С 1 марта вырос тариф на электроэнергию, а с 1 апреля может быть повышена цена на газ: как это скажется на отечественной экономике?

1 марта на территории Украины стали действовать новые тарифы на электроэнергию. Отныне они станут выше в среднем на 25%. Их введение регулируется постановлением НКРЭ от 26 февраля 2015 года.

Касается оно, в первую очередь, потребителей, использующих в месяц до 100 кВт/ч (с кухонными электроплитами включительно). Эта «льготная» цена вырастет с 45,6 коп. за кВт/ч до 57 коп. Для украинцев, потребляющих свыше 100 кВт/ч в месяц тариф повысится с нынешних 78,9 коп. до 99 коп. Самый высокий тариф по-прежнему для потребителей, которые используют свыше 600 кВт/ч в месяц – для них цена теперь составит 1 грн 56 коп. Такими тарифы останутся до 1 сентября текущего года, когда Кабмином запланировано очередное их повышение.

С Международным валютным фондом было согласовано повышение тарифов в пять этапов, что, по этому плану, должно вывести цены на энергоносители для населения на уровень в 100% от рыночной цены. Кроме того, в сентябре 2015 года правительство закрепило социальную норму на потребление газа для населения в объеме 200 куб. м по 3,6 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. Уже в апреле прошлого года тариф вырос на 45,2%, а 1 марта следующего – 2017 года ожидается последнее повышение – до уровня в 122,77 коп. за кВт/ч (в среднем).

Одновременно с электроэнергией, Кабинет министров и профильные нацкомиссии повышают и тарифы на газ для населения. Вчера, в НКРЭКУ заявили о желании увеличить на 53% «социальную» цену на бытовой газ с апреля этого года. Т.е. на 1900 гривен – до 5500 гривен за 1 тысячу кубических метров с НДС. Об этом во время Международного форума Адама Смита рассказал глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк, чью прямую речь приводит «Интерфакс».

По его словам, такие цифры есть в последнем меморандуме, подписанном МВФ и Кабмином – к 1 апреля «импортный паритет для населения и теплокоммунэнерго» должен приблизится к 75% от рыночной цены. При этом сам Вовк считает, что к тому времени максимальная цена сократится «процентов на 10%» (сейчас она составляет 7188 грн за тыс. куб. м), а нижняя вырастет до 5500 гривен.

Впрочем, в этом году Кабмин уже не успевает внести коррективы в тарифы на апрель, поэтому они, вероятно, смогут вступить в действие не ранее следующего отопительного периода. Дмитрий Вовк предположил, что после такого повышения тарифов на газ для теплокомунэнерго, вырастет и цена на отопление для населения «в среднем на 80%».

Правительство заставляет идти на столь радикальные шаги все увеличивающийся дефицит бюджета, а также приостановка кредитной линии от того же Международного валютного фонда. По признанию премьер-министра Украины Арсения Яценюка, сделанного неделей ранее, НАК «Нафтогаз Украиниы» впервые вышел на доходность, что должно автоматически открывать доступ к кредитам от Фонда т.к. его главным требованием было преодолеть огромный дисбаланс доходов и расходов отечественного нефтегазового гиганта, который покрывался из казны. Кроме того, по мнению экспертов МВФ, это стимулировало не только ослабление системы госфинансов, но и значительно повышало коррупционные риски: предприятия теплогенерации, принадлижащие преимущественно т.н. «олигархам», получали от государства миллиардные дотации. Теперь же, судя по всему, эта проблема преодолена и Кабмин отказывается компенсировать убытки частных компаний, а НАК – списывать их долги. Тем не менее – кредита нет. Почему?

Потому что в Украине не был сформирован газовый рынок, где продавать и покупать «голубое топливо» могли бы частные компании, а не только НАК, как единственный посредник и, фактически, монополист-регулятор в этой сфере. Однако чтобы этот рынок заработал, нужно сделать выгодными сделки по продаже газа населению, иначе действительно свободного рынка в нашей стране не будет. Тем не менее, платёжеспособность населения, вопреки «мантрам» чиновников о гигантских объемах теневой экономики, далеко не безгранична. Да и система субсидирования «малоимущих» украинцев «хромает на обе ноги»: она не только повышает коррупционные риски (люди на руки деньги не получают – они напрямую из казны попадают в частные компании, при этом определяют суммы чиновники), но и не охватывает всех нуждающихся.

Уже сейчас, при минимальной пенсии не многим выше 1 тыс. грн (а таких пенсионеров в Украине большинство), сумма за оплату квартиры может превышать эту сумму. Государство вынуждено компенсировать едва ли не две трети расходов, хотя в реальности так происходит далеко не всегда. Если представить, что к следующему году тарифы вырастут еще на 80%, как того требует НКРЭКУ, то в категорию «малоимущих» попадут все украинцы с ежемесячным доходом порядка 3-4 тыс. грн. Таким образом, из казны придется компенсировать квартплату практически всех бюджетников, а также множества молодых специалистов, имеющих такой доход. Под ударом окажутся также представители аграрного сектора, где доходы традиционно малы, а площади домов больше, чем городские квартиры.

К тому же всем известно, что каждое повышение тарифа на 10% ведет к росту неплатежей на пару процентов. Таким образом, если сейчас мы видим в целом высокую дисциплину среду потребителей энергоресурсов, то при повышении тарифов практически вдвое, уровень неплатежей также станет гораздо выше.

Вывод: чем выше будут тарифы – тем меньше людей будет своевременно оплачивать свои счета, а едва ли не две трети населения перейдут в категорию «малоимущих», чьи счета должны будут субсидироваться из государственной казны. Возникает вопрос: в чем тут экономия для казны и уменьшение коррупционных рисков? Это уже не говоря о том, что каждое повышение тарифов способствует активизации инфляции и девальвации гривны. А чем ниже курс гривны – тем выше вероятность нового повышения цен. Получается замкнутый круг.

Уже сейчас гривна упала более чем на 10% с начала года по отношению к доллару. Это вскоре отразится и на потребительских ценах. После повышения тарифов на электроэнергию и газ цены начнут расти еще больше. Поскольку уровень доходов населения не растет, а сокращается, то сокращение свободных средств на фоне повышения цен обязательно скажется на покупательской способности населения. Торговля, легкая и пищевая промышленность за последний год понесли серьезные убытки, но запланированное Кабмином и МВФ повышение, на котором настаивает НКРЭКУ, окончательно погубит спрос, оставив востребованными разве что самую дешевую продукцию с низкой добавочной стоимостью. А это скажется уже на уровне оборотных средств предпринимателей. Если упадет платежеспособность предпринимателей из торговли и пищевой промышленности, то они станут меньше закупать аграрной продукции. Этот тренд был заметен уже в прошлом году, доказательством чего является банкротство или приближение на шаг от него столь крупных агрохолдингов как «Мрия» и «Мироновский хлебопродукт».

Отметим, что в некоторых странах ЕС цена на газ и другие тарифы для населения выше, чем для промышленных потребителей т.к. для последних действуют оптовые цены. Именно к такому формату, вероятно, и толкает нас МВФ т.к. это ложится в систему либеральной рыночной экономики, которую отстаивает по всему миру Фонд. Но не стоит забывать и об уровне платежеспособности европейцев и украинцев – он заметно отличается.

Интересно, что будучи в оппозиции Арсений Яценюк требовал для населения продавать газ внутренней добычи, а для промышленных предприятий создать свободный рынок. Сейчас же он категорически против такого решения, т.к. пытается покрыть дефицит бюджета за счет населения. Зато эту идею взяли на вооружение его оппоненты из «Батькивщины» и других партий. Критика власти с этих позиций уже дала заметный плюс к их рейтингам и обвалило его у «Народного фронта» и лично Арсения Петровича. Насколько же реальна эта возможность – снабжать украинским газом население вместо внедрения «тарифной уравниловки»?

Теоретически газа, добываемого в Харьковской, Полтавской, Львовской, Херсонской областях, а также на шельфе Черного моря достаточно для населения. Впрочем, есть ряд нюансов, препятствующих этому. Первое – чисто технически разделить украинский газ от неукраинского в единой газотранспортной системе очень проблематично. Второе – дисбаланс цен заставит промышленников и бизнесменов идти на махинации и манипуляции для «оптимизации» цены для своих предприятий. Третий важный для правительства недостаток – казна окажется без дополнительного финансирования из карманов жителей, а это негативно скажется на системе госфинансов. Тем не менее, этот вариант выглядит вполне реалистичным т.к. позволяет одновременно снизить нагрузку на бюджет из-за отказа от субсидирования (оно тогда уже не нужно) и отказаться от дотаций для частных компаний, что и формировало колоссальный дефицит «Нафтогаза» (при условии, что украинский газ компании не будут «записывать» как импортный).

Есть, однако, и еще один очень важный нюанс. Большинство отечественных газодобывающих компаний уже «поделены» на сферы влияния «старыми» и «новыми» властями. Почему для казны украинский газ по цене практически не отличается от импортного? Потому что от момента добычи до закачки в хранилища НАК «Нафтогаза» топливо формально проходит через целую цепочку фирм «прокладок». Ааналогичные посреднические фирмы, которыми управляют «свои» бизнесмены стоят между НАК и потребителями газа. Таким образом и происходит заработок в газовой сфере т.к. цена добытого отечественного газа, пока дойдет до потребителя, поднимается порой в разы. По информации СМИ, на таких схемах очень быстро смог накопить «младоолигарх» Сергей Курченко, ныне пребывающий в России. В этом же провластные СМИ обвиняют Александра Ефремова и других регионалов, а также «олигархов» Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского. Впрочем, интересы в нефтегазовой сфере есть практически у каждого «олигарха», хотя и в разных масштабах.

Кстати, в СМИ сообщают о большом переделе этого «рынка», проявлением чего якобы является убийство Юрия Димента – ближайшего партнера мэра Харькова Геннадия Кернеса. В конце прошлого года – в начале этого был другой скандал – с опубликованием схем контроля газовых потоков со стороны компании «Инвестор», принадлежащей жене министра МВД Арсена Авакова. Мы на данный момент не можем судить, правда ли все это (для этого есть компетентные органы), но то, что с повышением цен на газ «цена вопроса» для «держателей» или «смотрящих» за столь интересными объектами значительно возрастает, как возрастает и конкуренция между ними.

Зато мы точно можем сказать, что дальнейшее повышение цен без реальных компенсаторов для экономики сделает нашу промышленность и население еще слабее с точки зрения финансов, а значит – приблизит Украину еще на шаг ближе к экономической пропасти.