Система электронных государственных закупок ProZorro вновь подверглась изменениям.

Как сообщает пресс-служба Министерства экономического развития и торговли Украины, система ProZorro теперь полностью готова к переводу всех госзакупок в формат электронных торгов. В подтверждение своих слов 19 февраля в помещении МЭРТ прошла презентация новой версии этой системы, где главным нововведением является реорганизация портала – приближением его к формату каталога, что, по мнению организаторов проекта, должно оптимизировать работу с ним участников торгов.

Кроме того, права на систему в этом году передали госпредприятию «Внешторгиздат Украины», находящемуся в подчинении МЭРТ. Ранее правообладателем была общественная организация «Transparency International Україна», которая активно участвует в процессе реформы государственных закупок.

ГП «Внешторгиздат Украины», согласно законодательству, является «уполномоченным органом» на интернет-площадке которого – tender.gov.ua, и могут проводиться государственные закупки. Ранее у ГП с общественными активистами и коммерческими компаниями мнение по поводу реформы госзакупок отличалось. В ГП даже заявляли о намерении создать свой проект электронных закупок. В то время как организаторам ProZorro ставили в упрек слишком низкие возможности для контроля над закупками со стороны государства, а также права на программное обеспечение пусть и общественной, но все равно иностранной организации. Теперь обе эти структуры пытаются совместить в один проект.

При этом «Внешторгиздат», который неоднократно обвиняли в непрозрачности процедур и сопротивлению реформе, как говорится в сообщении пресс-службы, было коренным образом изменено. Это позволило «создать на базе «Внешторгиздат» был основан офис ProZorro».

Одновременно с реорганизацией ГП, 19 числа была представлена и новая концепция сайта ProZorro. Отныне портал электронных государственных закупок больше походит по своей структуре на каталог, который широко применяется среди коммерческих интернет-магазинов. Для каталога были сделаны «живые подсказки», поиск по комбинациям слов, поиск по похожим словам. Кроме того, поиск для бумажных и электронных госзакупок был объединен. Особое внимание, по словам генерального директора ГП «Внешторгиздат Украины» Александра Находа, на этот раз было уделено маркетингу закупок, чему ранее «фактически не существовало».

В МЭРТ также сообщили, что это не последние изменения в ProZorro. Окончательный вариант системы будет готов к 1 апреля 2016 года, после чего, как надеются в ведомстве, на работу с системой «перейдет примерно 50% участников публичных закупок». Вся же реформа государственных закупок Украины будет состоять из 14 элементов, о чем в начале февраля заявлял замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов.

Проект ProZorro был начат в 2014 году группой общественных активистов при поддержке коммерческих организаций после первых попыток новоизбранной власти реформировать систему государственных закупок, которую организаторы новой системы сочли недостаточными. В качестве примера они использовали систему закупок Грузии и некоторых других стран Европы. Первоначальный план предполагал создание саморегулируемой системы, в которой был бы контроль исключительно со стороны общества, отказ от обучения специалистов по тендерным процедурам, и т.д. Ожидалось, что экономия от введения этой системы может составить десятки миллиардов гривен. Тем не менее, в ходе работы над проектом совместно с МЭРТ, проект претерпел серьезные изменения, и, в итоге, фактически слился с ГП «Внешторгиздат», сохранив при этом свою первоначальную команду (теперь уже в качестве чиновников, а не активистов).

Чтобы разобраться в вопросе, интернет-издание Ageyenko обратилось за комментарием к тренеру по государственным закупкам Николаю Дворниченко.

По мнению эксперта, это, прежде всего, коммерческий проект, который может быть полезен для бизнеса, государства и налогоплательщиков, но в нем заложены многочисленные риски, характерные всем коммерческим проектам. Среди рисков может быть взимание платы за использование протокола участника торгов т.к. участник, дополнительно оплативший какую-либо комиссию, непременно возложит оплату этих средств на того же заказчика. То есть – на государство.

-Только время покажет, чего тут будет больше: пользы или вреда для госзакупок Украины, - считает Дворниченко. – Говорить в данном случае о какой-либо экономии можно только в таких случаях: 1) если экономия будет обоснованной (т.е. от реальной цены, а не от завышенной, - ред.), 2) если комиссия за участие в торгах будет минимальной, 3) если будет усилен контроль со стороны государства. В идеале – интернет-площадками для торгов должны быть не частные коммерческие фирмы, а государственный портал tender.gov.ua. Если бы таких площадок в Украине не было, то тогда было бы оправдано использование коммерческих структур, но у нас уже есть государственный аналог, с которым и надо работать. Именно там должны проводиться редукционы – электронные торги на понижение цены. Как бы его не «хаяли», он все равно больше подлежит контролю, чем частные площадки.

В этом контексте эксперт напоминает о негативном опыте стран Евросоюза и России, которые провели «подобные реформы еще несколько лет назад, задолго до страшных событий последних лет». Их опыт показывает, что сам по себе формат электронных закупок – «это не есть повод, чтобы говорить о быстром преодолении коррупции». Николай Дворниченко рекомендует организаторам ProZorro проанализировать не только опыт таких малых стран как Грузия, Албания, Кипр и пр., о которых те сами говорили, но и посмотреть на столь крупные как ЕС и РФ. Причем в последней и некоторых странах ЕС, несмотря на использование электронных закупок с начала двухтысячных годов, уровень коррупции уменьшился незначительно, и виной тому слишком высокая заинтересованность частных операторов подобных интернет-площадок.

Также эксперт не уверен, что перевод в форму каталога коренным образом повлияет на эффективность проекта т.к. государственные предприятия-заказчики использовать его смогут только для проведения рамочных торгов. По мнению Николая Дворниченко, говорить о переходе к форме каталога аналогично европейским примерам пока преждевременно, т.к. сама система и отечественное законодательство к этому еще не готовы.