Меркель считает, что санкции против Кремля надо снять «скорее, сегодня, чем завтра».

Канцлер Федеративной республики Германия Ангела Меркель заявила, что хотела бы снять санкции с России уже «сегодня», но для этого пока нет оснований. Об этом передает Reuters со ссылкой на источники в среде депутатов провластной фракции Христианско-демократического союза (ХДС) в немецком парламенте.

Сказано это было на закрытом заседании фракции ХДС в Бундестаге, которое прошло 16 февраля. По словам источников издания, канцлер призналась, что готова снять санкции, наложенные из-за конфликта с РФ после событий в Крыму и на Донбассе, «скорее, сегодня, чем завтра». Но при этом оснований так поступить, пока нет, считает Ангела Меркель. В частности, поведение России рамках разрешения сирийского конфликта «не вызывает доверия» со стороны Германии. Другим препятствием для отмены санкций канцлер назвала попытку «намеренно раздуть» скандал с исчезновением 13-летней русскоязычной девочки в Берлине. В связи с этим, Германия не будет выступать за отмену санкций.

Отметим, что 21 декабря Совет ЕС уже продлил антироссийские санкции еще на полгода, что вызвало негодование российского МИДа. Там назвали связь европейских санкций с урегулированием военного конфликта на Востоке Украины «безосновательной».

Одновременно с этим Еврокомиссия подвергла критике проект газопровода «Северный поток-2», который уже активно строится, и должен в ближайшие годы соединить Россию и Германию. Как передает Deutsche Welle, возмущение зампредседателя ЕК по энергетике Мароша Шефчовича вызвали заявления немецкой стороны, называющей этот проект исключительно «коммерческой инициативой». По мнению еврочиновника, в этом случае речь идет не только об экономике, но и о политике. Он подчеркнул, что «еще не видел коммерческих проектов, которые так часто обсуждались бы на столь высоком политическом уровне».

Недовольство чиновников Еврокомиссии вызывает то, что пока ни пытаются снизить зависимость ЕС от российского газа, Берлин наоборот её наращивает. Так, 16 февраля был представлен новый пакет мер, которые должны уменьшить российское влияние на энергетическую сферу Евросоюза. Среди прочих мер, указано, что ЕК возьмет под контроль все коммерческие договора стран-членов ЕС с третьими сторонами. Это представляет опасность и для «Северного потока-2», документацию по которому Еврокомиссия уже начала проверять на соответствие действующему в ЕС законодательству.

Предыдущего спикера поддержал комиссар ЕС по энергетике Мигель Ариас Каньете, который тогда же заявил, что зависимость Германии от России в газовой сфере может составить 80%. По этой причине реализацию «Северного потока-2» можно считать о «высокополитическим вопросом». Сейчас на долю «Газпрома» и его «дочек» приходится около 40% поставок голубого топлива в Германию.

«Северный поток-2» является совместным проектом российского ОАО «Газпром», немецкая E.On, австрийской OMV и голландско-британской Shell. Он предполагает строительство третьей и четвертой веток газопровода, которые пройдут по дну Балтийского моря. При этом газ должен будет затем прокачиваться по территории Германии и Австрии, где будет накапливаться в хабе около города Баумгартена.

Проектная мощность «Северного потока-2» составляет 110 млрд куб. м в год. Это та же цифра, которую «Газпром» обязался прокачивать по территории Украины согласно подписанным в 2009 году «газовым соглашениям» в НАК «Нафтогаз Украины». Именно создание обходного пути вокруг нашей страны и Польши, заявляется инициаторами проекта как главная причина расширения мощностей газопровода вдвое. В Москве также заявляли, что с 2019 года планируют насовсем отказаться от транзита через украинскую ГТС.

«Северный поток-2» украинский МИД причисляет к угрозам национальной безопасности Украины, поскольку перенаправление туда газового транзита лишит нашу страну миллиардом долларов доходов в год. Одновременно с этим Кабмин угрожает повысить для «Газпрома» тарифы на прокачку газа по территории Украины, если тот не увеличит объемы транзита. Все эти противоречия являются одной из причин многомиллиардных исков друг против друга, которые рассматриваются в Стокгольмском арбитраже.