приходит СМС. Так вот такие вещи в большинстве развитых в плане финансовых операций стран вроде Швейцарии до сих пор отсутствуют».

Затем Сергей Францишко рассказал о революции в сфере транзакций и дальнейшем развитии платежных систем. Еще 6 лет назад 90% транзакций приходилось на банкоматы. Согласно последним статистическим данным НБУ, 70% транзакций люди совершают в магазинах, оплачивая картой товары и услуги.

Платформа Masterpass сделает онлайн-покупки еще удобнее. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua
Платформа Masterpass сделает онлайн-покупки еще удобнее. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua

В мировом масштабе к 2020 году примерно 38% всего торгового оборота уйдет в онлайн. При этом уже в 2018 году 50% мирового рынка цифровой коммерции будет приходится на мобильные устройства. Любопытно, что эта тенденция отчетливо проявляется в Украине, ведь 39% наших соотечественников начинают покупки с поиска товаров в онлайн-режиме. В этой ситуации огромную роль играет удобность оплаты. По статистике, 38% покупок в сети не завершаются из-за длительности процесса оплаты заказа. В сегменте мобильных приложений, где покупателям просто не хватает времени и терпения вводить все необходимые данные, этот показатель составляет 97%.

«В июле мы представили в Украине платформу Masterpass именно для облегчения онлайн-покупок, – говорит Сергей Францишко. – Это электронный кошелек, который хранит все данные о ваших карточках. Достаточно зарегистрироваться в нем один раз, и вам больше не нужно будет снова вводить свои данные на каждом сайте, где вы покупаете товар. Этот кошелок управляемый и контролируемый Mastercard, соответственно, на него распространяются все мировые правила безопасности и надежности».

Сегодня Masterpass работает в 33 странах мира, в том числе 18 европейских. Сервисом пользуются 2 млн клиентов по всему миру, примерно 270 тыс. торговцев принимают с его помощью платежи. По словам Францишко, сервис имеет хорошие перспективы благодаря тому, что сокращает время покупки товаров, тем самым оптимизируя отношения между продавцами и покупателями.

После этого руководитель направления малого и среднего бизнеса «Приватбанка» Александр Николенко представил победителей проекта «ИнКУБатор», которые получили кредитные средства на создание и развитие своего собственного дела.

Ведущий форума Юрий Горбунов и Александр Николенко. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua
Ведущий форума Юрий Горбунов и Александр Николенко. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua

Примечательно, что победу в проекте одержали различные идеи: кто-то намерен создать фабрику экологических канцтоваров, кто-то хочет собирать и перерабатывать пластиковые бутылки, а кто-то разработал уникальную противоугонную систему… Украинские предприниматели никогда не испытывали дефицита идей, а вот нехватку знаний и финансовых ресурсов для реализации своих проектов они иногда ощущают очень остро.

Менторы и победители проекта «ИнКУБатор». Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua
Менторы и победители проекта «ИнКУБатор». Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua

Сложно сказать, скольким начинающим предпринимателям дебютный бизнес-форум на самом деле поможет начать собственный бизнес-проект. По крайней мере, все услышанные истории должны вдохновить и мотивировать молодых бизнесменов на реализацию их замыслов.

Во время  форума для молодых бизнесменов работали точки консультирования. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua
Во время форума для молодых бизнесменов работали точки консультирования. Фото: Диана Рева для Ageyenko.ua

Да, Украина сейчас переживает не самые простые времена, но ведь одновременно с большими вызовами часто открываются и большие возможности. Хочется верить, что украинские предприниматели смогут их почувствовать и реализовать.