«Революционные инсайды», бизнес из воздуха и откровения в кулуарах.

Продолжаем знакомить читателей с бизнес-форумом, который прошел 16 сентября в Premier Palace Hotel Kharkiv. В прошлый раз мы описали две первые секции, а теперь опишем последнюю (на наш взгляд самую содержательную). Также мы собрали эксклюзивные комментарии у спикеров и экспертов относительно Стратегии Харькова – насколько она им понравилась и чего не хватает документу?

Экономика. Бизнес. Промышленность

Последняя часть форума была разделена на три параллельные секции, которые проходили одновременно в нескольких залах. Первая секция называлась «Экономика. Бизнес. Промышленность», вторая была посвящена гуманитарному развитию города, а третья – презентации проектов-победителей конкурса и их обсуждение с экспертами. Мы остановились на первой секции, которая показалась нам наиболее значимой с точки зрения профиля издания.

Первая секция. Фото: Анастасия Незмутинова
Первая секция. Фото: Анастасия Незмутинова

Итак, модератором первой секции, посвященной развитию бизнеса и промышленности в городе, стал уже упоминавшийся нами президент ИСБ Ярослав Хобта. Помогал ему в этом проректор по научно-методической работе ХНУРЭ Станислав Игнатьев. Среди участников были директор Научно-исследовательского центра индустриальных проблем развития НАНУ Николай Кизим, вице-президент ESG Bildung Verein Александр Сущенко, представитель Украинско-Китайского совета сотрудничества Игорь Полковский, заведующий отделом финансово-бюджетной политики Научно-исследовательского экономического института Министерства экономического развития и торговли Украины Владимир Корнеев и заместитель директора Департамента экономики и коммунального имущество Харьковского горсовета Дмитрий Гармаш.

Помимо них в секции приняли участие ректоры ХНЭУ им. Кузнеца Владимир Пономаренко, ХНУГХ им. Бекетова Владимир Бабаев и ХПИ – Евгений Сокол. Кроме того, были уже знакомые нам по другим секциям R&D-директор ИГ «УПЭК» Эдуард Симсон и глава Польско-Украинской ассоциации Ярослав Романчук.

Несмотря на заявленную тему, главным направлением дискуссии стало привлечение финансирования в харьковскую сферу инноваций. Без представителей бизнес-кругов ИТ-сектора, тема информационных технологий, пожалуй, получила наименьшее обсуждение, хотя все спикеры указали на её перспективность для Харькова. Впрочем, и без ИТ было о чем поговорить.

 Ярослав Романчук. Фото: Анастасия Незмутинова
Ярослав Романчук. Фото: Анастасия Незмутинова

Так, Ярослав Романчук продолжил свою мысль с прошлой секции на предмет того, почему выгодно вывозить бизнес в Польшу. Описал, как там работают различные бизнес-механизмы, насколько дешевые заемные средства и т.д. Однако на это довольно резко отреагировал Николай Кизим, который фактически возглавлял пул экспертов, приглашенных горсоветом для разработки городской стратегии.

Он крайне негативно высказался относительно «утечки мозгов» и капитала из Харькова. Кроме того, по его мнению, польский малый бизнес не столько зарабатывает на разработке инноваций, сколько осваивает гранты и дешевые кредиты, выделяемые Брюсселем. Если бы такие же суммы, как ЕС влил в экономику Польши, предоставили Украине, то у нас тоже, по мнению Кизима, был бы постоянный экономический рост.

Николай Кизим и Ярослав Хобта. Фото: Анастасия Незмутинова
Николай Кизим и Ярослав Хобта. Фото: Анастасия Незмутинова

Николай Кизим предложил посмотреть на другие страны, которые вступили в ЕС вместе с Польшей – на прибалтийские и балканские государства. Их экономический рост граничит с рецессией, а население массово выезжает в более развитые страны за лучшей жизнью. Выезжает потому, что на родине нет рабочих мест т.к. большинство технологических производств были закрыты либо по требованию ЕС, либо обанкротились сами без господдержки.

Поэтому польская модель для нас неприемлема – она основывается на огромных капиталовложениях, пролоббированных Вашингтоном еще до вступления Польши в ЕС. Поскольку мы такой поддержки лишены, то должны искать другие варианты для развития.

«По секрету» о масштабных договоренностях с американскими инвесторами

После этого дискуссия повернула в русло поиска оптимальной модели для стимулирования инновационных сфер украинской промышленности. И в первую очередь – на поиск конкретных инструментов, доступных государству. Так, Станислав Игнатьев высказался за использование европейского опыта в предоставлении льготных кредитов инновационному бизнесу.

При этом, по его мнению, более оправдано компенсировать не тело кредита, а ставки на них т.к. они в Украине неподъемные для бизнеса. В то же время, он выступил против абсолютно безвозмездной грантовой помощи стартапам, т.к. бесплатные денежные ресурсы не будут стимулировать бизнес к развитию – грант станет целью соискателей, а не развитие современного бизнеса, генерирующего доход.

К практике инновационного бизнеса дискуссию перевел Эдуард Симсон, который поделился «инсайдерской информацией», о которой ранее никто не сообщал. Суть её сводится к тому, что на базе группы УПЭК и других харьковских предприятий будет создан самый крупный в Украине инвестиционный фонд с привлечением «очень крупных американских инвесторов», которых спикер «пока не может называть, так как документы еще не подписаны». А подписаны они должны быть уже в ближайшем будущем.

Эдуард Симсон. Фото: Анастасия Незмутинова
Эдуард Симсон. Фото: Анастасия Незмутинова

Этот фонд получил название Ukraine Phoenix, среди участников которого будет Venture Fund Innovation Centre. Такое название – «Феникс» - должно символизировать возрождение украинской инновационной промышленности, а центром нового фонда будет Харьков. Точнее тут будут располагаться базовые предприятия, хотя сам он будет зарегистрирован в ЕС, а использовать будет американское финансирование. И речь, по словам Симсона, идет «о миллиардах долларов». Такая сложная структура была требованием инвесторов из США, которые хотят максимально обезопасить свои деньги. Для этого фонд будет располагаться в европейской юрисдикции, а обслуживать все будут исключительно американские юристы из крупнейших фирм.

«Технологи в Украине до сих пор закапсулированы в госсобственности», - считает Симсон.

Фонд «Феникс» должен стать сигналом к выходу технологической отрасли Украины на рыночные стандарты. Фактически он станет посредником и гарантом соблюдения авторских прав между госкомпаниями и зарубежными партнерами. Это даст возможность обойти ограничения, наложенные центральной властью на эту сферу, и выйти на мировой рынок капитала. «Феникс» должен дать сигнал зарубежным инвесторам, что в Харькове есть технологии, которые востребованы в мире. И речь идет не столько о советском наследии, сколько о новых разработках, о которых никто не знает даже у нас в стране.

Интересно, что организаторы фонда взяли для себя принцип «Силиконовой долины», когда венчурные инвестиции вкладываются исключительно в компании и стартапы, расположенные в пределах относительно небольшой территории. В данном случае это будет Харьковская область – если кто-то захочет получить финансирование под свой проект, то он обязан будет запустить его в пределах Харьковского региона.

«Фонд называется Ukraine Phoenix, но базовым городом для него будет Харьков», - говорит Симсон.

Еще одна важная деталь – первоначально сотрудничать фонд будет только с крупными уже состоявшимися предприятиями, но со временем планка будет снижаться, пока доступ к инвестициям не получит средний и малый бизнес. Важно, что малые и средние предприятия смогут объединяться вокруг крупных предприятий, и совместно выходить на внешние рынки венчурного капитала. То есть в основу будет положен кластерный подход.

В завершении своей речи Симсон раскритиковал государственную политику, направленную на превращение Украины в аграрную страну. По его словам, одна тонна зерна стоит около 1 тысячи долларов, а одна тонна машиностроительной продукции – десятки тысяч долларов и более.

«Что продавать более выгодно? – задается вопросом докладчик. – Сколько надо продать тонн зерна, чтобы купить один комбайн?».

Бизнес из воздуха

Не менее интересным и содержательным было выступление Александра Сущенко. Он представляет научное сообщество экологов, а также компанию ESG Bildung Verein с центральным офисом в Берлине. Эксперт ни много ни мало, предложил зарабатывать на воздухе. Причем на грязном. Точнее – на парниковых газах.

По его словам, Киотский протокол был ликвидирован, а взамен него появилось Парижское соглашение, которое в обозримом будущем сделает революцию в сфере бизнеса и экологии, объединив эти сферы в одно целое. Более того, это соглашение создаст условия для формирования рынка экологического бизнеса на сотни миллиардов долларов.

«Почему в последнее время крупнейшие банки мира проявили такой интерес к экологии?, - задается вопросом докладчик. – Потому что вскоре это станет сверхприбыльным бизнесом с окупаемостью в 10 раз от первоначальных инвестиций. Ранее европейцы могли о таком только мечтать или зарабатывать в сфере спекуляций, а тут все прозрачно и законно».

Александр Сущенко. Фото: Анастасия Незмутинова
Александр Сущенко. Фото: Анастасия Незмутинова

По прогнозам Мирового банка, к 2030 году этот рынок достигнет объемов в 110 триллионов долларов. И за такой огромный «пирог» уже началась борьба. Незаметно для общественности, к борьбе уже сейчас подключилась Украина, которая 14 июня 2016 года ратифицировала Парижское климатическое соглашение. Теперь наша страна обязалась привести свою экономику к международным экологическим стандартам. А на это, по мнению ряда экспертов, надо по крайней мере 220 миллиардов долларов, которых у страны, конечно же, нет. Зато есть они у доноров, которые готовы давать гранты за сокращение выбросов в атмосферу. Впрочем, недавно учрежденный в мире «Зеленый фонд» пока насчитывает только 10 млрд долл.

«Никто не будет давать деньги просто так», - охлаждает пыл присутствующих Сущенко. От страны будут требовать реальных реформ в этой сфере. Повышать ставку экологических налогов и сборов – не вариант. Многие крупные компании, такие как ДТЕК и без того несут большие убытки, а рост налоговой нагрузки лишь приведет к их ликвидации, а значит и к сокращению налоговых поступлений в казну, безработицу для десятков тысяч людей и т.д. Наилучший выход – Climate Bonds Initiative для стран-подписантов Парижского соглашения.

Суть его в выпуске специальных облигаций под объемы выбросов парниковых газов в атмосферу. За их счет государства смогут финансировать экологические программы. При этом сами облигации будут активно торговаться на вторичном рынке. А поскольку экологические налоги будут все время расти, то купленные однажды облигации за несколько лет могут вырасти в цене в разы.

Фактически Парижское соглашение создает мировую биржу экологических облигаций, где главным стимулом для стран будет не «кнут», как это было по Киотскому протоколу, а «пряник» - возможность заработка на выбросах. Причем зарабатывать смогут как государства или муниципалитеты, так и частные структуры. По этой причине крупнейшие мировые банки уже сейчас начали скупать эти квоты на выбросы газов, облигации и т.д.

Отметим, что выступление Александра Сущенко вызвало особый ажиотаж у представителей горсовета, т.к. Харьков промышленный центр и выбросов тут происходит довольно много. Если они смогут привести в город миллиарды долларов, то это, несомненно, заслуживает внимания.

Курс на Китай?

Еще одним выступающим был Игорь Полховский, заместитель главы Украинско-Китайского Совета Сотрудничества. Его речь также вызвала заметный ажиотаж, но не у горсовета, а у представителей МСБ. Сначала спикер напомнил присутствующим, что 1,5 миллиарда долларов, о которых говорилось на предыдущей секции, вполне реально привлечь исключительно из внутренних ресурсов – по данным НБУ на руках у населения 120 миллиардов долларов. Соответственно, работать надо не только над привлечением внешнего инвестирования, но и стимулировать внутреннее.

Причем вкладывать надо в первую очередь в модернизацию советской промышленной базы, а не разрушать её. Такой комплекс другие страны выстраивают десятилетиями, а мы не ценим то, что имеем. Это особенно актуально для Харькова, который имеет наилучшие шансы в условиях новой промышленной революции, которая уже идет в мире полным ходом.

Игорь Полховский. Фото: Анастасия Незмутинова
Игорь Полховский. Фото: Анастасия Незмутинова

Но гораздо ближе докладчику другая тема – «насыщение украинского рынка мини-производствами» (речь о 3D-принтерах и роботизированных комплексах), чтобы украинский бизнес мог следовать трендам этой новой промышленной революции. Речь идет про импорт оборудования из Китая для модернизации харьковских предприятий, либо создание малых производств «для каждого желающего», или же для сборки и поставки этого оборудования в ЕС, где оно уже сертифицировано.

«На 1 условный доллар в США можно купить порядка 50 товаров и услуг, - говорит Полховский. – На 1 условный доллар в Китае можно купить порядка 150 товаров и услуг. На 1 условный доллар в Украине можно купить только 17 товаров и услуг. Это говорит о том, что многих наименований товаров и даже направлений промышленности в нашей стране нет. Многие даже не задумываются о том, какие существуют рынки, а потом ощущают это на себе, когда выезжают в Европу, и видят в продаже товары, о которых у нас нет никакого представления».

Это говорит о том, что украинский рынок еще не насыщен и есть направления для роста. Причем добиться этого можно в кратчайшие сроки. Все что для этого надо – расширить кругозор и завезти сюда китайское оборудование. Заработав на нем свой капитал, можно покупать более дорогое европейское или вкладывать средства в собственные разработки.

Главное – начать. Это позволит малым предприятиям, которых в Украине достаточное количество, выпускать не сырье, а готовую продукцию с высокой добавочной стоимостью для внутреннего или внешних рынков. 3D-принтеры и роботизированные комплексы, которые выглядят как «закрытые ящики», сегодня готовы выпускать продукцию практически сразу после установки. Надо всего лишь запрограммировать нужные параметры. То есть все, что нас тогда будет ограничивать, это то, «что у нас в голове».

Игорь Полховский. Фото: Анастасия Незмутинова
Игорь Полховский. Фото: Анастасия Незмутинова

«Сейчас мы готовим сайт, где будет создана база данных китайского оборудования для самых разных сфер, - говорит спикер. – Это будут минизаводы. То есть вы покупаете этот «ящик», монтируете у себя в Украине, и сразу выпускаете готовую продукцию, экономя на станках и рабочих. Наш проект рассчитан на 20 тысяч вариантов таких минизаводов».

Итоги

После выступления ректоров и экспертов экономического направления, которые фактически повторили уже высказанные на форуме тезисы, «хозяйка» мероприятия Виктория Грецкая-Миргородская открыла финальное заседание, где приняли резолюцию форума. Резолюция включала в себя согласование общественностью текста стратегии за основу, и последующего направления его в горсовет, который рассмотрит документ на следующей сессии.

Еще одним важным пунктом была фиксация прав общественности на мониторинг процесса реализации проекта. После этого досидевшие до конца форума участники и гости отправились в ресторан для обсуждения всех своих тезисов в неформальной обстановке, а мы обратились к ним за комментариями…

Комментарии в кулуарах

Мы спросили участников и организаторов форума о стратегии, и об экономическом развитии Украины в целом.

Закрытие форума. Фото: Анастасия Незмутинова
Закрытие форума. Фото: Анастасия Незмутинова

Владимир Семиноженко, председатель Северо-Восточного научного центра НАНУ и Министерства образования и науки Украины, член Президиума НАН Украины

Владимир Семиноженко. Фото: Анастасия Незмутинова
Владимир Семиноженко. Фото: Анастасия Незмутинова
  • В.С.:Когда была политическая воля, когда законодателями принимались нужные для развития промышленности решения, у нас шел резкий рост инновационной экономики. Тогда таких темпов не было ни у одной соседней страны, а у нас были. Но потом финансовый и экономический сектор возглавили непрофессионалы, они вели бездумную политику. Это происходило в 2005 году и происходит сегодня, когда многие из них вернулись в свои кресла. Теперь разрушается все, чтобы было выстроено и проинвестировано ранее.

    Поэтому нам в нынешних условиях нужно действовать исходя из опыта ведущих стран, из той повестки, которая определена странами G20. На основе этого необходимо разработать свою собственную украинскую модель развития, которая обеспечит долговременный экономический рост. А формула успеха сегодня триединая: инновации, новая индустриальная революция и цифровая экономика. И точка. Альтернативы нет.

    У нас есть конкретные примеры новых разработок, которые могут быть конкурентными на мировом рынке. Вот сегодня получили приз разработчики нового пеноматериала, который производится с использованием СВЧ-излучения. Аналогов ему нет. Разработали его в Харькове, но производиться он будет, скорее всего, в Германии, потому что стимулов запускать новое производство в Украине нет.

    Когда ты начинаешь новое производство – тебе нужен стартовый капитал. Где ты деньги возьмёшь? В Банке? Не смешите! Это нереально! Их даст фонд какой-то государственный? Тоже не смешите! Дотации хотите, которые получают новаторы во всех странах мира? Не получите! Мало того, к вам еще придут и проверят «по пятое число», так что мало не покажется. На прошлом форуме в Давосе наша страна заняла 140-е место из 140 по показателю конкурентоспособности бизнеса. Это говорит о многом.

    Всю государственную политику в научной сфере нужно менять, потому что почти все новые разработки сегодня направлены на заграницу. Вот сейчас разрабатывается новая нано-упаковка для лекарственных препаратов – это тоже уйдет за границу. Я могу уйму таких примеров привести.

    В ХАДО и ХПИ есть концепты электромобилей, но чтобы наладить их производство здесь, нужна работающая автомобильная индустрия. Хотите выпускать электромопеды? Это действительно проще, но у нас ликвидировали мотоциклетный и велосипедный заводы. Где поставить производство? В Китай перевезти? Нет, мы сами можем его поставить, нужна лишь адекватная государственная политика. Это ключ к успеху бизнеса сегодня, в том числе инновационного.

    Еще одна наша слабость – у нас нет как таковой информационной политики, есть только пропаганда. Нам нужно заниматься популяризацией новых разработок и инноваций как внутри страны, так и в мире. Есть считанные люди, которые этим занимаются. В Украине наблюдается потрясающая, как говорят, «необізнаність» по части того, что происходит в науке. Все удивляются, когда узнают о наших изобретениях: «А у нас что, в стране есть наука?». Люди просто не знают, что нам сегодня доступно. Все потому, что согласно информационной политике государства, науки у нас нет. Хорошо было бы отразить этот момент и в Стратегии города Харькова.

Ярослав Романчук, президент Ассоциации украинского бизнеса в Польше, управляющий партнер EUCON

Ярослав Романчук. Фото: Анастасия Незмутинова
Ярослав Романчук. Фото: Анастасия Незмутинова
  • Я.Р.:Я ознакомился со Стратегией уже здесь, на форуме. Документ системный и хороший, единственное чего там нет – раздела о поддержке малого и среднего бизнеса. Я как раз говорю об этом в своем выступлении на панельной дискуссии. Надо понимать, что основой любого государства или города всегда является малый и средний бизнес. Такой бизнес формирует доходную часть каждого бюджета. В развитых странах это более 50-60% от всех поступлений в казну.

    В самой Стратегии я почему-то не увидел даже информации по структуре харьковских предприятий, их количестве. Там нет четкого разграничения по поддержке бизнеса крупного, среднего и малого. Особенно это касается доходной части городского бюджета – кто и сколько налогов платит? На кого делает ставку горсовет? Мне кажется, что этому документу не хватает раздела вроде «Как город собирается создавать и улучшать условия для малого и среднего бизнеса». Этот вопрос тесно связан с привлечением иностранных инвестиций. В Стратегии должны быть указаны понятные правила, по которым власть будет развивать сектор МСБ.

    Сегодня много говорили об инновациях, новых технологиях. Для построения инновационного производства есть несколько глобальных задач на государственном уровне. Первая задача – должно быть максимально простое и благоприятное законодательство. В том числе налоговое регулирование. К тому же приближенное к стандартам ЕС. Вторая – качественная информационная политика. Третья – эффективная судебная власть и защита интеллектуального права. То есть должна быть проведена эффективная судебная реформа. Каждый предприниматель – украинец или зарубежный инвестор – должен иметь возможность отстоять свои права интеллектуальной собственности в суде.

    Все то, что не подпадает под эти три задачи – это уже зона ответственности города и местных органов власти. Здесь важным моментом является создание качественной инфраструктуры. И здесь надо вспомнить то, что говорило большинство докладчиков – в основе новой инфраструктуры должна лежать новая промышленная революция. Уже четвертая, если не ошибаюсь. Это даст развитие таким сферам как IT, мобильная и онлайн-коммерция, технологический бизнес и т.д.

    Проблема на самом деле в другом. Эти новые разработки, инновации и наука в целом – они не коммерциализируются. Наша наука оторвана от бизнеса. И именно на основе этих сфер, которые я ранее перечислил, нам нужно развивать малый и средний бизнес. Коммерциализацией местной науки не должно заниматься государство – это зона ответственности местной власти, у которой есть все нужные инструменты. Город должен создать условия для малых предприятий, стимулы для того, чтобы бизнес открывался именно в Харькове, а не где-то в другом месте.

    Но главное, чтобы государство не мешало. Например, без жесткого административного контроля очень стремительно развивалась мобильная коммерция и IT. Сейчас государство начало регулировать этот рынок, якобы для улучшения его работы, но это давление почувствовал каждый предприниматель, работающий в этой отрасли. Государство в этом не понимает, и делает только хуже, хотя мотивы могут быть хорошими.

    Сейчас я могу сказать, что в отечественной отрасли IT и электронной коммерции завершается «романтический период» развития, когда предприниматели могли работать по собственному усмотрению. Были большие риски, но были и огромные возможности заработка. Государство их не замечало. И сейчас задача для государственных органов максимально продлить этот период, не мешать бизнесу развиваться как можно дольше.

    И тогда малый и средний бизнес будут создавать рабочие места, привлекать инновации и др. Я знаю большое количество честных предпринимателей, которые готовы работать прозрачно, но им нужны гарантии безопасности. Гарантии должна предоставлять центральная власть, но и город может сделать многое, что должно быть отражено в Стратегии.

Эдуард Симсон, президент АО «Украинские информационные системы», директор по исследованиям и разработкам Индустриальной группы УПЭК

Эдуард Симсон. Фото: Анастасия Незмутинова
Эдуард Симсон. Фото: Анастасия Незмутинова
  • Э.С.:Во время панельной дискуссии часто повторяли фразу «что сегодня Украина может предложить». Так говорить неправильно – не нужно делать акцент на сегодняшнем дне. Харьковская и украинская промышленность никогда и не исчезала из поля зрения. Она никогда не прекращала новые разработки, даже в самые тяжелые времена. Давайте прекратим этот психоз, связанный со стартапами и IT. Дети резвятся – это очень полезно и правильно, но не надо же забывать про уже зарекомендовавшие себя в мире предприятия, такие как «Хартрон» и другие. Да, о них слушать уныло и скучно, хочется новизны, но забывать о них не стоит.

    Большая проблема в том, что эти громады сейчас потеряли свои традиционные рынки по исключительно политическим причинам. Им теперь нужно изменить работу. А это не 30 ребят в офисе. Реорганизовать производственные процессы с тысячами людей для работы на новых рынках очень сложно. Там другие стандарты и другие требования. Мы жили в среде ГОСТов – в России, Беларуси, Украине и на всем пространстве бывшего СССР.

    Мы ничего не делали для перехода на новые стандарты не после Оранжевой революции, не сейчас. Ничего не происходило тогда и теперь – была и есть пустая болтовня о движении в Европу, которая не подкрепляется делами. На практике «движение в Европу» означает пристраивание всей инженерии с советских стандартов на западные. Не говоря уже об азиатских рынках, таких как Китай или Индия – там тоже много работы.

    Но нужно понимать, что Европа гораздо ближе нам территориально, она более авторитетна с позиций стандартизации. Если ты получил, например, стандарт Deutsche Bahn в железнодорожной сфере, то это равносильно «золотой медали» на приличном международном конкурсе. После этого ты со своим товаром можешь двигаться в любую точку мира. Если ты стандартизовался, например, в Индии, то это работает лишь локально – на местном рынке. Это не откроет тебе мировой рынок.

    Поэтому, в силу географической близости к Украине, в силу политической конъюнктуры, в силу неоспоримого авторитета европейских стандартов, движение в этом направлении является наиболее разумным решением. Увы, в стратегии Харькова это сейчас не отражено.

    Я думаю, что нам надо говорить правду, а заключается она в том, что многие компании открывают в Европе свои офисы. Но они не хотят звучать как украинская компания т.к. это отпугивает клиентов. Они размещают там какую-то часть своего маркетингового отдела, какую-то часть project development – то есть там сидят какие-то люди, которые могут профессионально говорить с клиентом. А реальная часть компании, непубличная, остается в Харькове. Сама компания подается европейским клиентам как местная.

    Этот процесс набирает обороты. Чаще всего такие офисы открывают в Польше, Чехии, Нидерландах. Почему-то это никто не хочет признавать, хотя это явный тренд для украинского бизнеса. Причем он оправдан ввиду тех политических вопросов, которые происходят в Украине. Такая вот правда, на мой взгляд, должна быть отражена в Стратегии города. Нужно чтобы наш бизнес не боялся признаться в том, что он украинский.

Игорь Полховский, куратор проекта China-Ukraine, заместитель сопредседателя Ukraine China Council of Cooperation (UCCC)

Игорь Полховский. Фото: Анастасия Незмутинова
Игорь Полховский. Фото: Анастасия Незмутинова
  • И.П.:Мы пытаемся развивать китайско-украинское сотрудничество, стремимся насытить украинский рынок малыми производствами полного цикла, для чего у нас разрабатывается Интернет-ресурс, заключаем договоренности с местными властями в разных регионах страны и т.д. Цель нашего проекта такова: малые предприятия должны сменить парадигму торговли и услуг на производство и технологии. На начальном этапе речь идет об импорте оборудования из Китая – так называемых «минизаводов», которые выпускают готовую продукцию. Тренд на развитие 3D-печати сегодня мировой.

    Сейчас наша задача насытить внутренний украинский рынок теми товарами, которые мы завозим из КНР, а следующий этап – наладить их производство здесь и выходить на европейский рынок. Поэтому все завозимое в Украину оборудование мы лицензируем по европейским стандартам. В том числе экологическим. Мы считаем, что Харьков, как уже состоявшийся промышленный центр, мог бы стать важным звеном в этом процессе.

    Информационное продвижение нашего проекта стартует с 1 октября. Это будет пиар-кампания через СМИ, Интернет, конференции. Так, например, до конца этого года пройдет еще 12 экономических форумов в разных областях, на которые мы уже заявились.

    Очень важный момент – какой регион первым «вскочит» в этот проект, тот и будет потом «на коне». И Харьков сейчас первый, кто узнал о нашем проекте на таком уровне. Нужно понимать, что любые минизаводы штучный товар. Представим, что есть в Украине минизавод, который производит, условно, медицинское оборудование. Много ли таких надо на страну? Один-два и все. То есть, кто первый занял нишу, тот и будет в ней зарабатывать.

Ирина Коновалова, глава Харьковского офиса European Business Association

  • И.К.:Я бы отметила несколько положительных и отрицательных моментов.

    Плюсы: Харькову необходима Стратегия развития хотя бы для того, чтобы участвовать в международных проектах\программах, чтобы привлекать широкие массы общественности и презентовать их проекты на Форуме.

    Минусы: короткий срок для обсуждения.

    Стратегия – это пока проект, который требует доработки. По большому счету, любая стратегия – это долгосрочное планирование, а у нас она рассчитана всего на 3 года. Нужна также конкретика в цифрах: каких показателей планируем добиться? Важно за счет чего будет наполняться бюджет, источники финансирования поставленных целей. И, в конце концов, очень важно, чтобы выполнялось то, что запланировано.

Виктория Грецкая-Миргородская, заместитель директора Департамента – начальник управления инвестиционного развития и имиджевых проектов Департамента по делам семьи, молодежи и спорта горсовета.

Виктория Грецкая-Миргородская. Фото: Анастасия Незмутинова
Виктория Грецкая-Миргородская. Фото: Анастасия Незмутинова
  • В.Г.-М.:По итогам сегодняшнего форума появились глобальные идеи, которые стоило бы отразить в Стратегии, но в целом документ нас устраивает. Общение с новыми людьми всегда полезно. Поверьте, мы приглашали людей не для того, чтобы опросить «своих». Нам нужно было услышать мнение реальных специалистов в своих отраслях. Мне очень понравились многие идеи и предложения в плане развития бизнеса в городе.

    Мы, возможно, внесем коррективы в текст Стратегии, но одно дело красиво говорить на форуме, а совсем другое – облечь все это в такую же красивую письменную форму. У нас уже есть опыт проведения круглых столов, когда ситуация была очень «веселой» - предложения поступили от 700 человек и нам в столь короткие сроки нужно было их обработать. Вдей было много, а на выходе получилось мало.

    Я имею ввиду таких идей, которые были бы хорошо расписаны и структурированы. Лучше всего свои предложения оформил Kharkiv IT Cluster – все было сделано быстро и согласно тому шаблону, который мы предоставляли. Мы от многих сегодня слышали: «А почему мое предложение не включено?». Поверьте, если оно не включено, значит на то были веские причины. Чаще всего мы отсеивали какие-то нереалистичные фантазии.

    Перед нами была поставлена четкая задача – сделать Стратегию на ближайшие годы. Если там указать нереалистичные проекты и планы, то реализовать их потом не выйдет. А с кого будут спрашивать? С нас, а не с общественности.

    Могу добавить, что нам поступило 267 предложений и проектов к Стратегии, которые были оформлены правильно. Откровенно говоря, для нашего большого города это очень и очень мало. Это не тот объем предложений, который мог бы дать полуторамиллионный город с таким количеством вузов и предприятий. Мы попытались включить их суть в документ, наградить лучшие проекты на конкурсе (самые реалистичные).

    Что касается финансирования самих проектов. Я изначально говорила, согласно законодательству мы, как горсовет, не можем финансировать проекты напрямую. Мы можем их поддержать, помочь в продвижении, поиске инвестора. У нас есть набор механизмов, для создания связующего звена между потенциальными инвесторами и авторами проектов. Мы сейчас создаем информационную площадку, где будут указаны перспективные инвестиционные проекты. Он однозначно будет англоязычным, и мы будем продвигать его за рубежом.

    Предложения на конкурс были начиная с мелких бизнес-проектов до огромных заводов-пароходов, которые требуют миллионных инвестиций. Был проект, например, на 50 миллионов. Бюджет этого не потянет. Проигравшие проекты не всегда были хуже, просто именно сейчас мы их реализовать не можем, а нам нужны реальные проекты, которые могут вписаться в нашу Стратегию.

    Я не хочу сейчас ничего обещать, но мы изучаем возможность создания в будущем городского инвестиционного фонда по примеру Львова. Он у них, если не ошибаюсь, на 16 миллионов гривен. Но он не столько для стартапов, сколько для покрытия конкретных нужд города. Там это реализовано через коммунальное предприятие. Мне это интересно, но перед своим руководством я этот вопрос пока не поднимала. Это преждевременно.

    Насколько далеко мы пойдем, будем говорить после того, когда станет понятно какой у нас бюджет на следующий год. Если приоритетом сделают ремонт дорог, а не инвестиции в проекты, то будем работать с этим. Мне бы хотелось, чтобы у нас в городе был создан фонд похожий на львовский, но насколько это реалистично я сейчас говорить не готова.

    Пока на повестке другие, менее глобальные вопросы. В ближайшее время мы планируем презентовать сайт «Навигатор инвестора». Там мы разместим проекты, которые заняли с 1 по 3 места в нашем конкурсе, а также каталог грантов, доступных для харьковчан. После этого в течение месяца мы будем его тестировать.

    До Нового года у нас такой план – запустить этот сайт как готовый информационный продукт, рассчитанный на инвесторов. Для внутреннего потребителя будет пока только каталог грантов. Для начального этапа и это неплохо. А дальше – посмотрим. Общественность хочет сразу и много, но не все в наших силах.