За два месяца в Украине на 100% нарастили производство водки.

Государственная служба статистики опубликовала данные по производству алкогольных напитков за первые два месяца 2016 года. Данные оказались неожиданными – производство водки (содержание спирта не менее 45,4%) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросло на 98%. В натуральном выражении этот показатель составил 4,673 миллиона декалитров. Тренд на рост производства сохраняется и в соотношении февраля к январю: рост по этому показателю составил 49,5%.

Одновременно с водкой растет производство бренди и коньяка. В сравнении с январем-февралем 2015 года производство увеличилось на 32,4% - до 514 тысяч дал. При этом прирост в сравнении февраля к январю еще более впечатляющий, чем по водке – 126,2%.

Интересно, что статистика по ликерам и другим спиртным напиткам прямо противоположная. За первые месяцы этого года этот показатель упал на 57,3% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. Однако при сравнении данных за февраль и январь мы и тут видим серьезный рост – на 44,7% или до 312 тысяч дал.

Таковы данные Госстата без учета Крыма и части зоны АТО.

Отметим, что производство водки в 2015 году в сравнении с 2014 годом сократилось на 13%, а коньяка и бренди – на 12,9%.

Напомним, что Кабмин с этого месяца увеличил акцизы на алкогольные напитки. Они повышались и в прошлом году, однако спрос на алкоголь «сбить» не удалось. Правительство, впрочем, не ожидает того, что украинцы будут меньше пить. Скорее даже наоборот – чем больше граждане купят подакцизного товара – тем выше будут налоговые поступления в бюджет. Если учесть историю алкогольных пристрастий украинцев (еще с советских времен), то повышение акцизов не столько заставляет их завязывать с алкоголем, сколько стимулирует переориентацию на «черный рынок» или домашнее самогоноварение.

Тем не менее, как видим по статистике, ухудшение общей ситуации в стране заставляет украинцев все чаще обращаться за «утешением» в бутылке, что является ярчайшим признаком кризиса – подобная ситуация наблюдалась и в начале 90-х годов. Именно на тот период и приходится пик повального пьянства (особенно в депрессивных регионах с наивысшим уровнем безработицы, а также на селе).

Одним из мотивов наращивания производства крепкого алкоголя, вероятно, как раз и является желание производителей успеть выпустить как можно больше продукции до введения акциза. Если эта теория верна, то уже к осени ликероводочная промышленность вновь покажет спад.