США требуют от концерна Volkswagen показать сообщения своих сотрудников, якобы подтверждающие махинации глав концерна с выхлопными газами.

«Дизельный скандал» между одним из крупнейших мировых автопроизводителей – концерном Volkswagen и контролирующими органами США получил свое продолжение в 2016 году. На этот раз руководство компании отказалось предоставить американской «фемиде» доступ к личной переписке своих служащих, сообщает The New York Times. Эта переписка, по мнению американской прокуратуры, может подтвердить виновность Volkswagen, результатом чего станет штраф от Минюста США на сумму 18 миллиардов долларов, а также арест глав концерна.

Свой отказ немцы объяснили тем, что концерн зарегистрирован на территории Германии, а следовательно – находится вне юрисдикции следователей. Причем представитель концерна сослался на ряд немецких законов, запрещающих передачу подобных документов за рубеж. Однако американская сторона продолжает попытки получить в свое распоряжение личную переписку руководителей автоконцерна, чтобы определить, кто именно допустил сокрытие реальных данных о выхлопе немецких авто. Прокурор штата Нью-Йорк Эрик Шнайдерман уверяет, что его «терпение по поводу Volkswagen на исходе». Примечательно, что расследование Прокуратуры США поддержали органы юстиции Германии и Франции, однако пока это не дало результатов.

Ранее 5 января Министерство юстиции США инициировало судебный процесс с Volkswagen из-за манипуляций с производимыми концерном дизельными двигателями, имеющими высокий уровень вредных выбросов в атмосферу. Поскольку это противоречит законодательству США, руководство решило скрыть реальные данные о выбросах, установив специальные программы, и теперь прокуратура ищет, кто именно был инициатором злоупотреблений.

По данным Агентства охраны окружающей среды США, нарушения присутствуют в автомобилях популярных моделей, таких как Audi A3, Golf, Jetta, Beetle и Passat (на них приходится четверть продаж в Северной Америке и ЕС). Особенность их конструкции и программного обеспечения оказалась такова, что во время тестов на содержание опасных веществ в выхлопных газах, автомобили включали фильтры на максимум. Однако затем специальный софт отключал фильтр при эксплуатации автомобиля на улицах. Это дало возможность производителю обойти довольно жесткие рамки экологического законодательства США, без изменения конструкции двигателей.

После того, как эта информация попала в СМИ, Volkswagen вынужден был отозвать из Штатов около полумиллиона своих автомобилей. Акции концерна просели на 20% и потянули за собой спад индекса FTSEurofirst 300 («Топ лучших европейских компаний» - этот показатель снизился на 0,3%).

Добавим, что уже далеко не первый скандал с Volkswagen. В том же 2015 году автопроизводитель попытался скрыть информацию о слабостях конструкции моделей с системой автоматической блокировки двигателя и бесключевым доступом. А августе голландские и британские исследователи доказали уязвимость таких автомобилей для автоугонщиков и хакеров, что вызвало массовый возврат авто покупателями.

На данный момент Volkswagen Group является одним из самых крупных в мире автопроизводителей: в него входят 48 предприятий из 21 страны мира, где трудятся 370 тысяч сотрудников. В день компания выпускает свыше 26 тысяч автомобилей для продажи их на рынках 150 государств. Капитализация концерна составляет свыше 60 миллиардов евро. Для сравнения: доходная часть бюджета Украины на 2016 год составляет около 20 млрд евро, а расходная – свыше 23 млрд.

На украинском автомобильном рынке этот скандал мало отразится, поскольку наше законодательство более лояльно относится к загрязнению экологии автопроизводителями, а также из-за того, что продажи итак просели до многолетнего минимума. В связи с резким снижением уровня платежеспособности населения, модельный ряд Volkswagen не является столь востребованным в Украине, хотя и занимает заметную долю (особенно на вторичном рынке). Тем не менее, сам факт скандала может остановить более зажиточных украинцев от покупки автомобилей этого бренда.

В глобальном плане этот скандал может привести к проверкам и других автопроизводителей, а также еще большей переориентации покупателей на китайские и японские бренды. В связи с и без того неблагоприятной экономической ситуацией в Евросоюзе, это может нанести серьезный ущерб экономике ЕС. В случае вполне вероятно проигрыша в суде и выплат Минюсту США 18 млрд долл, есть риск закрытия заводов Volkswagen, что может вызвать социальное недовольство и увеличить рост безработицы в ЕС в целом и в Германии в частности.