Кабмин Украины приостановил транзит грузовиков из РФ, после того, как РФ приостановила транзит для грузовиков из Украины…

Конфликт вокруг блокировки транзитных путей между Россией и Украиной нарастает. Украинская сторона обратилась за консультациями к странам-членам Европейского союза, надеясь, что они помогут принудить Москву к «выполнению базовых принципов ВТО», сообщает канал «112 Украина». Одновременно с этим Кабмин приостанавливает транзит грузовых автомобилей из России, о чем Москву отечественный МИД уведомил соответствующей нотой.

Это является ответом на аналогичное решение Министерства транспорта Российской федерации, принятое вчера. А то, в свою очередь, является ответом на «гражданскую блокаду» российского транспорта со стороны активистов, начавшейся 12 февраля. Она уже охватила приграничные пункты пропуска на территории Закарпатской, Винницкой, Черновицкой, Волынской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской, Житомирской, Сумской и Черниговской областях. На КПП в этих регионах находятся группы активистов в 10-20 человек, которые требуют от водителей грузовиков с российскими номерами останавливаться, и не разрешают двигаться дальше.

Таким образом они проявляют свой протест, требуя официально ввести запрет на проезд российского грузового транспорта по территории Украины, прекратить всю торговую деятельность РФ на украинской территории, а также признать Россию «страной-агрессором во всех сферах общественно-политической жизни Украины».

При этом Украина приостанавливает перевозки до «момента получения объяснений от российской стороны и решения данного вопроса», в то время как российский Минтранс: до принятия мер украинским правительством, направленных против «групп лиц», препятствующих беспрепятственному транзиту. По данным россиян, к моменту принятия такого решения, заблокированными на территории Украины были около 100 фур, и еще более 500 не получали разрешения на въезд со стороны ЕС.

Напомним, что в январе этого года Россия ввела ограничение на транзит украинских товаров по своей территории, включая железнодорожный и автотранспорт. Тогда украинским перевозчикам было запрещено перевозить грузы, пересекая украинско-российскую границу. Транзитные товары могли попасть на территорию РФ только через буферною зону в виде Беларуси – в Кремле такие меры назвали «защитными», чтобы обезопасить себя от «дешевого» и «низкокачественного» товара из ЕС. Одновременно с этим Москва приостановила и Зону свободной торговли с Украиной в рамках СНГ. Еще раньше Россия ввела эмбарго украинских товаров. В ответ Киев ввел свои симметричные санкции.

Можно констатировать, что разрыв торгово-экономических связей между Россией и Украиной приобретает все более масштабный характер. Наиболее сильно и быстро ощутят последствия таких ограничений компании, работающие в сфере ВЭД. Особенно – импортеры китайских товаров: взаимная блокада привела к тому, что Украина, фактически, оказалась отрезанной от «Поднебесной», что может и не приведет к дефициту китайских товаров, но однозначно будет способствовать росту цен на них из-за увеличения логистических расходов на транспорт в обход России. И все это ляжет на конечного потребителя. Причем жертвами санкций станут не только украинские компании, но и третьи страны. Так, Казахстан уже заявил о беспокойстве по этому поводу.

Более глобально отказ от всех торговых связей с Россией, вступление в силу несбалансированной Зоны свободной торговли с ЕС и приостановка кредитных выплат МВФ может привести к еще более стремительному падению украинской экономики. Отечественная промышленность в основной своей массе «заточена» под рынок России и стран СНГ, который теперь для нас закрыт либо сильно ограничен. При этом ЗСТ с ЕС не может этого компенсировать т.к. квоты на основные экспортные товары, произведенные в Украине, незначительны и были исчерпаны еще в январе. Те квоты, которые остались невостребованными из-за того, что этот товар в нашей стране не является экспортным (как, например, квота на баранину) или возникли сложности с лицензированием (как с медом, экспорт которого оказался сильно затруднен из-за жестких требований Чехии к качеству).

Кроме того, в РФ Украина отправляла технологичные и продуктовые товары с высокой добавочной стоимостью, что приводило в нашу страну валюту. В ЕС мы отправляем, в основном, сырье, цены на которое за последние пару лет просели втрое. В отсутствие траншей МВФ валютная выручка была основным источником пополнения золотовалютных резервов НБУ, а теперь эти поступления сократились до минимума. Результат этого мы уже ощутили в виде нынешнего падения курса гривны.

Если ситуация в ближайшем будущем не изменится, то прогноз по курсу гривны и экономическим показателям промышленности будет максимально неблагоприятным. Хуже ситуация может стать только в случае возобновления полномасштабных боевых действий на Донбассе, которые в последние недели приобрели угрожающую интенсивность.