По данным ассоциации «Укравтопром» только за первый квартал этого года количество электромобилей в Украине удвоилось.

Мировым трендом последних лет является рост продаж электромобилей. Причем рост все ускоряющийся. Этому даже не воспрепятствовал обвал цен на нефть, который повлек за собой и снижение тарифов на все популярные виды топлива. Этот процесс, судя по всему, уже неостановим и поэтому все более-менее крупные автопроизводители давно начали разработку своих электрокаров.

Tesla автопродажи
Tesla автопродажи (Источник: http://steeringnews.com/)

А что же Украина? Рост мировых продаж электромобилей пришелся на экономический спад в Украине, который проявился, в том числе, и обвалом курса гривны. Это резко повысило цены на электрокары, которые и ранее были недоступны основной массе украинцев, а теперь сделало средством передвижения лишь избранных. Но это только на первый взгляд – медленно, но верно электромобили «захватывают» Украину. Готова ли наша страна к новым автомобильным технологиям и когда электромобили станут доступными среднестатистическому украинцу? Обо всем этом далее.

Автопром под «кирпичем»

Знак «стоп» на дроге в народе называют «кирпичем». Судя по всему, именно эта эмблема сейчас актуальна для отечественной промышленности, о чем говорит статистика. Мы уже писали об этой проблеме в марте (в публикации «Стоп машинам»), а теперь приведем обновленную статистику объединения «Укравтопром».

По их данным, в апреле 2016 года производство в стране составило 299 автотранспортных средств. Это на 47% хуже данных за прошлогодний апрель, и на 2% - марта уже этого года. Из них 188 единиц – легковые авто (все производства «Еврокар» - остальные заводы простаивают), 110 – грузовики (все производства «АвтоКрАЗ») и «цклый» 1 автобус (производства «Черкасский автобус»). При этом статистика по грузовым авто улучшилась (+139,1% к марту 2016 года и +20,9% к апрелю 2015 года), а по автобусам – ухудшилась (в марте 2016 года произведено 5 единиц, а в апреле 2015года – 36). В это же время статистика по производству легковых автомобилей показывает противоречивые данные. С одной стороны, в сравнении с мартом производство обвалилось еще на 18%, но с другой – в сравнении с апрелем прошлого года выросло на 18%.

В контексте данной статьи нам важно отметить, что не было произведено ни одного (!) украинского электромобиля или гибрида. Причем даже таких намерений публично никто не заявляет, хотя с учетом наличия производственных мощностей и дешевизны квалифицированной рабочей силы в Украине выпуск такого автомобиля (совместно с китайцами или корейцами, например – опыт такого сотрудничества уже есть) имел бы широчайшие перспективы. Электромобили в целом стоят дороже аналогичных по характеристикам автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями, но там очень высока наценка («добавочная стоимость») за инновации, а также стоимость рабочей силы (особенно это касается компании Tesla). Если бы такой «народный» украинский электромобиль был создан, то он наверняка стоил бы по мировым меркам «копейки». Да, о комфорте или кожаных сидениях речь не идет, но в мире есть огромный спрос на электромобили (в том числе и в небогатых странах), где дешевый украинский электрокар «с руками оторвали бы» при цене раз в десять ниже, чем у той же Tesla.

Да и не стоит забывать опыт скромного украинского «Запорожца», ставшего символом отечественного автопрома. Он был внешне непрезентабельным, топливо не потреблял, а прямо таки «пожирал» литрами, громко хлопал «глушителем», который ничего особо не заглушал, и при этом был абсолютно лишен комфорта. Но он все равно захватил рынок СССР. Аналогичные модели «народных автомобилей» были в каждой стране – именно с них зачастую и начинается история всех успешных брендов.

Tesla
Tesla (Источник: http://settorec.myblog.it/)

Тем более что украинские новаторы уже и сами начали разрабатывать собственные модели электромобилей. Например, свою модель в прошлом году представил Харьковский политехнический институт. По сути это привычный всем «АвтоЗАЗ» SENS, в котором заменен мотор, а в багажнике установлены шесть батарей. Назвать его «чудом-техники» нельзя, но этот электромобиль вполне на ходу и при этом поражает своей дешевизной и простотой переоборудования бензинового авто в электрокар.

Одновременно с этим Харьковский тракторный завод, купленный миллиардером Александром Ярославким в конце апреля вместе с международным консорциумом, начал выпуск тракторов на электродвигателях, а харьковское Конструкторское бюро имени Морозова разработало бронеавтомобиль «Дозор-Б», который уже начал серийно выпускаться на Заводе имени Малышева. Нет, это не электрокар – просто пример того, что в короткие сроки можно наладить автопроизводство на доступных мощностях.

Таким образом, в Харькове уже существует полный цикл производства электромобиля: концепт (ХПИ), двигатели (ХТЗ) и ходовая (КБ Морозова по силам уменьшить и адаптировать её к гражданским нуждам). Аналогичные мощности есть в Запорожье, Киеве, Житомире, Виннице и пр. Все, что для этого нужно – немного расширить кругозор и наладить кооперацию. Государственная программа (или хотя бы региональная) могла бы это исправить, но никому нет до этого дела, пока момент не будет упущен. Даже при том, что развитие электротранспорта полностью нивелировало бы украинскую зависимость от стран-нефтепроизводителей, власть ограничивается одними декларациями.

Своих нет – берем чужие

Электромобили Tesla
Электромобили Tesla (Источник: http://steeringnews.com/)

Тем временем рост продаж электромобилей растет ускоренными темпами – как в нашей стране, так и за рубежом. Мировые продажи за последний год выросли на 80%, а рынок электромобилей, по усредненным оценкам, уже достиг объема в 220-230 миллиардов долларов. В одном только Китае продали 214 283 единицы. Причина как раз в том, что власти КНР создали для инновационных сфер благоприятные условия, построили инфраструктуру, а местные компании начали выпуск чрезвычайно дешевых (по мировым меркам) электрокаров. Сейчас китайский рынок занимает 38% мирового и продолжает расти небывалыми темпами. Этот процесс стоит рассматривать также в рамках сокращения зависимости экономики страны от нефти и газа, которая является частью стратегии развития государства на следующую пятилетку.

Профильный портал Statista прогнозирует, что к 2018 г. Япония будет производить около 950 тыс. электромобилей, Германия — 370 тыс., США — 268 тыс., а Франция — 74 тыс. мировой рынок также вырастет с 83,54 млрд долларов в 2012 году (год начала подсчетов) до 271,67 млрд. долларов в 2019 году. Уже в 2016 году ожидают достижения отметки в 1,3 миллиона используемых электрокаров в мире, что при сравнении с тем же 2012 годом (тогда их было всего 100 тысяч) демонстрирует стремительную возрастающую динамику.

При этом в Украине только за первый квартал года, согласно данным «Укравтопрома», продажи электромобилей удвоились. Впрочем, в абсолютных цифрах отечественные показатели ничтожно малы – общее количество зарегистрированных в 2015 году автомобилей в Украине оценивали всего в 125 единиц. За все годы, включая с текущим – 693. В этом году за три первых месяца было продано 75 электромобилей, что вдвое выше прошлогодних показателей. Тем не менее, даже удвоение показателей их продаж позволило доле легкового транспорта с электронными двигателями вырасти с 0,3% до 0,7% от всего автомобильного рынка страны. Впрочем, эти темпы роста эксперты сравнивают с Португалией, которая, кстати, тоже переживает экономический кризис.

Кстати, один из первопроходцев этого рынка в Украине – компания «АвтоЭнтерпрайз» презентовало в Харькове 15 мая свой первый автосалон, где будут продаваться исключительно электромобили и гибриды: Nissan Leaf, Tesla S, BMW i3 Electric, TOYOTA RAV 4 EV, Ford Focus, Smart For Two Electric Drive. В компании заявляют, что они единственная украинская фирма, которая является официальным партнером корпорации Tesla. Кроме того, они собираются устанавливать в Харькове и области сеть сертифицированных автозаправок Supercharger.

Одновременно с этим наблюдается резкий рост продаж автомобилей. Так, за первый квартал было продано 7 058 единиц авто или 57,4% от общего количества первичных регистраций новых легковых авто. Объем всех автопродаж за три месяца составил 12 286 продаж новых легковых автомобилей. Это говорит о большом отложенном спросе у украинцев, и если бы было достаточное предложение электромобилей по доступной цене и при наличии должной инфраструктуры – темпы роста их продаж были бы гораздо выше. Тем с учетом неопределенности на нефтяных рынка – при повышении цены на нефть хотя бы на треть, цены на бензин вырастут вдвое. Возвращение к показателям 2012-13 годов (т.е. около 100 долл за баррель) грозит Украине транспортным коллапсом с ценами на топливо в сотню гривен за литр.

Электромобили
Электромобили (Источник: http://www.claudionobis.it/)

Предчувствуя это, украинцы все активнее ставят на свои авто газовые двигатели – доля на рынке таких авто уже достигла 7,4%. За первый квартал было продано 912 автомобилей с газобаллонным оборудованием. Однако рост продаж, судя по всему, замедляется – за квартал вырос всего на 0,1% что в сравнении с предыдущими кварталами – сущие мелочи. Это и не удивительно – цена на газ также привязана к нефти, а значит, при росте нефтяных котировок, «голубое топливо» вырастет в тех же пропорциях, но с отставанием в 3-4 месяца.

Было бы во что вставить

Одной из главных проблем, которую указывают «электроскептики» является отсутствие в Украине необходимой инфраструктуры – мол, подходящих розеток на дорогах недостаточно. Это даже стало причиной отказа автоконцерна Nissan от выхода отечественный рынок в этом году – этот вопрос решили отложить до поры, когда инфраструктура будет налажена, а украинцы хоть немного обуздают свой экономический кризис.

Тем временем инфраструктура Украины растет авральными темпами. Точное количество таких станций подзарядки автобатарей указать нельзя потому как юридически нет такой сферы, как «электрозаправочные станции» (ЭЗС, аналогично – АЗС). То есть каждая фирма или даже частное лицо могут самостоятельно устанавливать «розетки». Так, одной из самых крупных сетей ЭЗС владеет автозаправочная сеть «ОККО» - она действует уже несколько лет, предоставляя свои услуги, согласно их заявлениям, бесплатно. Безусловно, это скорее пиар-ход, чем развитие централизованной масштабной сети, охватившей бы всю страну, но, тем не менее, именно с таких энтузиастов когда-то начинался и автомобильный рынок как таковой.

Сейчас в Украине по разным подсчетам от нескольких десятков до двух сотен электрозаправочных станций. Есть как обычные розетки возле кафе и ресторанчиков на трассах, так и полноценные сертифицированные сети заправки электромобилей, как у тех же «ОККО» или харьковского «АвтоЭнтерпрайза». Рост местного рынка легкового электротранспорта уже заметили в Tesla Motors.

Автомобили Tesla
Автомобили Tesla (Источник: http://www.gazzetta.gr/)

Мы ранее писали, что Tesla активно расширяет свою сеть ЭЗС Supercharger в мире – и в том числе в Европе. Официальный сайт корпорации в разделе «2016», сообщает нам, что на территории Украины появятся две электрозаправочные станции под брендом Supercharger. Точное их расположение пока не известно, но, судя по карте, они должны появиться на трассе Киев-Львов. Первая на пути с Запада на Восток будет располагаться около Львова, а вторая – на подъездах к Житомиру.

Как видим, наша страна медленно, но верно движется в сторону электрокаров вместе со всем остальным миром. Да, разруха в местной экономике и «разруха в головах» (по профессору Преображенскому из х/ф «Собачье сердце») препятствуют этим и другим положительным начинаниям, которые могли бы сделать Украину успешным государством будущего. Однако давление на консерваторов, стремящихся сохранить нынешнюю теневую и сырьевую экономику, растет с каждым годом, что является закономерным процессом смены поколений. Поэтому, рано или поздно, мы увидим на улицах своих городов исключительно экологичные электрокары отечественного производства. Главное, чтобы не оказалось слишком поздно…