Как можно построить бизнес в сфере образования, основанный на использовании виртуальной реальности?

Тенденция развития индустрии виртуальной и дополненной реальности была востребованной с точки зрения технобизнеса в 2016 году. Этой теме Ageyenko.ua уже посвящал статьи, но этот тренд не потеряет актуальности и в 2017 году. Более того, наступивший год обещает много прорывного в этой сфере. Например, цены на гаджеты наконец стали доступны массовому пользователю, а сами гаджеты стали более прогрессивными и эффективными (эффектными даже).

Все это дает экспертам основание делать прогнозы, что сфера будет развиваться очень интенсивно. Подтверждением может служить недавний анонс компанией Lenovo своей VR-гарнитуры. Фирма известна благодаря выпуску недорогих устройств, поэтому закладывается основа для удешевления гаджетов, позволяющих пользователю окунуться в мир виртуальной реальности. Наверняка молодые предприниматели в нашей стране уже задавались вопросом: как же на этом можно заработать? Ageyenko.ua предлагает свой вариант организации бизнеса, основанного на устройствах VR, помимо банальной продажи или перепродажи китайских VR-гаджетов.

Сфера образования, на которую мы сделаем упор в статье, сейчас является наименее инновационной. Недавно британские вузы признались, что отстают от прогрессивных отраслей лет на 5-10, что уж говорить о нас? Потому вопрос интерактивной и максимально быстрой подачи материала приобретает для человечества особенную ценность. Ведь принцип подачи материала с годами не меняется, что замедляет процесс освоения материала в информационную эру.

Особенно это актуально для наших школ и ВУЗов. Как и 100 лет назад, преподаватель просто читает лекции студентам. Используются новые способы подачи информации, но они не являются кардинально новыми. Да, презентации и видео делают процесс обучения немного интереснее, но это эволюция по форме, а не по содержанию. Если задаться вопросом: как же использовать прогресс для изменения не формы, а качества процесса? Ответ напрашивается сразу – применить виртуальную реальность. Компания VRAR Lab даже проводила эксперимент, чтобы выяснить, как могут быть полезны гаджеты в традиционной системе образования. Вот и рассмотрим вопрос непривычного для наших широт применения VR-технологий.

Достоинства виртуальной реальности

Основываясь на результатах всевозможных исследований, можно выделить такие достоинства VR в обучении:

1) Эффект присутствия. Это самый важный момент, поскольку увиденное будет запоминаться максимально четко и ярко. Любой материал, поданный таким способом, будет лучше усвоен, в сравнении с обычной скучной лекцией.

2) Фокусировка на предмете обучения. В этом поможет круговой обзор на 360. Человек не будет видеть окружающего реального мира, и всех его отвлекающих факторов. Только объект изучения. Таким образом, можно лучше сосредоточиться на усваивании материала.

3) Наглядность подачи. Можно показывать пользователю абсолютно любые процессы и явления. Единственной проблемой может стать нехватка подходящего контента.

4) Безопасность обучения. Этот момент актуален для многих сфер. Например, можно учиться водить машину или самолет без последствий в виде аварии после ошибочных действий.

5) Возможность изменения сценариев. Если интерактивный контент предполагает такую опцию, то получится завершать практические занятия в VR с различным результатом.

Недостатки VR-гарнитур

Глядя на все преимущества виртуальной реальности, невольно возникает вопрос: почему же сейчас ее везде не внедрили? Ответ прост – малое количество подходящего контента. Кроме того:

1) Чтобы исправить проблему отсутствия материалов, его нужно разрабатывать самостоятельно, либо заказывать у фирм, которые на этом специализируются. Занятие это достаточно дорогостоящее и трудозатратное. Еще нужно понимать, что контент не окупится, пока не будет создана комплексная законченная программа для обучения какой-либо специальности.

2) Инвестиции. Если организовывать курсы, то потребуются серьезные вложения. Необходимы сами гарнитуры VR, а также устройства для передачи на них картинки. Переложить финансовые затраты на самого пользователя, в таком случае, не получится.

3) Повышенная усталость. Через час просмотра контента может наблюдаться сильное перенапряжение глаз или даже головные боли. Через некоторое время использования симптомы станут менее заметными.

Рейтинг гарнитур

Если вы решились стоить бизнес в этой сфере, то нужно понимать, какую технику предстоит использовать. VR-гарнитуры бывают разными. Самой доступной является Cardboard от Google. Можно также приобрести аналоги оригинального продукта у сторонних производителей. Устройства сделаны из картона, поэтому стоят очень дешево. Их нужно правильно собрать и вставить внутрь смартфон. Пара линз обеспечивает объемный эффект. Чтобы погрузиться в виртуальную реальность, нужно скачать специальные приложения или игры из Play Market и наслаждаться просмотром. Стоимость аналогов колеблется от 170 до 300 грн., что дает возможность каждому окунуться в мир трехмерных развлечений.

Google Cardboard. Фото с официального сайта.
Google Cardboard. Фото с официального сайта.

Более долговечными являются  Mi VR Glasses от Xiaomi. Они выполнены из пластика, а также имеют чехол из лайкры. Источником изображения является экран смартфона с запущенной картинкой. Внутрь поместятся устройства с диагональю экрана от 4.7 до 5.7 дюймов. Специальные платформы позволяют четко зафиксировать смартфон в нужном месте. Производитель обещает чистую, четкую картинку за счет специальных линз. Гарнитура может стать очень популярной за счет своей доступной цены в 500 грн.

Xiaomi Mi VR Glasses. Фото с официального сайта.
Xiaomi Mi VR Glasses. Фото с официального сайта.

Среднюю ценовую категорию представляют Samsung Gear VR. Гарнитуры выглядят стильно, в отличие от картонных изделий. Получить максимально четкую картинку позволит регулятор фокусного расстояния. Датчики отслеживания положения головы в пространстве помогают полностью погрузиться в виртуальный мир. С помощью разъема micro-USB получится заряжать смартфон во время использования. К недостаткам аппарата стоит причислить возможность работы только с определенными моделями устройств. Стоимость гарнитуры составляет 3000 грн.

Samsung Gear VR. Фото с официального сайта.
Samsung Gear VR. Фото с официального сайта.

К топовым устройствам можно смело отнести Oculus Rift Next Generation. Гарнитура оснащается встроенным дисплеем высокого разрешения, который, по словам производителя, гарантирует качественную картинку. Система отслеживания положения головы пользователя работает очень быстро, поэтому создается ощущение присутствия в реальном мире. Картинка меняется четко и без задержек. Производитель предлагает воспользоваться встроенными наушниками для звукового погружения в обстановку. Однако, стоимость аксессуара на нашем рынке немалая – 23 000 грн.

Oculus Rift Next Generation. Фото с официального сайта.
Oculus Rift Next Generation. Фото с официального сайта.

Самыми продвинутыми, на сегодняшний день, являются HTC Valve Vive. Главная особенность гаджета – встроенный дисплей, поэтому нет нужды вставлять смартфон внутрь. Гарнитуру рекомендуется подключать к мощному компьютеру для возможности запуска современных трехмерных игр. Устройство точно определяет ваше местоположение в пространстве за счет 32 сенсоров, чтобы погружение в виртуальный мир было максимально правдоподобным. Этому также способствуют широкие углы обзора. Из недостатков стоит выделить высокую цену изделия – 36 000 грн. на «Розетке».

HTC Valve Vive. Фото с официального сайта.
HTC Valve Vive. Фото с официального сайта.

Образовательный бизнес с помощью VR

Чтобы открыть курсы, в которых обучение ведется с помощью гаджетов виртуальной реальности, необходимо проработать бизнес-план. Важный момент, который стоит понимать – кто будет вашими клиентами? С большой долей вероятности, первыми желающими будут любители технических новинок. Ведь обучение с помощью VR-гарнитуры является диковинкой. Не стоит также исключать желающих познакомится с виртуальной реальностью из интереса. Это продвинутая молодежь и средний класс.

Ценностью предложения является большая наглядность материала в сравнении с традиционным обучением. Даже обычное трехмерное видео будет восприниматься и запоминаться слушателями лучше, чем если бы они смотрели ролики на экране своего ноутбука, сидя дома на диване.

В качестве основного канала продаж выбирается Интернет. Необходим красивый современный сайт для образовательного центра с оперативной технической поддержкой. Кроме того, нужно активно задействовать социальные сети. Упор стоит делать на Facebook, Instagram, не забывая также о «Вконтакте». Для этого стоит привлечь высококлассных специалистов в сфере SMM-маркетинга. Дополнительно, стоит задействовать контекстную рекламу.

Особое внимание стоит обратить на взаимоотношение с клиентами. Идеальным вариантом будет создание сообщества фанатов виртуальной реальности в интернете. Со всеми клиентами, текущими или бывшими необходимо общаться. Кроме того, стоит задуматься о реализации механизма трудоустройства слушателей после курсов. Учитывая эффективность обучения, на выходе будут специалисты с большим багажом знаний, что повышает их привлекательность в глазах потенциальных работодателей.

Поток доходов будет единственным – от продажи курсов. Учитывая отсутствие альтернативы в нашей стране, цену за обучение можно устанавливать несколько выше, чем у традиционных программ. Чтобы выяснить оптимальную цифру, необходимо небольшое маркетинговое исследование с целью выяснить, сколько отечественный потребитель будет готов заплатить. В столице цифры всегда выше, чем в остальных областных центрах.

К ключевым ресурсам относится техника для создания виртуальной реальности. Кроме того, необходим контент. Самым простым вариантом является приложение YouTube для VR. В качестве контента будут служить любые трехмерные тематические видео. Их также можно создавать вручную, воспользовавшись специальными программами-конвертерами.

Ключевыми партнерами являются поставщики контента. Ими станут специальные студии, делающие видео, предназначенное для виртуальной реальности. Партнером могут быть любые блогеры или просто специалисты в любых сферах, которые захотят делиться знаниями в новом формате. Не стоит также забывать и о Google с их YouTube.

Ключевым видом деятельности является процесс обучения. Необходимо разработать программу, провести ее презентацию перед потенциальными клиентами. Для качественной подачи материала и контроля учебного процесса необходимы квалифицированные преподаватели. Их работу будет координировать куратор, на плечи которого также ложится коммуникация со слушателями вне учебной аудитории по организационным вопросам.

Ну и самый важный пункт – расходы. Ключевой «фишкой» являются VR-гарнитуры. В качестве стартового варианта может использоваться гаджет от Xiaomi стоимостью 500 грн. 10 штук устройств будет достаточно. Для создания картинки необходим телефон с 2К экраном. Самым доступным вариантом в нашей стране является LeEco One Pro, стоимость которого составляет от 6300 до 7600 грн. Телефонов потребуется также 10 штук по количеству гарнитур.

LeEco One Pro. Фото с официального сайта.
LeEco One Pro. Фото с официального сайта.

Остальные затраты традиционны для любых аудиторных образовательных курсов. Следует позаботиться о помещении, в котором будет проходить занятие. Современное офисное здание в центре города – это то, что нужно. Кроме того, необходима ежемесячная аренда на несколько часов большого зала для проведения презентации курсов любому количеству желающих. В учебном помещении нужно поставить столы и стулья для слушателей. Необходим ноутбук и сетевое оборудование для обеспечения доступа к сети интернет.

Резюмируя, необходимо отметить, что, с помощью виртуальной реальности можно значительно освежить классический лекционный формат обучения. Оптимальным вариантом является устная теоретическая часть, дополненная погружением длительностью до 10 минут. Таких сеансов, в течение занятия, может быть несколько штук. Если студент, по каким-либо причинам, не может присутствовать на занятии, стоит подключить его к лекции дистанционно. Потребуется камера в аудитории, способная снимать 360 градусное видео, а слушатель должен обладать собственной гарнитурой дома и смартфоном. Транслировать картинку нужно в реальном времени, чтобы создать эффект присутствия.

Можно также поэкспериментировать в будущем с виртуальной аудиторией. В ней могут присутствовать студенты из разных стран, как и преподаватели. Таким образом, получится исправить главный недостаток видеоконференций – невозможность эффекта присутствия. При таких дистанционных занятиях уровень взаимодействия преподавателя и слушателей станет таким же, как и при традиционных аудиторных лекциях.

Если пользоваться собственным контентом, разработанным для занятий с помощью виртуальной реальности, то его можно выкладывать в онлайн-магазины для продажи. Любой желающий сможет приобрести его для самостоятельных занятий дома, в случае наличия собственной гарнитуры. У каждого получится освоить новые знания в любое удобное время. Поэтому, как видим, эти технологии уже в скором будущем станут частью нашего образовательного пространства. Кто займет эту нишу первым, тот и получит право формировать этот рынок.