Только 4% отечественных гостиниц имеют право размещать у себя постояльцев.

Такие неутешительные данные по украинским отельерам опубликовал начальник управления туризма и курортов Министерства экономического развития и торговли Иван Липтуга. Сделал он это посредством Facebook.

Чиновник начинает свой пост с напоминания о профильном законе «О туризме», регулирующем эту сферу. Там, по его словам, утверждается, что гостиница не может принимать постояльцев, пока не пройдет процесс категоризации. Только после присвоения ей соответствующей категории она может работать на рынке гостиничных услуг, однако из 4,5 тыс. подобных заведений в Украине, успешно этот процесс прошли лишь 190. То есть – 4%.

Липтуга сообщил, что для борьбы с таким пагубным явлением управление туризма и курортов уже разработало особый способ наглядной маркировки прошедших сертификацию и категоризацию отелей и гостиниц. Шаблоны эти будут в виде настенных наклеек и уличных табличек. Там будет указан факт соответствующей «звезды» гостиницы.

Это заявление Липтуги стоит рассматривать в контексте первого заседания Комиссии по установлению категорий гостиницам и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по временному размещению (проживанию), которое прошло 14 марта. На нем вопрос присвоения «звезд» и был поднят. Оказалось, что процесс прошли лишь единицы гостиниц, хотя Постановление Кабинета министров, вводящее порядок сертификации и категоризации, был принят в далеком 2009 году – почти 7 лет назад.

Заседание Комиссии стало возможным после того, как в конце 2015 года Кабмин внес изменения в этот Порядок от 2009 года, переподчинив отели Минэкономразвития. До этого за соблюдением процедуры фактически никто не следил.

Поводом для реорганизации отельного бизнеса в Украине стало резкое падение количества иностранных туристов – до 13 миллионов человек.

Безусловно, война и экономический кризис делают туризм в нашу страну далеко не самым привлекательным для иностранцев, но очень важным является и вопрос сервиса – при довольно высоких расценках (даже после обвала гривны), качество услуг остается ужасным. Не во всех гостиницах, но в подавляющем большинстве. Связано это с резкой потерей ими доходов из-за того же кризиса и войны. Однако вместо стимулирования постояльцев повышением качества услуг и введения гибких систем скидок, многие отельеры решили просто сэкономить, сделав условия для туристов еще хуже. Изменить ситуацию может масштабная сертификация и категоризация. Но условием для её реального успеха должна быть прозрачность и адекватность критериев оценки украинским реалиям.