По сообщениям украинских кондитеров, Россия вновь начала блокировать украинские транзитные грузы, идущие в Азию через Кавказ.

Россия блокирует транзит украинских товаров по своей территории. На этот раз он блокирует не только кондитерские изделия, направляющиеся в Азербайджан и Грузию, но и весь остальной украинский товаропоток через Кавказ, передает «Европейская правда».

Как сообщал еще неделю назад председатель ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк, кондитерская продукция украинского производства, направляющаяся в Среднюю Азию через Грузию и Азербайджан по железной дороге, блокируется российской Таможенной службой в Дагестане. Некоторые составы там стояли в течение месяца, после чего были возвращены в Украину. Российские таможенники ссылаются на некий запрет российских контролирующих органов от 2014 года, хотя в позапрошлом году этот транзит заблокирован не был, как и в 2015 (с перерывами).

Теперь же по данным отечественных экспортеров, Россия остановила украинский транзит на Кавказе не только в отношении сладостей, но и всей остальной продукции – теперь якобы наблюдается полная блокада товарного трафика.

Несмотря на то, что эта тема обсуждается уже вторую неделю, в Министерстве экономического развития и торговли только в прошедшие выходные признали, что ситуация требует более пристального внимания с их стороны. Тем не менее, там пока отрицают российскую блокаду, но обещают разобраться с ситуацией. По крайней мере, такие выводы можно сделать из распространенного заявления МЭРТ.

Там чиновники констатируют, что в последнее время зафиксировали «многочисленные обращения экспортеров», чей транспорт отказываются пропускать российские таможенные органы на Кавказе. Следуют эти грузы в направлении «третьих стран», таких как Грузия и Азербайджан. Экспортерам, попавшим в такую ситуацию рекомендуют звонить на горячую линию ведомства, а также следить за поступающей информацией. При этом МЭРТ просит присылать на почту «материалы от официальных органов Российской Федерации об отказе в осуществлении транзита по территории РФ». Также в министерстве просят указывать меры, которые экспортеры предприняли для урегулирования ситуации. То есть фактически МЭРТ не имеет на данный момент «рецепта» для разрешения этого спора с Россией, и просит экспортеров помочь в сборе информации.

После февральского «транзитного кризиса» или «войны фур», связанных с «гражданской блокадой» украинскими активистами и праворадикалами российского транзита по территории Украины, это первый случай масштабной блокировки отечественного экспорта со стороны РФ. Тогда, напомним, в ответ на действия «неизвестных» (так они проходят в официальных документах) на территории Украины, Россия ввела эмбарго против украинских товаров и объявила о транспортной блокаде. При этом российские экспортеры переориентировали свои грузы на северное направление (через Польшу и Прибалтику), что позволило обойти Украину и восстановить свой экспорт. В это же время украинские экспортеры и компании, работающие в сфере грузоперевозок оказались заблокированными т.к. объехать Россию крайней проблематично. Таким образом, деятельность активистов привела к убыткам украинских компаний на сотни миллионов долларов и отказу использовать украинскую территорию для транзита третьими странами. Кроме того, компании стали отказываться от услуг отечественных перевозчиков.

Чтобы урегулировать ситуацию (на митинги в Киеве вышли уже автоперевозчики) правительство пришлось идти на переговоры с Кремлем, что и завершилось обоюдной отменой блокады. Тем не менее, как видим, российская сторона вновь начала прибегать к такому инструменту для воздействия на Украину. Осталось только выяснить, какая именно цель преследуется сейчас – блокирование торгово-экономических контактов с Азербайджаном в условиях карабахского конфликта, дискредитация Украины как надежного экономического партнера перед уже прошедшим референдумом в Нидерландах, или, может, в связи с обострением ситуации на Донбассе. А может и все сразу. Этих и других догадок можно придумать массу, но факт остается фактом – МЭРТ необходимо предпринять срочные меры для поиска взаимопонимания с российской стороной или активизировать работу по диверсификации транзитных путей в Азию, иначе последствия для украинской экономики будут крайне негативными.