Отечественный экспорт на Восток просел на 60-80%.

Эти цифры озвучила замминистра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины Наталья Микольская во время заседания 25 февраля Генерального совета Всемирной торговой организации, сообщают «Вести-Украина».

Украинский торгпред сообщила членам ВТО, что в течение января этого года отечественный экспорт в страны Кавказа и Средней Азии упал на 60-80% по сравнению с январем прошлого года. Причина – введенные российской стороной запреты и ограничения в отношении грузов украинского происхождения. Пострадали также транзитные товары третьих стран. Микольская уверена, что эти меры «дискриминационные и политически мотивированные».

Обращаясь к представителям России, торгпред Украины указала на несоответствие действий Москвы «принципам и соглашениям ВТО». Она также призвала восстановить транзит, отменив ограничения и дискриминирующие меры. Микольская уверила российскую сторону, что продолжит «систематически поднимать» этот вопрос и в дальнейшем. В частности – на грядущих заседаниях Комитета по сельскому хозяйству и Совета по торговле товарами ВТО.

Отметим, что согласно российско-украинским договоренностям, с 00:00 часов 25 февраля взаимная блокада перестает действовать, что должно восстановить как российский транзит по территории нашей страны, так и украинский по территории РФ. Судя по заявлениям местных властей и представителей Минтранса Украины – этот режим заработал. Российская сторона тоже разблокировала украинские фуры. Кроме того, автомобили с украинскими номерами вновь стали пропускать на территорию подконтрольного РФ Крыма.

Против урегулирования вопроса транзита выступают активисты правых организаций, к которым официально присоединилась ВО «Свобода». Они заявляют, что решений Киева не признают и в ближайшее время опять возобновят «гражданскую блокаду». Более того, активисты выдвинули Кабмину ультиматум, что если блокада российского транзита не возобновится на центральном уровне, то они предпримут «решительные и мгновенные» действия.

На подобные заявления активистов глава Минтранса Андрей Пивоварский еще 24 февраля отреагировал обращением к министру МВД Арсену Авакову. Он попросил во время заседания Кабмина о привлечении Нацполиции к обеспечению безопасности транзитных потоков.

«Война фур» является одним из элементов взаимных ограничений товаропотоков между Украиной и Россией с начала этого года. После «гражданской блокады Крыма», РФ пригрозила ограничить ввоз украинских товаров на свою территорию. В январе этого года Москва ввела эмбарго украинских товаров, а также отказалась принимать транзитные грузы украинского происхождения не посредственно на границе с нашей страной – допуск на территорию РФ им был разрешен только через Беларусь и только «с сопровождением» из российских служб. Это касалось, в первую очередь, железнодорожного транспорта. Такие же меры были введены и для грузов, направлявшихся в Украину из Азии. Кремль объяснил это «защитными мерами» после вступления запуска Зоны свободной торговли Украины с ЕС. Москва также приостановила ЗСТ Украины с СНГ.

Это вынудило Киев искать обходные пути в Центральную Азию и Китай, которые являются важными торговыми партнерами нашей страны. Для этого, в частности, Украина присоединилась к интернациональному проекту «Нового Шелкового пути», который призван соединить в единую логистическую цепь страны между ЕС и КНР. Важно, что этот путь должен проходить в обход России. Первый поезд уже был отправлен в «Поднебесную» для тестирования нового маршрута, однако из-за проволочек при переправе через Черное море и на границе Казахстана, опоздал на несколько дней. Оптимизировать работу этого маршрута в Кабмине обещали к марту – тогда начнется практическое его использование.

Насколько эффективным окажется этот путь и другие меры Кабмина покажет ближайшее время – без разблокирования транзита экспортно-ориентированная украинская экономика оказалась под угрозой. Компании-экспортеры оказались без валютной выручки, что сразу же сказалось на курсе национальной валюты.