Решение о приостановке до 1 мая ответных санкций к товарам из Беларуси приняла Межведомственная комиссия по международной торговле.

Таковы результаты исследований и переговоров с белорусской стороной, проведенных Министерством экономического развития и торговли Украины, сообщает «Интерфакс-Украина». Они были рассмотрены Межведомственной комиссией по международной торговле 13 января, после чего было приостановлено предыдущее решение этой же комиссии от 13 ноября. Предполагалось, что ответные санкции в виде спецпошлины в размере 39,2% на белорусские товары Украина введет уже 20 января, однако белорусская сторона убедила Киев повременить с этим. В результате Украина согласилась отложить санкции до 1 мая.

Напомним, что эти санкции являются ответом на дискриминационные действия Минска в отношении украинских слабоалкогольных напитков и кондитерских изделий. Тогда, 27 августа 2015 года, Беларусь беспрецедентно ужесточила санитарно-гигиеническую экспертизу украинских товаров, фактически приостановив их импорт. Ответные санкции должны были охватить ключевые для соседней страны направления экспорта: аграрную продукцию, трактора, бытовую технику, рыбу, кондитерские изделия, алкогольные и слабоалкогольные напитки, косметику, пластиковую тару, мебель, ткани, бумажные изделия и т.д.

Торговые конфликты между Украиной и Беларусью в последние годы участились. Так, 16 мая 2014 года Советом министров РБ было выдано постановление о лицензировании импортного пива, макаронных и кондитерских изделий, произведенных за пределами Таможенного союза. Это заблокировало украинский экспорт в Беларусь. В ответ Киев собирался ввести 60%-е пошлины на шины, пиво и холодильное оборудование белорусского производства, однако отказался от этой идеи т.к. Минск снял ограничения для отечественных товаров.

Отношения с Беларусью нужно рассматривать через призму российско-украинского конфликта. В связи с форсированной евроинтеграцией, заявленной нынешним правительством и президентом в качестве приоритетной, Россия стремится ослабить Украину и, одновременно, отыскать действенные рычаги влияния на Киев. Среди них и «защитные меры» от европейского экспорта, который может попасть на территорию Таможенного союза после вступления Зоны свободной торговли Украины с Евросоюзом. По этой причине РФ приостановила с 1 января действие ЗСТ в рамках СНГ, а также требует от своих партнеров по ТС принять подобные меры. Лишь в этом случае российское эмбарго может быть эффективным. Поэтому Беларусь и Казахстан время от времени ужесточают свои требования к украинским товарам, синхронно с Россией, однако неизменно снимают эти ограничения через некоторое время, поскольку несут значительные убытки.

Исходя из этой логики, мы можем ожидать и дальнейших торговых конфликтов с Беларусью, но однозначно назвать их «торговыми войнами» пока нельзя, т.к. Минск пытается лавировать между антагонистами из Москвы и Киева, стремясь укрепить свои позиции на международной арене. Это важно не только в экономическом, но и политическом контексте, т.к. Беларусь выступает в качестве посредника в решении конфликта на Донбассе. Более того, эта политика Александра Лукашенко уже привела к снятию большинства санкций с Беларуси, урегулирования торговых споров с Москвой, и росту авторитета в мире. Теперь белорусский президент предлагает свои услуги «миротворца» для разрешения конфликтов между Россией и Турцией, а также Россией и ЕС, все чаще выступая в роли «адвоката» Кремля.

Для Украины наличие такого посредника выгодно по политическим мотивам, поэтому ответные меры в торговых спорах принимаются либо с серьезной отсрочкой, либо Киев вообще от них отказывается, чтобы не портить отношения с Минском.