Наша страна увеличила свою квоту в Международном валютном фонде.

Украина увеличила квоту в МВФ на 639,8 млн специальных прав заимствования (СПЗ). Теперь она составляет 2 011,8 млн СПЗ или сумму эквивалентную 2796,4 млн долларов США, о чем сообщается на портале Кабинета министров. Хорошо ли это для нашей страны и действительно ли МВФ спасает Украину от экономического краха? Попытаемся проанализировать, исходя из известных фактов об этой структуре.

В январе текущего года произошел четырнадцатый пересмотр квот стран-членов Фонда. После утверждения Советом директоров МВФ, Украина получила подтверждение об увеличении своей квоты в организации.

В Кабмине уверяют, что увеличение её на 639,8 млн СПЗ позволит снизить плату Фонду за использование его кредитов, а также увеличить лимит финансирования, которое Украина сможет получить от МВФ. Размер квоты напрямую влияет и на право голоса страны-члена организации.

Ранее в правительстве сообщали о том, что пришлось выпускать специальное распоряжение для «оформления финансовыми инструментами» увеличения своей квоты. Этим документом были даны указания Минфину и Национальному банку для проведения «внутригосударственных процедур», необходимых для этого. При этом, о каких именно процедурах идет речь не уточнялось.

МВФ, согласно заявлениям премьер-министра Арсения Яценюка и главы Нацбанка Валерии Гонтаревой, является ключевым партнером Украины, от которого зависит финансовая стабильность нашей страны. На данный момент правительство заявляет, что выполнило все требования МВФ, и ожидает подписания с Советом директоров нового меморандума о сотрудничестве, который разблокирует для Украины финансирование. Тем не менее, пока неизвестно когда же этот транш будет получен Киевом т.к. Фонд отказывается называть конкретные даты, ссылаясь на малоэффективные меры правительства по борьбе с коррупцией.

Международный валютный фонд формально действует под эгидой ООН, но является совершенно независимой организацией. Был основан делегациями 29 стран 27 декабря 1945 года в Вашингтоне, США. Изначально создавался для распространения в мире либеральных идей и рыночной экономики, за внедрение которых в жизнь государство могло получить кредит на льготных условиях. Среди организаторов фонда Джон Мейнард Кейнс – основоположник течения кейнсианства в экономической науке. Под влиянием основателей деятельность Фонда характеризуется требованиями к «радикальному либерализму» в макроэкономических вопросах (полным отказом от вмешательства государства в хозяйственную деятельность компаний и регулирования рынков), отказом от протекционизма, требованием полной приватизации, а также восстановлением финансовой системы государства за счет беднейших слоев населения, путем сокращения (или полного прекращения) социальных расходов.

В основе деятельности МВФ лежит система квот – каждая страна-член обязана вносить в общий бюджет свои взносы. Взамен она может рассчитывать на льготный кредит в размере 125% от первоначального взноса. В случае необходимости может быть одобрена программа «стенд-бай», которая будет превышать этот показатель, однако и процент по выплатам будет выше. Соответственно – чем выше вклад в общий бюджет страны – тем меньше будет её процент по кредиту.

Система квот также определяет «цену» голоса конкретного участника – чем выше вклад государства – тем выше ценится голос этой страны. С самого начала существования МВФ наибольший вклад в его бюджет вкладывают США. В последние годы этот процент составляет от 16% до 18% от общего фонда организации. Это не позволяет Вашингтону непосредственно управлять МВФ, но зато дает право вето и облегчает поиск партнеров для принятия нужных США решений. Кроме того, парламент США может отменять решения Фонда. Следом за США идут Китай, Япония, Саудовская Аравия, Россия, Германия, Великобритания и Франция, чьи доли самые большие и поэтому каждый из них имеет собственного директора в Совете директоров. При этом главой МВФ зачастую становятся французы. Остальные участники вынуждены объединяться в группы – от каждой такой группы выставляется один исполнительный директор. Чтобы принять какое-либо решение нужно набрать минимум 85% голосов согласно квотам, поэтому ни одно решение не сможет быть принято без согласия США.

МВФ критикуют за то, что нет ни одной страны за длительную историю его существования, которая бы преодолела кризис, используя лишь рекомендации Фонда. В положительном контексте вспоминают разве что сотрудничество с Польшей, но нельзя сказать, что роль МВФ в реформах в соседней стране была определяющей. Тем более, что польское руководство не перешло на либеральную модель экономики, навязываемую Фондом, сохранив поддержку отраслей реального сектора промышленности. Некоторые эксперты считают это главным фактором, позволившим Польше сохранить экономический рост во время финансового кризиса 2008-2009 годов, который напрямую связывают с кризисом кейнсианской модели государственного управления. Впрочем, вопреки кризису, МВФ продолжает давать странам те же советы, что и в 50-е годы ХХ века, надеясь на положительный исход.

Зато существует масса обратных примеров, когда его советы приводили к дефолтам, системным кризисам, гражданским войнам и развалу стран. Один из наиболее показательных примеров – Аргентина, которая пережила уже два дефолта из-за рекомендаций МВФ. Рекомендации к экономии за счет беднейших слоев населения в Руанде привели к гражданской войне, а советы Югославии отменить поддержку беднейших регионов – к противоречиям между этими регионами, что вылилось в гражданскую войну и развал государства.

Советы Мексике в аграрной сфере (МВФ требовал отмену протекционизма и госпомощи аграриям) привели к краху экономики этой страны, а также превращению её из крупнейшего экспортера зерна в импортера. При этом власти страны утратили влияние на собственную агарную промышленность, т.к. согласно требованиям МВФ земля была продана иностранным компаниям (преимущественно американским). Теперь Мексика одна из беднейших стран мира с самой худшей криминогенной ситуацией в Латинской Америке. Среди более близких примеров – помощь МВФ России в 1990-е годы. Рекомендации Фонда по внедрению либеральных идей в российскую экономику привели к обесцениванию рубля, обнищанию населения и дефолту 1998 года. Рекомендации МВФ Молдове привели к острейшему политическому кризису, который проявился, среди прочего, захватом митингующими здания парламента зимой 2016 года.

Всю деятельность Фонда можно рассматривать как своего рода «социальный эксперимент», при котором внедряются самые одиозные требования рыночной экономики, которые сами же страны Запада (в первую очередь США) не используют (как, например, поддержку собственных аграрных производителей). МВФ нужно рассматривать в рамках «Холодной войны»: если СССР пытался в подконтрольных странах строить «социализм» и «коммунизм» в том числе и в наиболее радикальных формах (тоже как социальный эксперимент), то МВФ, как главный инструмент финансового влияния США, должен был «строить» рыночную экономику, тестируя идеи либералов-теоретиков на практике. Тем не менее, СССР уже прекратил свое существование, а кредиты МВФ остаются востребованными по всему миру, как и его «рекомендации».

История «помощи» МВФ другим странам вызывает опасения за судьбу Украины, однако на данном этапе Киеву просто неоткуда брать кредитное финансирование, которое необходимо стране как «воздух». Реформы, направленные стимулирование экономического роста, пока действуют договоренности с МВФ, невозможны. Впрочем, правительству не стоит забывать, что гражданам стоит оставлять не только воздух, но и, желательно, пищу, рабочие места и т.д.