Европейский союз выделит почти 100 миллионов евро для поддержания украинских регионов.

С таким заявлением выступил глава Представительства Европейского Союза в Украине Ян Томбинский, передает УНИАН .

Посол ЕС считает, что Украине следует и дальше прикладывать усилия для более глубокой децентрализации страны, что является позитивным фактором. Для поддержки этого направления Евросоюз разработал «большую программу», которая должна помочь Украине в этой работе. На её выполнение из европейского бюджета выделено 97 миллионов евро. Донорами, предоставившими деньги, стали Европейская комиссия, Польша и Германия.

Томбинский уверен, что нашей стране надо продолжать процесс децентрализации, потом что только этим путем можно преодолеть все недостатки существующей в Украине системы централизованного управления.

Европейский союз планомерно поддерживает инициативы, направленные на децентрализацию по европейскому образцу. В Брюсселе считают, что этим путем можно убрать множество как политических, так и экономических проблем с повестки дня Украины.

Украинское правительство, в свою очередь, декларирует, что примером для децентрализации станет польская система, которая в самом ЕС считается одной из самых централизованных, поскольку страна с точки зрения административного деления является унитарной, в отличие от крупнейших государств ЕС. Тем не менее, большая часть доходов там остается на местах. Причем активно внедряется система общественного контроля за полученными средствами, что позволяет более эффективно их тратить. Кроме того, существующая система опроса общественного мнения и возможность проведения местных референдумов (реальная, а не «декоративная» как в Украине) дает возможным жителям регионов непосредственно участвовать в распределении средств, путем определения самых приоритетных сфер.

В украинской стратегии по децентрализации страны наиболее слабым местом называют институт префектов, который якобы скопирован с польского. Однако, в отличие от польского варианта, отечественный глава местной общины обладает чрезвычайно широкими полномочиями. Так, он может без санкции Конституционного суда трактовать решения местных советов, блокировать их или даже принимать решение (после соответствующего утверждения президентом) о роспуске выборных советов. Это позволяет говорить оппонентам пропрезидентской силы о якобы введении в стране «прямой президентской диктатуры», потому что префекты назначаются главой государства. Это же вызывало сомнения у представителей Венецианской комиссии и других европейских органов. Киев отвечает на все обвинения о рисках сепаратизма, и от такого формата «децентрализации через централизацию», отказываться не намерен. Впрочем, пока эта реформа по факту приостановлена. Причина – недофинансирование и политический кризис.

Тем не менее, прошлогодние изменения в законодательстве позволяют увидеть, что многие местные бюджеты получили серьезное увеличение доходной части. Однако перекладывание на местные органы власти финансирования социальной инфраструктуры, больниц, образовательных учреждений и т.д. нивелирует весь положительный эффект, поскольку в условиях кризиса у регионов просто нет средств на финансирование этих сфер, а увеличение доли налогов, оставленных на местах, оказалось не столь значительным, как того требует увеличение расходов. К тому же еще не завершенная реформа демонстрирует расслоение между регионами на «бедные» и «богатые». Первые вынуждены закрывать «лишние» школы, ПТУ и больницы, а «богатые» могут пока содержать их в былом виде. Это привело к социальной нестабильности в некоторых областях и даже «походам на Киев» некоторых активистов (наиболее показательный пример – финансирование системы ПТУ, которое было приостановлено несколько месяцев назад). Без денежных «вливаний» извне эту реформу довести до конца будет очень проблематично, тем более что Киев не намерен отдавать регионам еще больше собранных там же налогов.