Кабинет министров решил передать четыре таможни в управление западным компаниям.

О решении передать на аутсорсинг Закарпатскую, Львовскую, Волынскую и Черновицкую таможни компаниям из ЕС заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк во время заседания Кабмина. Этот шаг является частью Программы развития таможни, которую представили 11 февраля этого года совместно премьер и глава Минфина Наталья Яресько.

Как передает канал «112 Украина», по словам чиновников, на эти таможни «совсем честные» и «совершенно не коррумпированные», поэтому туда будут привлечены западные операторы с «опытом борьбы с коррупцией». Эти компании должны будут принести с собой новую систему управления и обслуживания, предусматривающую упрощение всех процедур. Благодаря этому Арсений Яценюк надеется на повышение поступлений в бюджет. Премьер также уверен, что будет «невероятное» сопротивление со стороны нынешних таможенных служащих: «Они будут на рельсы ложиться, только чтобы это не вышло». Эти четыре таможни, по мнению Яценюка, это «эксперимент», который уже является успешным.

Летом 2015 года премьер-министр уже сообщал о таких намерениях. Тогда он заявил, что компания будет британской, и что «У них был опыт по управлению таможнями в отдельных странах». Также премьер отметил, что британские специалисты, которые уже работают в Украине, помогут провести правительству всеобъемлющую реформу налоговой администрации. При этом стоимость услуг и точный формат сотрудничества глава Кабмина ни тогда, ни теперь не озвучил.

Можно предположить, что речь идет о компании Crown agents занимающейся закупками товаров и услуг в странах ЕС, Северной Америки и среди членов Британского Содружества, в том числе и государственными. В настоящее время компания входит в пул компаний, обеспечивающих реализацию проекта ProZorro по внедрению в Украине электронных государственных закупок, а также выполняет посреднические функции в обеспечении закупок лекарственных средств для Минздрава.

Crown agents была основана в 1833 году для обеспечения британских колоний всем необходимым. Первоначально больше занималась курьерскими перевозками, выпуском собственных почтовых марок и т.д., однако впоследствии стала одним из крупнейших в Старом Свете оператором по управлению таможен. Работала почти исключительно в британских колониях, причем даже после обретения ими независимости. Так, например, один из крупнейших филиалов расположен в США. Присутствует в Канаде, Индии и многих других странах Британского содружества. Во второй половине ХХ века начала также заниматься просветительской деятельностью, распространяя литературу, организовывая обучающие курсы и пр. для основы работы в условиях рыночной экономики (в первую очередь – повышении эффективности разного рода закупок). После приватизации в 1997 году вышла далеко за пределы Содружества. С 2014 года сотрудничает с украинским Минздравом и Минэкономразвития. Информация о расценках на услуги по управлению таможнями на сайте корпорации Crown agents отсутствуют.

Привлечение зарубежных операторов действительно может привести к оптимизации работы таможни с точки зрения предпринимателей и других потребителей таких услуг. Подобная практика не является редкостью для Запада, поскольку такие компании заинтересованы в максимальной прозрачности и оптимизации т.к. чем больше трафик на вверенных им таможнях – тем выше их доходы, и тем дольше они смогут там работать. При этом снижаются коррупционные риски, поскольку от непосредственного регулирования товаропотоками на границе отстраняются чиновники. В то же время, если вся система останется нереформированной, а таможни перейдут под управление коммерческой компании, то наверняка начнутся конфликты этих систем, базовые принципы работы которых сильно отличаются, а иногда и взаимоисключаются.

Другим значительным минусом может быть стоимость услуг или уровень комиссии, который будет брать за свои услуги компания-аутсорсер. Эти расценки наверняка будут выше, чем средние в мире, поскольку оператор будет закладывать в цену высокие риски работы в нашей стране. И к ним относятся не только военные действия. Например, т.н. «гражданская блокада» российских товаров, когда активисты присутствуют на таможенных пунктах, не имея на это полномочий, возможны при политической воле центральной власти, которой подчиняется Таможенная служба. Если таможнями будут управлять частные компании, то подобное вмешательство может привести к судебным тяжбам и спорам, поскольку несанкционированное вмешательство будет нарушать условия контрактов. Дело в том, что «гражданские блокады» для европейских операторов не являются привычной практикой, и не регламентируются международным либо отечественным законодательством. Это может заложить основы новых конфликтов.