Петр Порошенко подписал закон о масштабной распродаже государственного имущества.

Как сообщает Пресс-служба главы государства, Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об усовершенствовании процесса приватизации» был подписан президентом еще 4 марта. Этот документ, ранее поддержанный Верховной рады по предложение Кабинета министров, открывает возможности для широкой приватизации украинской госсобственности исключительно зарубежным компаниям. Так, согласно тексту этого закона, в приватизации госпредприятий теперь смогут принять участие зарубежные компании, которые имеют в своем уставном капитале не менее 25% государственных средств. Для украинских госпредприятий стратегической важности допускается привлечение «советников», чьи услуги будут оплачиваться на внебюджетные средства. При этом закон вводит запрет на участие в масштабной приватизации компаниям-резидентам «страны-агрессора» (т.е. России), а также зарегистрированным в офшорных зонах.

Помимо этого была отменена норма об обязательном листинге на фондовых биржах 5-10% акций стратегических предприятий, что ранее требовалось для узаконивания приватизации. Контролировать процесс приватизации должен Фонд государственного имущества, в котором, напомним, сообщали о намерении в течение 2016 года продать 450 госпредприятий.

Таким образом президент стал на сторону депутатов коалиции и Кабмина, которые требовали подписи этого документа, поскольку масштабная приватизация входит в перечень требований Международного валютного фонда.

При этом многие эксперты, политики и даже чиновники подвергли критике сам закон и намерение распродать едва ли не все оставшиеся в госсобственности мало-мальски ценные предприятия. Причина – крайне неблагоприятная конъюнктура (цена некоторых предприятий упала за два года в 3-4 раза), а также невыгодные для отечественных предприятий условия. Авторов закона обвиняют в том, что такая приватизация осознанно оформляется для распродажи последних госактивов западным компаниям по бросовым ценам. К тому же отменяется норма об обязательной продаже части акций на фондовых биржах. Этот инструмент ранее вели, чтобы все приватизированные предприятия проходили аудит и стали публичными. Теперь же победители аукционов могут вести бизнес непублично, без отчета общественности или правительству.

Помимо прямого ущерба государству (казна недосчитается миллиардов гривен т.к. экономика на спаде и выручить реальную стоимость компаний невозможно), есть риск потери влияния руководства страны на целые отрасли отечественной промышленности. Показательный пример следования подобных рекомендаций МВФ – Мексика. Страна мало того, что пережила длительный финансовый кризис, от которого никак не может оправиться с 1980-х годов, так еще и потеряла контроль над аграрной сферой. Если до масштабной приватизации земли и госпредприятий она была одним из крупнейших в мире экспортером зерна, то после неё – сама вынуждена была импортировать кукурузу и другие типы зерна. Это же касается машиностроения Мексики, да и многих других стран, которым «помог» МВФ.

Впрочем, наибольшее разочарование этот закон вызвал в кругах отечественных олигархов, которые уже давно борются за влияние над теми или иными ценными активами, среди которых центральное место занимает Одесский припортовый завод, а также целый ряд облэнерго. Однако включение в текст закона нормы о «советниках», может сделать эти опасения напрасными – они смогут влиять прямо или косвенно на торги. Другая причина – перечень офшорных зон в украинском законодательстве досконально не описан, что оставляет юридические «лазейки» для участников торгов. Это, вкупе с наличием свои «советников» в госпредприятиях, может дать начало к очередному масштабному переделу отечественной собственности отечественными и зарубежными олигархами.