В МВФ потребовали отменить льготный режим возмещения НДС для сельхозпроизводителей.

Международный фонд настаивает на отмене протекционистских мер для отечественных предприятий. На этот раз в поле зрения специалистов Фонда попала агарная отрасль, которая имеет некоторые льготы в налогообложении. О новых условиях сообщил глава представительства МВФ в Украине Жером Ваше, передает УНИАН.

Ваше рассказал о новых требованиях Фонда в ходе 12-й Международной конференции организованной компанией Dragon Capital. В МВФ настаивают, что аграрии должны лишиться налоговых привилегий в течение 2016 года. Для этого нужно отменить действующий сегодня спецрежим по налогу на добавленную стоимость для компаний работающих в сфере сельского хозяйства.

Это уже не первое напоминание со стороны МВФ для украинского Кабмина о необходимости изменить принципы налогообложения в этой сфере. Помимо отмены спецрежима по НДС, Фонд ранее рекомендовал властям повысить ставки налога на прибыль для аграриев. Это должно помочь сбалансировать бюджет, который недополучит средства из-за снижения размера единого социального взноса с 40% до 22%. Однако тогда это действительно были лишь рекомендации. Теперь же в Фонде назвали дату, когда это должно быть реализовано – начало 2017 года.

Изменить позицию Фонда, вероятно, заставило голосование за новый Налоговый кодекс, который был принят 24 декабря прошлого года. Тогда депутаты, вместо того, чтобы принять рекомендации МВФ, договорились с Кабмином о компромиссном варианте, когда спецрежим для аграриев был ужесточен, но в целом сохранен.

По действующему законодательству сельхозпроизводители обязаны разделять НДС на части. При этом для компаний с разным профилем отличаются пропорции. Так, производители технических культур и зерна обязаны отправлять на спецсчета 15%, а остальные 85% - в бюджет. Компании, работающие в сфере животноводства и молочной промышленности должны 80% отправлять на спецсчета, а 20% - напрямую в бюджет. Остальные аграрии должны распределять пропорции 50% на 50%.

В Минфине предлагали распространить следующую пропорцию на всех сельхозпроизводителей – 75% в бюджет и 25% на спецсчета, однако эта идея не нашла поддержки у народных избранников. Более того, некоторые депутаты начали информационную кампанию за возврат спецрежима в аграрную сферу в полном объеме для спасения села т.к. там находится их основной электорат. С точки зрения классической рыночной экономики – господдержка какой-либо отрасли недопустима. В том числе и в аграрной сфере. Поскольку МВФ действует шаблонно, то подобные рекомендации можно было предсказать заранее – они типичны для всех стран, которым Фонд обещал финансовую помощь.

Для построения капитализма европейского типа действительно необходимы рыночные отношения на селе. Из-за этого нужно отказаться от господдержки и запустить рынок земли. В странах Запада это привело к экономическому росту и бурному росту промышленности. Однако при этом пострадали крестьяне, которые лишились земли – её приобретали за дешево магнаты-латифундисты либо крупные корпорации. Все это привело к обезземеливанию крестьянства появлению класса беднейших неквалифицированных наемных сотрудников. Проще говоря – пролетариев. Для преодоления такой диспропорции на селе и в среде пролетариев Европе понадобилось несколько столетий, революций и войн. При этом многие страны фактически утратили суверенитет т.к. большая часть сельскохозяйственных земель была уже куплена иностранцами. На этой волне, например, в Европе начались межнациональные противоречия и антисемитизм, что в итоге стало одной из причин Первой и Второй мировой войн.

Безусловно, украинские масштабы не настолько велики, чтобы привести к столь глобальным геополитическим сдвигам, но вот есть ли у украинцев сто или двести лет на преодоление кризиса на селе после подобных реформ – большой вопрос. Особенно учитывая темпы и эффективность реформирования экономики нынешними уполномоченными органами власти. Мы никак не можем оправиться после «реформ» начала 90-х, которые были продиктованы теми же мотивами – внедрением рыночной экономики. Однако тогда хаос заставил власти пойти на введение моратория на продажу земель, действующего и поныне. Очевидно, что сложная ситуация на селе требует более гибкого подхода, чем банальное повышение налогов фермерам и сельхозкомпаниям, одновременно с продажей земли иностранцам за треть от реальной стоимости.