Запахи свежеприготовленной еды, проникающие сквозь двери соседей в Пекине, вдохновили Танга Ванли на создание еще одного стартапа на переполненном рынке доставки еды.

Bloomberg разбирается в бизнес-модели китайского стартапа, рассчитанного на… приготовление домашней еды. Как на этом можно заработать 273 миллиона долларов? Читайте и изучайте.

Основанная в 2014 году компания AirKitchen уже достигла капитализации в 273 миллиона долларов и находится в поиске еще больших инвестиций для расширения текущей базы из 20 000 активных домашних поваров в шести китайских городах. Ориентируясь на миллионы бедных и одиноких людей в стране, тех, которые подобно ему живут вдалеке от семьи в провинции, он рассчитывает, что привлекательность домашней еды встряхнет рынок.

«Китай становится все более одиноким, - говорит бывший менеджер по продажам в Alibaba Group Holding Ltd. Тан Ван Ли (Tang Wanli). – Я понял, что люди тратят много времени на дорогу и работу, и я задумался, можно ли сделать так, чтобы соседи готовили тебе еду?».

Пищевые стартапы от Сан-Франциско до Индии и Европы испытывают трудности с формированием собственной бизнес-модели на фоне жесткой конкуренции и роста расходов. Для компании AirKitchen, название которой с китайского переводится как «Возвращение к домашней еде», это означает столкновение с состоятельными внутренними конкурентами, такими как Alibaba и Baidu Inc., на услуги которых подписаны тысячи ресторанов.

Но в отличие от большинства конкурентов AirKitchen нанимает родителей-домоседов, пенсионеров и других поваров, у которых есть свободное время и кухня для приготовления еды. Клиенты используют приложение для просмотра изображений блюд каждого повара и могут съесть его у него на кухне, забрать или заказать доставку. Около 100 000 активных пользователей ежедневно заходят в приложение, чтобы заказать от 50 000 до 60 000 блюд в день.

По прогнозам, к 2050 году в Китае будет 132 миллиона домохозяйств, состоящих из одного человека, частично благодаря политике одного ребенка. И Танг видит в этом возможность, чтобы поднять, по крайней мере, 30 миллионов долларов при оценке рынка в 300 миллионов долларов.

В уникальной модели AirKitchen также есть собственные риски. Она работает на сером рынке с точки зрения законодательства, потому что существующие правила не распространяются на коммерческое использование домашней кухни, как и Uber не был легализован на многих рынках подобным образом. Это означает, что государство не проводит проверку и сертификацию кухни на предмет безопасности пищевых продуктов. Подобные приложения в США вызвали недовольство некоторых регуляторов в сфере здравоохранения.

«У этой компании отличная идея, но меня на самом деле беспокоит безопасность и контроль качества еды, - говорит Китти Фок, управляющий директор в IDC China. – Существует непрямая конкуренция со стороны подобных услуг, которая приводит к трансформации еды на вынос, домашней еды и даже ресторанов».

У Фок также сомнения по поводу возможностей роста компании, чтобы конкурировать с соперниками, которых поддерживают технологические гиганты. Приложение Waimai от Baidu может похвастаться тысячами курьеров на скутерах, которые могут привезти клиентам что угодно, от кофе из Starbucks до сашими.

Тан готовится к этой борьбе, накопив уже достаточно средств за последние 18 месяцев, помимо финансирования в размере 40 миллионов долларов поддержки от инвесторов, включая Аллена Чжу из GSR Ventures, Кэти Сюй из Capital Today и Ганга Ванга, первого инвестора в Didi Chuxing, сервис совместного использования автомобилей. Танг говорит, что на последнем сборе средств было получено около 10 миллионов долларов.

Тан говорит, что его кухни безопаснее общественных, ссылаясь на проверки каждого повара до его присоединения, постоянные выборочные проверки и социальное давление со стороны людей, которые могут оказаться вашими же соседями. Каждое блюдо также покрывается страховкой. Тан, который вырос на острых блюдах в его родной провинции Хунань на юге, делает ставку на приезжих людей, которые привыкли ко вкусу домашней пищи и составляют большую часть городского населения Китая.

Домашние повара нанимаются с использованием методов, взятых у Alibaba. Чтобы убедить пенсионеров, сотрудники компании присоединяются к общественным группам по танцам, которые популярны среди старшего поколения Китая. Также размещаются палатки около школ, чтобы привлечь внимание родителей, которые отвозят детей в школу.

Чтобы расти дальше, он хочет сотрудничать с крупным стратегическим партнером. Это необходимо, чтобы получить услуги по доставке, рекомендации клиентов и опыт в области маркетинга в обмен на часть своей компании. Стоимость этих услуг может стать частью последнего раунда по сбору средств.

«У каждой кухни своя история, - говорит он. – Мы хотим, чтобы молодые люди использовали нашу платформу и кушали у соседей, будто у себя дома».