ГП «Антонов» договорилось о строительстве авиазавода в Саудовской Аравии.

Как сообщается на официальной странице украинского предприятия в сети Facebook, «Антонов» и корпорация Taqnia Aeronautics Co. подписали масштабное соглашение о кооперации. Оно включает в себя закупку саудовской стороной самолетов украинского производства моделей Ан-132, Ан-148 и нового Ан-178, их техническое обслуживание и эксплуатацию. Но гораздо более важно – создание на территории Саудовской Аравии самолетостроительного комплекса, где планируется наладить производство самолетов Ан-132.

Достижение этих предварительных договоренностей пресс-служба ГП «Антонов» называет «очень важным событием» т.к. этот документ является «дорожной картой» для налаживания дальнейшей кооперации по различным совместным проектам.

В декабре 2015 года в ГП «Антонов» анонсировали это соглашение, а также сообщали о подпсиании меморандума с Королевством Саудовская Аравия на поставку 30 многоцелевых самолетов Ан-178. Покупателем выступают ВВС этого ближневосточного государства.

В Тaqnia Aeronautics тогда назвали такие преимущества модели Ан-178 перед конкурентами, что и определило их выбор: низкая цена и низкие «эксплуатационные» расходы. Об этом в декабре заявил генерал-майор в отставке Али Мохаммед Аль-Гамди, представлявший интересы компании в Украине. Он также анонсировал запуск совместной маркетинговой политики по продвижению украинских самолетов на рынки соседних государств.

Отметим, что это не первое соглашение на поставку пока еще не произведенных Ан-178 (есть только демонстрационные образцы). Ранее в госпредприятии сообщали о контракте с Индией на поставку до 25 самолетов в год. Кроме того, Украина уже передала пять модернизированных машин на сумму порядка 400 миллионов долларов.

Ан-178 является средним транспортным самолетом с грузоподъемностью от 15 до 18 тонн (в зависимости от модификации). Способен достигать скорости в 825 км/час с предельной высотой в 12 км. Максимальная дальность полета – 5,5 тысяч километров.

К несомненным преимуществам самолета можно отнести способность приземляться и взлетать с аэродромов с любым покрытием (в том числе и грунтовым). Кроме того, самолет требует относительно короткую взлетно-посадочную полосу, устойчив как к низким, так и к высоким температурам, а также не требует такого дорогостоящего обслуживания, как у западных моделей.

Среди минусов специалисты называют неэкономичные двигатели, которые потребляют много топлива, а также слабую поддержку покупателей со стороны самого ГП. К минусам можно отнести и то, что, несмотря на статус «украинского самолета», при сборке используются детали из 15 стран мира, включая и Россию. В свете последних событий, кооперация с российскими предприятиями практически прекратилось, что фактически приостановило производство новых моделей. Тем не менее, в ГП заявляли о переходе на европейские и другие зарубежные аналоги российских комплектующих, что позволило урегулировать эту ситуацию с пользой для самолета – он стал более экономичным.

Впрочем, несмотря на многочисленные меморандумы и договоренности, пока ни один самолет так и не был сдан в эксплуатацию зарубежным заказчикам, сам ГП имеет многомиллиардную задолженность, но зато не имеет руководства, а в Кабмине даже заявляли о намерении ликвидировать предприятие как убыточное. Спасет ли «саудовский контракт» флагмана отечественного самолетостроения без поддержки со стороны государства – покажет время.