Пока в Китае еще только зарождалась высокотехнологичная промышленность, в Японии уже давно придумали проигрыватель для компакт-дисков и запустили скоростные поезда.

Однако, сейчас этого никто уже не помнит, все наблюдают за текущей ситуацией на рынке технологий и почему-то все меньше замечают там японцев.

Хотя, японским предпринимателям помогают все без исключения: деньги предоставляет государство и венчурные фонды, ведущие высшие учебные заведения запускают инкубаторы, ценные советы и рекомендации можно получить от крупных конгломератов.

Иногда это приносит свой результат, например, с компанией Euglena: она появилась в 2005г., спустя 7 лет стала публичной, сейчас занимается производством продуктов питания, косметического сырья и даже освоила добычу топлива с микроскопических водорослей. Сегодня капитализация компании составляет свыше $1 млрд.

Проблема Японии заключается не в отсутствии рискованных предпринимателей, а в тяготении к гигантомании: все мечтают работать в огромной авторитетной компании.

Анти Соннинен, генеральный директор проекта Slush Asia отмечает, что Японии также не хватает инвесторов, которые не боятся работать с бизнесменами-новичками и на собственном опыте создавать в стране определенную модель для подражания.

Среди таких смельчаков можно назвать серийного предпринимателя, младшего сына основателя SoftBank Group и руководителя инкубатора Тайдзо Сон. Он поставил перед собой задачу создать аналог Кремниевой долины в Японии, где много денег и талантов, но до сих пор нет экосистемы.

Сон разработал проект совместного основания новых бизнесов под названием Mistletoe, который предусматривает бизнес-образование, продажу стартаперами своих идей инвесторам, а также сотрудничество с венчурными фондами. Здесь можно получить ценный совет экспертов различного профиля – от промышленного дизайна до искусственного интеллекта. Mistletoe инвестировала собственные средства в около 20 стартапов, в частности Fomm, которые разрабатывают компактные плавающие электромобили для стран с высокой угрозой наводнений.

Ацуко Номура, старший исследователь компании Japan Research Institute говорит, что сейчас в Японии есть много желающих сотрудничать с стартапами, но не создана система трансформации технического изобретения в коммерчески успешный продукт. Здесь могли бы помочь крупные корпорации, но их это почему-то не очень интересует. Они разрабатывают эффективные технологии, однако панически боятся вкладывать ресурсы в рискованные проекты.

Справка. По информации AVCJ Research, в 2015 г., объем венчурных инвестиций в Японии составил всего $29 млн. Для сравнения, в США аналогичный показатель составил в прошлом году – $59,1 млрд.