Можно ли прожить в Украине на депутатскую зарплату?

Вопрос справедливой оценки труда сотрудника является одним из самых важных и спорных с тех самых пор, когда, собственно, людям стали платить за их работу. Работодатель традиционно хочет «выжать» максимум из сотрудника при экономии средств на оплате его услуг, а сотрудник – получить как можно больше за свои услуги, при этом потратив как можно меньше своего времени и сил. На этом принципе основан весь рынок труда. Но что получается, когда сотрудник получает право сам себе назначать зарплату и при этом контролировать жизнь работодателя, урезая его же расходы? А получается в этом случае Украина, где «слуги народа» без реального контроля со стороны общественности могут самостоятельно принимать любые решения. Впрочем, история знает к чему это может приводить.

Вечный вопрос: кто кому должен?

Вопрос «кто на кого работает: власть на граждан или граждане на людей?» может посоперничать в своей давности с извечным «что было раньше: курица или яйцо?». Несмотря на то, что наше время принято считать самым передовым и вообще особенным, вопрос «кто кому клиент» был решен еще в древние времена. Первым наиболее целостно тонкости глубинных процессов общества (в том числе современного) описал в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель. По большому счету, его можно назвать «изобретателем» демократии, аристократии и монархии. Это все существовало и до него, как будет существовать, безусловно, и после, но он эти процессы осознал, а главное – дал им названия.

Так, Аристотель видел оптимальным форматом для государства такую систему как «полития». Форма правления, где большинство правит государством во благо самого большинства через лучших своих представителей (в его понимании – потомственных военных). Помимо этого есть еще аристократия («власть лучших») и монархия (абсолютная власть одного правителя). При этом он выделяет для каждого из этих типов «извращения». Извращенной формой монархии является тирания (захват власти одним человеком без права на неё). Извращением «власти лучших» аристократии является «власть немногих» - олигархия. Они не «лучшие» (а возможно и «худшие» представители народа), но просто договорились разделить между собой сферы влияния, получив контроль над страной. «Извращенной» формой «политии», по мнению Аристотеля, является «демократия» – «власть нищих». То есть бедных людей, не разбирающихся в устройстве государством, но при этом выбирающих себе представителей, которые ими же и управляют. И те, кто ими управляют легко манипулируют беднотой, предоставляя им развлечения и раздавая хлеб.

Присяга депутатов
Присяга депутатов (Источник: http://kvedomosti.com/)

На основе этого Аристотель выработал целую систему циклов. Сначала появляется племя, где все равны. Но постепенно в нем выделяется группа лучших лидеров, глав семей и кланов, которые формируют аристократию. Рано или поздно, один из них становится монархом. Монарх (вождь, царь) также рано или поздно свергается тираном. Если тиран плохо правит, то его свергают его же соратники, разделяющие между собой сферы влияния – получается олигархия. Это не «лучшие», а просто хитрые или сильные люди, способные взять власть в свои руки, но не способные ею воспользоваться на общее благо. Из-за их бездарности происходят бунты, и власть получает «полития» – то есть, собственно, большинство, представленное сословием опытных воинов, ранее бывших в услужении олигархам и аристократам. Но со временем эти воины также «теряют хватку», и их свергает демос – низшее сословие общества (рабов Аристотель в расчет не брал).

Они какое-то время правят через своих представителей, но неминуемо найдется некто, кто захочет взять всю полноту власти в руки, и стать тираном-диктатором. Сын тирана станет монархом, которого свергнет новый тиран и цикл запустится заново. Либо же в среде демоса выделится сословие «лучших» которые со временем станут аристократами, после чего цикл тоже запустится вновь.

Эта версия дана в очень урезанной и упрощенной форме (Аристотель написал 8 книг на эту тему, и то с трудом все свои мысли уместил), но, согласитесь, очень актуально для нашего времени. И не скажешь, что писалось почти 2,5 тысячи лет назад. Так вот, автор в основе всех взаимоотношений в обществе ставил собственность. Даже войну он называл «добычей собственности». По сути, это не теория управления государством, а теория управления «собственностью», в которую он включал и людей (рабство его теория не отрицала, а скорее даже поощряла – он человек своего времени). И именно стремление к получению большего дохода со стороны правителей (помимо непосредственно власти над людьми) запускало этот цикл вновь и вновь.

Если присмотреться к истории независимой Украины, то можно увидеть эволюцию нашего общества, которое мечется между «тиранами», пришедшими к власти в обход выборов, и «монархами», владевшими почти всей полнотой власти в стране, строившими свои «семейные» бизнес-кланы и пр. Все это перемежается периодами «скрытого правления» олигархии.

Деньги как решение проблемы

В капиталистическом мире, причастными к которому мы стали лишь 25 лет назад, эта проблема циклов известна давно. Там сделаны специальные компенсаторы для чиновников и политиков, чтобы они не стремились взять в свои руки всю полноту власти. А если и стремились, то не смогли бы. Одним из главных таких компенсаторов является политическая культура самих граждан – они свои права соблюдают очень строго и готовы их отстаивать любой ценой. Они уже не «демос», а полноценные граждане, имеющие не только права, но и ответственность перед страной. Проявляется такая ответственность в контроле над чиновниками и депутатами.

Другим компенсатором является создание таких условий жизни для чиновника, чтобы ему не хотелось потерять столь перспективное рабочее место, рискуя потерять все из-за какой-то взятки. Это касается и зарплаты, которая обычно соответствует рыночным ставкам на аналогичных должностях в коммерции, но также предполагает множество льгот и «бонусов».

Зарплаты госслужащих
Зарплаты госслужащих (Источник: http://newsradio.com.ua/)

Третьим компенсатором является независимая система правоохранительных органов, которая подчиняется не властям, а народу. Как бы это странно в отечественных реалиях не звучало, но именно общественное мнение там является определяющим для политиков и правоохранителей. Никто из политиков не посмеет перечить большинству, иначе большинство его просто уничтожит. Не физически конечно (хотя всякое бывало), но при помощи действенных инструментов общественного контроля и прямой демократии – от референдумов и выборов до акций протеста и бунтов. Причем выборов любой европейский политик боится едва ли не больше, чем бунтов, потому как бунт можно усмирить силой, но после этого «усмирения» остаться у власти надолго уже не выйдет. Поэтому в их политической традиции лучше сразу уйти с поста, чтобы потом можно было вернуться через выборы (у людей память короткая), чем озлоблять людей еще больше. У нас традиции, увы, совсем другие.

Приблизительно такие же компенсаторы в нашей стране и пытаются ввести европейцы, транслируя нам через своих комиссаров рекомендации. И достойная оплата труда чиновника является одним из важнейших моментов в этой концепции. Дело лишь в том, что в Европе есть критерии – зарплата чиновника должна быть на уровне средней по стране (плюс льготы и бонусы), а наши же чиновники в силу своих «талантов» сделали эту среднюю зарплату настолько низкой, что полноценно жить на неё невозможно. По европейским, конечно же, стандартам.

При каждом приходе во власть проевропейских политиков они первым делом повышают оклад себе. Так в самый разгар кризиса поступила Юлия Тимошенко, в свою бытность премьером. Точно также теперь поступают и пришедшие к власти «новые старые» проевропейские чиновники. Они и так довольно долго ждали – почти два года использовались популистские лозунги, характерные скорее их оппонентам из социалистического лагеря. И вот, перед своим затянувшемся уходом, сначала Арсений Яценюк повысил чиновникам оклады на 25% (в начале себе дважды, а потом уже всем остальным), а потом и Владимир Гройсман – депутатам. Нынешний премьер не поскупился перед экс-коллегами и повысил им зарплату сразу втрое. Вероятно, чтобы его кандидатура на пост премьера была принята сразу и без заминок.

Что мы имеем?

Поскольку первым свой оклад повысил Арсений Яценюк, то с этого и начнем. Согласно распоряжению президента Украины от 8 января 1992 года, зарплата главы Кабинета министров составляет двадцать минимальных заработных плат (на момент повышения оклада, в декабре 2015 года, минимальная зарплата была 1378 грн). То есть получается зарплата в размере 27 560 гривен. Прибавляем к этому 25% - 6890 грн, и в итоге получаем 34 450 грн в месяц «грязными» - без учета налогов и сборов. При этом официально в декларации 2015 года Арсений Петрович указывал сумму в размере 8 526 гривен, должностной оклад из которых составлял всего-то 6 640 грн. Но, откровенно говоря, сомнительно, что после всех налогов оклад «чистыми» может сократиться в 5 раз.

При этом у рядовых чиновников ситуация была отнюдь не такая «денежная». Оклад специалиста стартовал от уровня минимальной зарплаты «грязными». То есть получалось иногда даже менее 1000 гривен. «Потолка» нет, но обычно у главы департамента ставка была в диапазоне 3-5 тыс. грн. Но конкретные суммы разнятся в зависимости от ведомства. Самые высокие оклады традиционно у банкиров из НБУ и сотрудников «хлебных» ведомств, таких как Минэкономразвития, Минфина, Минздрава и Мининфраструктуры. К ним же иногда относят и Минэкологии (налог на пользование недрами и пр.).

«Хлебными» они являются потому, что могут генерировать доход самостоятельно с различных сборов и налогов. Это позволяет каждому департаменту выдавать сотрудникам премии, которые могут превышать размер ставки порой даже в 3-4 раза. Известны случаи, когда чиновники получали ежемесячные премии по 15 тыс. грн в месяц при ставке в 3 тыс. грн. Плюс «материальная помощь», бесплатные путевки, медицинская страховка (или просто средства на покрытие больничных расходов), бесплатное жилье (которое можно приватизировать, а потом получить еще одно), казенный автомобиль и т.д. Да, рядовые сотрудники всех этих благ, зачастую, лишены, но те, кто непосредственно денежными потоками управляет, могут себе это позволить.

Чиновники
Чиновники (Источник: http://www.elleman.vn/)

Наименее зажиточным является Министерство иностранных дел, которое целиком и полностью «лежит на плечах» казны. Из-за того, что большинство сотрудников вынуждены работать на ставку вдвое-втрое ниже средней по стране на аналогичной должности в коммерции, то из этого ведомства начался настоящий исход ценных кадров. Ведомство, которое является «лицом» Украины для мира сегодня стало «бедным родственником» в семействе Кабмина. Поэтому там ориентируются либо на молодежь без опыта работы, либо на пенсионеров, которых никуда уже не примут. Есть и люди, работающие на энтузиазме, но таких все меньше (коллеги из других ведомств сделали все, чтобы прожить на зарплату в пару тысяч гривен в Киеве было невозможно). Неудивительно, что побед на дипломатических фронтах не так уж и много, а некоторые направления (как Африка например) вообще заброшены на далекую периферию.

Но если все так было хорошо, то почему же Яценюк вынужден был пойти на повышение окладов? Потому что под давлением Запада и общественности власти обязаны были пойти на переформатирование структуры расходов – размер премий был ограничен, как и материальной помощи или других «благ». Сделалось это в рамках «повышения прозрачности» госслужбы. И получилось так, что даже высшие чиновники стали вынуждены жить, не на реальную зарплату, конечно, но их надбавки очень сильно сократились, а некоторые статьи доходов вообще исчезли. Поэтому, предчувствуя свою отставку, Арсений Петрович пошел на крайне непопулярный в народе шаг – повышение зарплат чиновникам на 25% при повышении рядовым украинцам минималки «аж» на сотню гривен в год. И люди, обоснованно, высказали претензии, что на них денег нет, а на чиновников они всегда откуда-то берутся. Впрочем, терять ему уже тогда было нечего – вопрос отставки был лишь делом времени.

Последнее желание уходящего

Похожая ситуация была и у Владимира Гройсмана в его бытность спикером. В течение двух лет депутаты получали урезанную зарплату в размере 6 400 грн. «грязными». Это вызывало негодование народных избранников, которые жаловались, что на эти деньги прожить в Киеве невозможно. Скандал с Мустафой Найемом в свое время наделал много шума. Это даже при том, что чистую ставку ни один депутат не получает. В Верховной раде есть гибкая система надбавок. За участие в каждом комитете и подкомитете (а депутат обычно состоят в нескольких), за работу с избирателями и пр. – за все есть «бонусы». Также есть выплаты на содержание штаба и офиса в регионе вместе с помощниками. Это помимо многочисленных льгот: от жилья до скидок на питание в буфете.

И вот, своим последним решением спикер Гройсман утвердил повышение зарплат втрое. Теперь зарплата народного депутата составляет 17 650 грн. «грязными». При этом все его льготы и привилегии сохраняются, как и надбавки. То есть реальная зарплата депутата никак не может быть ниже 20 тысяч гривен, а у глав фракций и комитетов вполне может быть 25 или даже 30 тыс. грн. Безусловно, это лишь догадки (все надбавки посчитать невозможно из-за сложной структуры начисления и скрытности «слуг народа»), но вполне позволяет составить представление о доходах народных избранников.

К этому же следует добавить, что фонд оплаты труда их помощников увеличили с 12,5 тыс. грн до 25 тыс. грн – то есть вдвое. Также расширили и количество помощников «на зарплате» (есть еще гражданские помощники, которые работают «на общественных началах») от 4 до 5 человек.

Идея повышения зарплат для депутатов была не нова, но всерьез за неё взялись только относительно недавно. При этом нынешнее повышение в три раза не является максимальным. Депутат от «Блока Петра Порошенко» Алексей Мушак, например, начинал собирать подписи коллег за повышение оклада до 30 тысяч гривен. Так что возможно, что это не последнее повышение зарплат народным избранникам. И это все на фоне того, как средняя зарплата по стране варьируется около отметки в 4,5 тысячи гривен, хотя этот показатель сильно искажен влиянием Киева на общую статистику. Поскольку в столице оклады вдвое выше, чем в регионах (особенно если сравнивать с аграрными западными областями, наподобие Тернопольской), то реальная средняя зарплата в Украине вряд ли дотягивает до 4 тыс. Впрочем, только если речь идет об официальной зарплате, т.к. суммы «в конвертах» учесть практически невозможно, а эта практика является повальной для страны.

Человеческий фактор

Население в основной своей массе согласно с тем, что зарплаты у чиновников должны быть выше, чем сейчас, поскольку это должно стимулировать привлечение в их ряды более компетентных сотрудников и меньшую заинтересованность брать взятки. Но, при этом, сам факт повышения в три раза зарплат депутатам, которые «больше прогуливают, чем работают», вызывает исключительно негодование.

Госслужащие
Госслужащие (Источник: http://aommz.ru/)

Тем не менее, главным критерием в рамках демократической системы является готовность людей «голосовать ногами» - если нет массовых акций протеста, то общество демонстрирует молчаливое согласие с такой позицией власти, напоминающей регулярно про «агентов Кремля» и «врага у ворот». Это сдерживает протестные настроения, но повышение зарплат депутатам втрое, одновременно с намерением увеличить тарифы на газ для населения вдвое, выглядит для рядовых граждан как издевательство. То есть депутаты себе повысили зарплату, чтобы платить по новым тарифам, а простым людям эта возможность недоступна. На следующих выборах это, несомненно, сыграет свою роль, но к тому времени, как надеются политики, пройдет много времени и непопулярные меры забудутся.

Вывод можно сделать следующий. Зарплаты рядовым сотрудникам, несомненно, повышать надо, также как и уровень пенсий, и зарплат по стране в целом. Но все это должно сопровождаться снижением «тайных» доходов и компенсаций, которые чиновники получают помимо оклада. То есть нужно повышать прозрачность определения доходов «слуг народа», увеличивать роль общественности при контроле финансов и т.д. Если этого сделано не будет, то нам грозит очередной переход «цикла Аристотеля» к новому этапу. Какому? Покажет время, но после «олигархии» («власти немногих») идет либо «тирания», либо аристотелевская «демократия», где править будут маргиналы…