В Германии заявили о разработке «Плана Маршалла» для Украины: поможет ли он нам привлечь инвесторов?

Украина никогда не могла похвастаться большим притоком инвестиций из-за рубежа. Чаще всего среди причин называют тотальную коррупцию, продажные суды и зарегулированное для предпринимателей законодательство. Можно по-разному относится к европейским политикам в целом и к немецким в частности (они, в конце концов, тоже имеют свои государственные интересы, которые реализуют в Украине), но то, что они силой заставляют отечественную «элиту» проводить реформы – неоспоримый и положительный факт. Если бы не было необходимости внедрять антикоррупционные механизмы «из-под палки», то их, вероятно, вообще не внедрили бы. Это при том, что нынешние реформы даже «половинчатыми» назвать трудно…

И вот сейчас началась «Неделя Украины» в Европарламенте. Там европейцы вновь требуют активизировать борьбу с коррупцией и т.д. – все по накатанной. При этом в все чаще звучат разговоры о том, что Украине нужен не только «кнут» («мы не дадим безвизовый режим, если вы не сделаете это!»), но и «пряник». И безвизовый режим, который, на самом деле никакой не «безвизовый», а просто «режим либерализации визового», вряд ли может сойти за стимул и толчок для развития всей страны. Безусловно, пока мы «имеем то, что имеем», ждать инвестиций не приходится. Тем не менее, без инвестиций из экономической ямы не выбраться. И в этом ключе очень интересно заявление депутатом Бундестага, главы Германско-украинской парламентской группы Карла-Георга Вельмана.

В интервью украинской газете «Сегодня» он раскрыл одну очень важную «тайну» - руководство Германии и Бундестаг работают «над новой стратегией для стабилизации и развития Украины». Вельман уверен, что это «новый «План Маршалла» по реформированию экономики, управления, судебной и других систем Украины, который если и заработает, то «только под полным контролем и мониторингом» Германии. Однако чтобы он заработал и вообще стал возможен, как считает депутат, украинцы «должны делать свою домашнюю работу».

Поскольку настоящий План Маршалла предполагал проведение реформ по внедрению рыночной экономики с вливанием колоссальных средств в экономику европейских государств со стороны США, то можно предположить, что и тут речь идет об инвестициях т.к. планов реформ у Брюсселя и Берлина для Киева итак предостаточно. То, что они не выполняются – это уже другой вопрос.

Тут мы видим два посыла от европейцев. Первый: уже созрела новая «морковка» для «осликов» из украинских верхов, которой будут махать «перед носом», требуя реформ. Кстати, вопреки принятым «безвизовым законам» и победным реляциям Киева, что скоро нас ждет этот вожделенный безвизовый режим, во время выступлений в Европарламенте Украине представили… еще один перечень мер, которые необходимо выполнить нашей стране. При этом нельзя считать, что эти требования ЕС неадекватны и взяты с потолка – эффективные механизмы антикоррупционной борьбы, сбалансирование бюджета, электронная декларация и т.д. Второй: европейцы крайне разочарованы и пытаются реконфигурировать нынешнюю систему украинской власти, а также взаимоотношений с ней, без перевыборов.

Все эти реформы нам, как государству, просто жизненно необходимо, в то время как отечественные власти, кажется, делают все, чтобы нынешний «статус-кво» законсервировать. Они балансируют бюджет за счет простых граждан, чем загнали их на грань бедности, а также за счет постоянного повышения налогов, что ведет к массовым банкротствам компаний. Электронную декларацию для чиновников «отложили» на год, да к тому же вывели отказались от требования ЕС декларировать не доходы, а расходы, и не только жены/детей, но и других близких родственников. Более того, была поддержана норма о том, что чиновник должен декларировать расходы, только если он единоразово делает покупку на сумму свыше 150 тыс. грн. Это при средней зарплате чиновника в 3 тыс. грн. в месяц.

И хотя всю вину попытались «повесить» на нескольких депутатов-авторов поправок, однако голосовали за него практически все фракции. Антикоррупционная борьба еще более показательна в деле создания контролирующих органов: в часть из них у нас никак не могут назначить голову, а у других есть голова, но нет самого органа… Например, в Государственном бюро расследований, которое изначально планировалось как орган по борьбе с коррупцией в исполнительной власти, уже более года не могут назначить не только голову, но и членов по квоте парламента. И пока Верховная рада ушла на удивительно длинные каникулы, премьер-министр решил… самостоятельно запустить этот орган. Т.е. ГБР, создаваемое для контроля Кабмина, будет отныне работать под управлением… Кабмина.

Впрочем, оставим этот вопрос для других статей. Сейчас нас интересует уровень инвестиций в Украину, а он, согласно подсчетам Госстата, в прошлом году снизился. Акционерный капитал нерезидентов и другие виды прямых иностранных инвестиций сократили свой объем до 43,371 миллиарда долларов США, что на 5,19% (2,373 миллиарда долларов) ниже показателя 2014 года. Для сравнения: объем инвестиций за 2014 год в сравнении с 2013 упал на 19,5%.

От одной только девальвации гривны акционерный капитал работающих в Украине компаний снизился на 5,024 миллиарда долларов. Поступило в эти компании 3,764 миллиарда долларов иностранных инвестиций, а 891,3 миллиона долларов было выведено из страны. При этом большая часть этих инвестиций приходится на Кипр, поэтому можно считать, что это наши же бизнесмены просто возвратили в оборот заработанные в Украине деньги. Объем прямых инвестиций из Украины составил порядка 6,210 миллиарда долларов и, как не удивительно, 93% этой суммы ушли на тот же Кипр. В то же время, задолженность компаний перед инвесторами составила 7,824 миллиарда долларов.

Из позитивных новостей последнего месяца в этом контексте можно вспомнить разве что меморандум о сотрудничестве между ГП «Антонов» и компаниями Саудовской Аравии на поставку украинских самолетов, а также сборку их прямо на Ближнем Востоке. Другая новость, которую СМИ обошли вниманием – заключение с американской Cargill инвестиционного соглашения на строительство зернового терминала в порту «Южный» на сумму в $100 млн. Были и другие подобные сообщения, однако значение их гораздо ниже. Что их всех объединяет? То, что это пока только меморандумы и декларации о намерениях, а не конкретные договора, хотя нас и уверяют в скорой реализации этих проектов.

Последняя новость особенно примечательна: наконец-то инвесторы, вопреки неблагоприятной конъюнктуре, обратили внимание на отечественный аграрный сектор. О больших перспективах Украины на этом поприще даже высказались неделей ранее американские дипломаты.

Впрочем, подобное заявление тогда вызвало не только позитивные ожидания, зная, что на любое заявление от американских партнеров Арсений Петрович реагирует «несимметрично». Так случилось и на этот раз: поскольку в США заявили об аграрных перспективах Украины, Кабмин решил выставить на продажу… 1 млн пахотных земель. С одной стороны – государство крайне неэффективный собственник и вся эта земля действительно должна быть продана. Но с другой – из-за обвала гривны и общего экономического спада цена земли оказалась настолько заниженной, что приватизация в нынешних условиях означает просто передачу её за бесценок иностранцам (у отечественного бизнеса проблемы с ликвидностью, поэтому вряд ли они смогут конкурировать с зарубежными конкурентами). Это же касается и приватизации госпредприятий (а в Кабмине, напомним, заявляли о намерении продать все 3000 госпредприятий т.к. они убыточны). За все это сразу же «уцепились» оппоненты Арсения Яценюка, хотя с рейтингов на уровне около 1% ему уже не страшны никакие репутационные потери.

Казна опустела и это толкает правительство на отчаянные шаги, но будет ли после такой приватизации хоть какая-то польза для страны? Останется ли вообще «аграрная промышленность» после преждевременной отмены моратория на продажу земель? Да и учитывая «провалы» в антикоррупционной политике – можно ли ожидать действительно прозрачных аукционов, или уже можно ожидать раздела земли между «любими друзями»? Вопросы эти пока останутся без ответов, но то, что плачевная ситуация в экономике толкает руководство страны на поступки.

Среди положительных моментов можно указать еще переход на электронные закупки с 1 апреля. Да, там очень много рисков и систему ProZorro не критиковал только ленивый. Тем не менее, альтернативы на данном этапе нет. Может система госзакупок станет хоть на малую долю прозрачнее и честнее.

Все вышеописанное формирует саму суть «государства» как системы. До тех же пор, пока реальные реформы не будут проведены, пока все эти «Авгиевы конюшни» не будут расчищены, инвестор к нам не пойдет, даже несмотря на то, что в Украине есть достаточно квалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы, есть плодородная земля и пока еще не полностью развалившаяся промышленность. Сделать реальные изменения в стране пока еще не поздно, но времени все меньше. А инвесторы с «планами Маршалла» или другими проектами постоят пока в сторонке и посмотрят, как изменяется ситуация в нашей стране – им ведь спешить некуда…