Кремль расширил список запрещенных продуктов «опасными» для государства кабачками и тыквами из Турции.

Украина сейчас активно перенимает российский опыт в самых разных сферах: от попыток цензуры СМИ и запрета кино до продуктовых и транзитных санкций. Да, Украина, как метко когда-то подметил экс-президент Леонид Кучма – не Россия, и то, что приняло российское общество, вызывает резкое отторжение у украинцев. Но это не отменяет попыток Киева копировать худшие российские тенденции. Так, все чаще в экономических ведомствах и Верховной раде звучат призывы о симметричном ответе Кремлю на его запреты украинских продуктов и другой продукции. Отметим, что Украина уже ввела ряд ответных мер против российской продукции, но в целом пока воздерживается от столь радикальных мер, как уничтожение под колесами тракторов «запрещенных» импортных гусей или сожжение сотен килограмм колбас. В конце концов, в стране, которая пережила Голодомор и является едва ли не крупнейшим потребителем гуманитарной помощи в Европе, власть, приказывающую уничтожать продукты, просто не поймут. И не важно, под каким «пропагандистским соусом» это было бы подано – отторжение таких мер будет неминуемо.

Запрещенные продукты
Запрещенные продукты (Источник: http://ayurvedamarket.ru/)

Для того чтобы понять, можно ли такие меры в принципе использовать Киеву в отношении РФ или других стран, нужно сначала посмотреть на эффективность этих мер в самой России по отношению к продукции из ЕС и Турции: насколько сильно это «ударило» по Европе и как сказалось на потребительском российском рынке. Времени для их апробации на практике прошло уже достаточно.

Злая тыква и западные вредители

16 мая Россельхознадзор ввел временные ограничения на ввоз на территории России салата-латука и салата “Айсберг” из Турции. Кроме того, с 19 мая, как ожидается, будет запрещен ввоз турецких грейпфрутов, кабачков и тыкв, которые в российском ведомстве также посчитали опасными. Это последние еще не попавшие под запрет турецкие овощи – остальные продукты уже давно запрещены, и активно уничтожаются местными властями в регионах. Причем уничтожаются сознательно показательно – для лучшей наглядности. Эти ограничения хоть и временные, но бессрочные – несмотря на нормативные документы, фактической конечной даты не имеют т.к. могут продлеваться столько, сколько нужно Кремлю.

Причина «опасности», согласно заявлениям Россельхознадзор, наличие в турецкой продукции «карантинных объектов». Под эту категорию в последнее время попадает преимущественно вид средиземноморского насекомого-вредителя называемого западный калифорнийский (цветочный) трипс (Frankliniella occidentalis Perg). Также ранее весной были запрещены «зараженные карантинными объектами» гранаты, перец и другие овощи и фрукты. Почему вдруг этот трипс завелся сразу во всей турецкой продукции, официоз умалчивает, но ни для кого не секрет, что это решение не фитосанитарных или экономических органов, а политического руководства страны.

Справедливости ради отметим, что трипс действительно стал в последнее время «головной болью» для аграриев средиземноморского региона – из-за него практически все аграрные импортёры ужесточили фитосанитарный контроль при ввозе продукции из этих регионов. Не стала исключением и Украина, контролирующие органы которой активно ищут этого вредителя. Не так давно, например, находили его в салате из Туниса. Это, однако, не привело к запрету всего тунисского салата. Вместо этого, партия зараженной продукции была помещена в карантин, а к грузу были приняты «необходимые фитосанитарные меры». При этом тунисские профильные госслужбы и компания-экспортер были проинформированы об этой ситуации, с требованием такого впредь не допускать. Как видим, подход к борьбе с трипсом с политической составляющей и без неё кардинально отличается.

Продукты питания
Продукты питания (Источник: http://lo.fruitinfo.ru/)

Интересно, что с юридической точки зрения этот запрет на салат, перец и другую оставшуюся турецкую продукцию не является «санкциями». Если бы формально такие ограничения были введены, то против России можно было бы начать расследование в рамках ВТО. Да, оно затянулось бы на долгие годы (а тем временем запрет бы действовал), но и приятного в этом мало – РФ и без того уже погрязла во всевозможных международных конфликтах.

Мы написали «оставшуюся» поскольку основная масса запретов была принята 1 декабря 2015 года. Тогда премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства о применении специальных экономических мер против Турции. В нем содержится список продуктов турецкого происхождения, запрещенных для продажи на российской территории. В него вошли части тушек и субпродукты кур домашних (замороженных), томаты, лук, капуста цветная и брокколи, огурцы и корнишоны, апельсины, мандарины (включая танжерины, сатсума, клементины, вилкинги и аналогичные гибриды цитрусовых), виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, сливы, и пр. Даже турецкая соль была запрещена. А вот все остальное было временно оставлено в продаже.

Для этого были две причины: регуляторная и политическая. Первая сводится к тому, что из-за сложности регуляторной политики запретить сразу все очень проблематично – для этого нужно указать коды всех товаров, а следовательно – нужно провести огромную работу по поводу идентификации того, какая продукция является турецкой. Тем более, что далеко не весь товар турецкого происхождения может быть импортирован непосредственно из Турции. Для полного запрета требовалось время, и как только находилась неучтенная статья турецкого аграрного экспорта, она сразу попадала в поле зрения Россельхознадзора. И там сразу же заводился злополучный трипс-вредитель (конечно же – западный).

Нам как государству хорошо знакома «работа» этого ведомства по запрету продуктов питания по формальным причинам – все помнят «сырные» или «молочные» войны. На самом деле, каких только торговых войн между Украиной и Россией за последнее десятилетие только не было… От тех же сыров с конфетами до металлических прутков с салом.

«Сам дурак»

Первопричиной всех этих запретов как в отношении турецкого продуктового экспорта, так ранее украинского и европейского, является политика. Россия является огромным и привлекательным рынком для любого производителя. Многие компании даже были созданы под его нужды. И теперь своими масштабами пользуется российская власть.

Инструмент «продуктовых наказаний» был в полной мере опробован на нашей же стране еще после первого Майдана. Нельзя сказать, что в масштабе всей страны эти ограничения крайне болезненны, но они, тем не менее, заметны. Дело в том, что аграрная сфера для любой страны является очень чувствительной темой, и банкротство даже не самых крупных компаний может привести к широкому резонансу. Именно на резонанс и ставит задачу Кремль.

Россия Кремль
Россия Кремль (Источник: http://kreml-biletour.ru/)

Например, Брюссель ввел антироссийские санкции после известной ситуации с Крымом. В ответ Кремль ввел свои продуктовые ограничения, оформив его определением «ассиметричный ответ». Принцип его действия с дипломатического языка на человеческий можно перевести как «сам дурак»: вы у нас игрушки отбираете, в песочницу не пускаете, тогда мы вам в глаз плюнем. Вроде как и несерьезно, но довольно таки неприятно для Брюсселя. Точнее не для руководства ЕС, а для лидеров отдельных государств, которым приходится иметь дело с рассерженными аграрными экспортерами, чей бизнес на российском рынке «накрылся». Особенно сильно бесчинствуют французские аграрии, которые являются вечной «головной болью» французского правительства: они получают дотации и налоговые льготы, но из-за высокой себестоимости товара все равно проигрывают конкурентам по ЕС – Польше, Болгарии и пр. И поэтому для таких фермеров потеря российского рынка ощущается очень сильно, даже несмотря на то, что в общем товарообороте ЕС и РФ их потери занимают десятые доли процента.

Ощущается она и в отдельных отраслях украинской промышленности, но отечественные производители и до этого работали не столько благодаря помощи власти (кто бы ни занимал места во властных кабинетах за 25 лет независимости), сколько вопреки давлению контролирующих органов. Поэтому украинские молочники и производители мяса, например, снизили цены для продаж на внутреннем рынке, а также для экспансии на рынки Молдовы, стран Кавказа, Азии и пр. На рынки ЕС их не пускают (ЗСТ только на бумаге называется «зоной свободной торговли», а по факту украинский аграрный экспорт сильно ограничивает сертификация). Это уже породило конфликт между Киевом и Кишиневом, что на руку Москве. Впрочем, молдавский рынок в масштабе Украины также не отличается большими масштабами. Но для отдельных компаний он является ключевым, и эти компании активно выступают за защиту интересов украинских экспортеров.

Для Украины запрет российского аграрного рынка гораздо более чувствительный, но тоже далеко не всегда губительный (если смотреть на отдельные компании). Болезненно его восприняли в регионах, близких к России территориально – их производство еще с советских времен было ориентировано на рынок северного соседа. Теперь же они вынуждены искать новые рынки. Либо закрываться. Но, опять-таки, в масштабе всей страны именно от продуктовых санкций Кремля потери не столь велики (с учетом диверсификации). Для большинства украинских фермеров гораздо опаснее было сокращение платежеспособности населения из-за роста тарифов и обвала гривны, чем российские продуктовые санкции.

Шумная охота

Мы увидели, что продуктовые запреты имеют ограниченный негативный эффект, и зависит их «вредительский» успех от зависимости того или иного производителя от российского рынка. По сути, своими санкциями Кремль не столько «бьет в больное место» западным лидерам или Реджепу Эрдогану, а настраивает против себя компании, которые как раз являлись главными «адвокатами» России за рубежом. То есть под удар Москвы попали именно те предприниматели, которые имеют с российским рынком тесные связи и выступают за урегулирование отношений с РФ. Тоже самое и в отношении и с украинскими предприятиями – под удар Кремля попали не ненавистные властям львовские или, например, тернопольские компании, а в первую очередь – харьковские, днепропетровские, одесские, херсонские и пр. То есть запрет ударил именно по тем, кто, в теории, больше всего симпатизирует России в украинском обществе. Неудивительно, что после этого количество поклонников дружбы с Москвой в Украине резко пошло на нет даже в самых пророссийских регионах – Кремль сделал все, что смог, чтобы разочаровать своих сторонников в нашей стране, разорвав торговые связи.

Западные санкции
Западные санкции (Источник: http://sharij.net/)

А как же на санкции реагирует российская экономика? Инфляцией. Нефтяной кризис и западные санкции привели к сокращению платежной способности россиян. Нет, о каком-либо голоде или чем-то подобном речь не идет, но впервые за долге годы рядовые россияне стали тратить на еду более 50% своих месячных доходов. Аналогичная ситуация была только после кризиса и дефолта конца 90-х годов. Безусловно, до того кризиса пока далеко, но согласно последней статистике ВВП (а с ним курс рубля, а значит и доходы граждан) России в первом квартале сократился на 1,2%. Инфляция в этом году составила около 8%, что в Кремле оценивают положительно, поскольку в 2015 году было зафиксировано 12,9%. Отдельно продовольственная инфляция в преле ускорилась до 5,3% с 5,2% в марте. В этом году среднегодовую инфляцию власти ожидают на уровне 6,5%, но большинство международных экспертов называют такую цифру излишне оптимистичной. При этом реальные доходы граждан сократились на 6,9% по итогам первого квартала.

Эта ситуация далека от катастрофы, которую пытаются показать близкие к украинской власти СМИ, но и благоприятной ситуацией отнюдь не назовешь. Причем её серьезно усугубили ответные санкции России, за которые платят рядовые граждане. В прямом смысле платят – логистику из дальних стран всегда оплачивает конечный потребитель.

Еще дело в том, что рынок (как явление) живет на основе принципа конкуренции. Убрав экспортеров, во многих секторах образовались «провалы», которые сразу же заполнили другие производители. Но уменьшение конкуренции привело к росту цен через «накрутку» продавцами и поставщиками. Еще один фактор – логистика. Для замены территориально близкого экспорта из той же Турции, российские власти начали искать поставщиков в Латинской Америке и на Дальнем Востоке. Такие фрукты при всем желании экспортеров не могут быть дешевле турецких (при равноценном качестве). При этом если украинский аграрный экспорт может перекрыть ближайший конкурент – Беларусь, то апельсины и мандарины на большей части территории РФ не растут.

Интересно, что на российских прилавках можно увидеть «белорусские» морепродукты (причем океанические), апельсины, мандарины и другую экзотику. Причем выловленная в «белорусском океане» рыба и голландские сыры идут у россиян «на ура». Госслужбы не зря жалуются на отсутствие таможенного досмотра на границе с Беларусью и Казахстаном – это делает российский рынок доступным тем же турецким поставщикам, только цена за такой товар будет уже на порядок выше.

Не надеясь на грандиозный экономический эффект, борьбу с «враждебными продуктами» российские власти специально оформляют как театрализованное шоу, напоминающее уничтожение «колдовских предметов» времен инквизиции, сожжение еврейских книг в гитлеровской Германии или икон времен СССР 30-х годов. «Похороны» тушек мороженых гусей из ЕС тракторами, показательное расплющивание турецких апельсинов или публичное сожжение украинских колбас рассчитано на наиболее радикальный и, в то же время, наименее образованный класс российского общества. Прискорбно осознавать, что подобные акции пытаются устраивать и в Украине отдельные представители власти, радикалы и политики, но радует то, что общество воспринимает все эти попытки с насмешливым презрением.

Кстати о колбасах – мы о них вспомнили потому, что 1 апреля в День смеха власти Крыма уничтожили 249,6 кг колбасных изделий украинского происхождения. Всего же за период с ноября 2015 года (тогда начался сезон этой шумной «охоты» за «неблагонадежными» продуктами) силами Федеральной таможенной службы (ФТС), Россельхознадзора и МВД РФ было обнаружено и уничтожено почти 5 тысяч тонн санкционной продукции из разных стран.

Вывод тут может быть один – Украине не следует использовать столь «грязные» методы в своей внешней политике к какой-либо стране, поскольку разрыв торговых связей с симпатизирующими предпринимателями лишь настроит их против нашей страны. При этом понесут убытки конечные потребители, а также государственная казна – из-за недополучения налогов и пошлин.