Современные технологии позволяют не только синтезировать человеческую речь, но и создавать цифровых кумиров, концерты которых собирают не меньше поклонников, чем реальные звезды.

Мир не стоит на месте. С каждым годом гаджетов и различных технологичных приспособлений у человека становится только больше. Причем на них можно неплохо зарабатывать. Вот, например, в Японии есть певица-голограмма Хатцунэ Мику, которая дает вполне реальные концерты в настоящих залах не только для японской публики, но и за границей. Недавно даже премьер-министр Страны восходящего солнца Синдзо Абе заявил, что намерен сделать так, чтобы о Хатцунэ Мику узнали во всем мире. То есть технологии совмещенной реальности признали на наивысшем уровне. Пока, правда, только в самой технологически развитой стране мира – Японии, но опыт Pokemon Go нам уже наглядно продемонстрировал какие возможности есть у этого направления с точки зрения развлечений.

Синтетическая поп-звезда Японии стала реальностью благодаря не только современной технологии голограмм, но и программе Vocaloid, которая, собственно, дала «певице» голос. Так давайте и мы разберемся, какой интерес все это составляет для предпринимателей, работающих в сфере развлечений, и есть ли перспективы для развития этого направления в Украине.

Вокалоид – новое слово в шоу-бизнесе?

С начала 2000-х годов японская компания Yamaha Corporation (капитализация около 3,5 млрд. долл.) занимается разработкой принципиально нового программного обеспечения, которое получило название Vocaloid. С помощью этой программы стало возможным имитировать голос поющего человека, который моделируется на основе текста и заданной мелодии. Эта технология использует полный синтез речи, применяя для этого отрезки записи человеческого пения. То есть, по сути, компьютер научился не просто воспроизводить музыкальные треки, а по-настоящему петь. Программа включает в себя несколько элементов, которые приведены на инфографике.

Составные части Vocaloid.
Составные части Vocaloid.

При создании библиотек программного обеспечения разработчики используют голос реального человека-певца. Принцип обработки сигнала, который использует Vocaloid, был разработан в те же 2000-е годы Помпеу Фабром в Барселонском университете при поддержке и финансировании Yamaha. Эти наработки и использовались для создания конечной версии программы синтеза речи – коммерческого музыкального продукта японской корпорации.

В результате получился интересный продукт, с помощью которого каждый человек, купивший Vocaloid, способен создавать свои уникальные песни. Сегодня эксперты рассматривают эту программу не только как возможность для реализации фантазий музыкантов и певцов, но и как альтернативу живым певцам. Те, кто обладает талантом, но не имеют вокальных данных, получили возможность «петь» через компьютер.

Работает программа следующим образом. Сначала происходит разбивка голоса реального певца на небольшие фрагменты. Далее они обрабатываются и записываются в базу данных. Затем происходит их сравнение с тестовыми образцами вокала (выводятся сходства и различия между синтетическим и реальным голосом).

Работа в программе Vocaloid.
Работа в программе Vocaloid. (Источник: http://momstracker.weebly.com)

Работая с Vocaloid, пользователь должен ввести мелодию нового произведения и указать для каждой ноты нужную фонему текста песни. Далее программа использует выбранную библиотеку исполнителя и синтезирует вокал. В качестве дополнительных функций имеется возможность изменения частоты, скорости и тембра голоса, а также наложение разнообразных эффектов.

Во многих фантастических фильмах мы видели мир, населенный роботами, искусственным интеллектом и голограммами-певцами. Именно создание Vocaloid приближает нас к такому будущему. С подобной технологией всего за пару лет можно ожидать значительных изменений в бизнес-индустрии развлечений.

Синтетические поп-звезды. Кто добился наибольшего признания?

Первый Vocaloid компании Yamaha вышел в 2004 году и получил название «Леон и Лола». Несмотря на то, что программа была выпущена под маркой Yamaha Corporation, пакет Vocaloid Singer Libraries разработали другие фирмы.

Вокалоиды.
Вокалоиды. (Источник: http://wallpapersafari.com)

Это были первые мужские и женские синтетические голоса, которые, естественно, звучали не очень правдоподобно. Лола и Леон всегда изображаются вместе и воспринимаются как брат и сестра. Поставщики голоса для первых версий не известны.

Вскоре выходит третий Vocaloid от Zero-G Limited, получивший название «Мириам», так как для ее создания использовался голос британской певицы Мириам Стокли. После нее появилась «Мейко», созданная в Японии и получившая свой голос от японской певицы Мейко Хайго. Она стала первым вокалоидом, звучавшем на японском языке. За ней вышел «Кайто» – первый японский мужской вокалоид. И Кайто, и Мейко были выпущены японской компанией Crypton Future Media.

Однако с этими вокалоидами была одна существенная проблема: все они звучали слишком уж синтетически, даже несмотря на использование голосов реальных певцов. Поэтому в 2007 году Yamaha решила создать новый движок - Vocaloid 2. Он имел уже более улучшенные показатели в плане синтеза голоса и его накладывания на музыку.

С выходом нового движка компании-разработчики (например, Zero-G) заявили, что намерены создавать для него библиотеки исполнителей. Так, компанией PowerFX был выпущен англоязычный пакет и на свет появился «Свит Энн» (Sweet Ann – «Милая Анна», «Милашка Энн»). На новом движке было создано большое количество различных вокалоидов, но самым популярным из них оказалась будущая певица-голограмма Хатцунэ Мику.

Вокалоид Хатсуне Мику.
Вокалоид Хатсуне Мику. (Источник: http://anime.reactor.cc)

Первая версия Хатцунэ Мику была недостаточно качественная. Для улучшения звучания в 2011 году была выпущена третья версия движка — Vocaloid 3. Ее особенностью стало применение расширенной поддержки плагинов, а также наличие служебного приложения Vocalistener. В результате звук стал более естественным. В интерфейсе программы появились дополнительные языки: корейский, китайский и испанский. Стоит отметить, что в отличие от более ранних версий, Vocaloid 3 имеет урезанную версию программы. Поэтому для него необходимо докупать отдельные дополнения.

В 2014 году был создан Vocaloid 4. К нему также выходят новые обновления для ранее созданных библиотек. На этом движке компании выпускают как новые вокалоиды, так и обновления для старых библиотек голоса. Это и позволило Хатцунэ Мику стать поп-звездой в Японии и занимать первые строчки в музыкальных рейтингах.

Инвестции и доход

В создании Vocaloid принимает участие много компаний, но конечным разработчиком движков выступает Yamaha Corporation. Покупая у нее лицензию (стоимость зависит от типа движка и может варьироваться в широком диапазоне), другие компании могут создавать собственные библиотеки голосов, привлекая для записи любых певиц и певцов. То есть фактически, Yamaha создала уже не одного «певца» или «певицу», а готовое ПО для их массового «штампования» всеми желающими.

За техническую часть отвечают студии PowerFX и Zero-G, которые, впрочем, не имеют команды собственных разработчиков. Поэтому они несут дополнительные затраты на услуги соответствующих специалистов, нанятых со стороны. В то же время Internet Co и Crypton Future Media лишены этой проблемы.

Стоимость лицензирования определяется в зависимости от имеющихся обстоятельств. Известно, что такие студии, как Voctro Labs, PowerFX и Zero-G платят за лицензию дороже остальных из-за высоких темпов экспорта за пределами территории Японии, но точные суммы никто не называет. При покупке лицензии разработчики должны оплачивать взносы. Отчисления роялти распространяются и на продажу готового продукта.

Затраты (примерные) на создание голосового банка для разных вокалоидов приведены в следующей инфографике:

Примерная стоимость создания голосового банка для Vocaloid.
Примерная стоимость создания голосового банка для Vocaloid.

Самым сложным моментом в производстве этого продукта является создание голосовых банков. Сложности возникают в процессе разбивки и анализа голоса реального певца. Это влияет и на стоимость, но информацию о цене записи такого банка найти очень проблематично, так как обычно это коммерческая тайна, а цены зависят от многих факторов (например, известность певца, объемы записи и т.п.).

Стоит отметить также, что обновление старых голосовых библиотек обойдется дороже лицензированных сборов. Поэтому многие студии предпочитают сосредоточиться на работе и продаже новых Vocaloid, а обновление старых библиотек отходит на второй план.

В связи с этим сложно просчитать реальную стоимость производства Vocaloid от «А» до «Я». К потребителю конечный продукт поступает по цене 150-200 долл. Цена программы определяется движком, качеством синтетического голоса, а также производителем. При этом доход компании Yamaha Corporation, по последним данным (включая и прибыль от продаж вокалоидов), составил 410,3 млрд. йен, а чистая прибыль – 22,898 млн. йен.

Стоит отметить, что сами по себе вокалоиды не несут прибыли. Прибыль компании здесь зависит от количества проданных лицензий и самого продукта. Однако и разработчики, и предприниматели получают неплохую прибыль от продажи сопутствующих товаров, а также билетов на «концерты» совмещенной реальности, когда голографический исполнитель выступает непосредственно перед живой публикой.

Маркетинг и доход от него

Маркетинговой кампанией в данном случае могут заниматься все участники производственного процесса. Способы заработка на этой продукции самые разнообразные: видео, игры, комиксы/манга, аниме, клипы, концерты «вживую», использование изображений на автомобилях и т.п. К примеру, франшиза «Хатсуне Мику», которую разработала Crypton Future Media в сотрудничестве с Google Chrome, «Снежным фестивалем» в Саппоро, Toyota и многими другими известными компаниями. И каждый нашел свой интерес в этой кооперации. Crypton Future Media по недавним данным заработала порядка 12 млн. долл. И эта сумма с каждым годом растет, хотя другие участники проекта о своих доходах не отчитывались.

Хатсуне Мику как персонаж компьютерной игры.
Хатсуне Мику как персонаж компьютерной игры. (Источник: http://thegamecavern.com)

Ее персонаж использовался компанией Sega уже в четырех играх, которых в общей сложности было продано свыше 1 миллиона экземпляров. Песня Хатсуне Мику «Tell Your World», написанная для Google Chrome, всего за неделю разошлась 33 тыс. копиями и заняла 4-е место в чарте «Орикон». То есть образ юной зеленоволосой исполнительницы уже вышел далеко за пределы отрасли вокалоидов.

«Такая бизнес-модель, как певица-голограмма, заключается в популяризации персонажа с последующей монетизацией через организацию концертов и продажи треков. Но не стоит забывать и про такие направления, как гейм-индустрия, реклама и производство сопутствующих товаров, брендированных популярной торговой маркой. И иногда бывает, что монетизация второго направления бывает больше основного», - говорит Андрей Четвериков, владелец сети аттракционов виртуальной реальности Deep Hi-Tech в Украине, США и ЕС, работающей в сфере 3D-развлечений.

Еще одним дополнительным доходом этой франшизы является создание косплей-костюмов для поклонников вокалоидов. Примерная стоимость одного такого костюма в интернет-магазине составляет 75 долл. Amazon.co.jp сообщает о продажах товаров, связанных с Хатсуне Мику, на 57,5 млн. иен (около 52 тыс. долл.).

Хатсуне Мику как лицо новой эпохи индустрии развлечений

Одни называют ее феноменом шоу-бизнеса, другие – выгодной игрушкой в зарождающейся сфере развлечений с совмещенной реальностью. Но то, что доходы от эксплуатации этого бренда растут невообразимыми темпами – это факт. По данным SankeiBiz, она за время своего существования принесла своим владельцам уже порядка 10 млрд. иен (примерно 120 млн. долл.). И большую часть этой суммы за один последний год.

На сегодняшний день франшиза «Хатцунэ Мику» является сверхприбыльной. Где бы она не «засветилась», Мику сразу вызывает живейший интерес со стороны публики. Причем, если раньше популярность вокалоида не выходила за рамки Японии, то теперь первая виртуальная поп-звезда известна во всем мире.

Сейчас концерты «ненастоящей» певицы собирают поклонников не только в Стране восходящего солнца, но и в США и других странах мира. Стоимость билета на концерт составляет уже прядка 25-90 долл. За эти деньги люди смогут увидеть певицу, что называется «вживую», которая будет двигаться на сцене и исполнять свои песни буквально на расстоянии «вытянутой руки». Для этого используется специальная технология создания голограмм.

«Мику открывает новые возможности для художников, композиторов и музыкантов по всему миру. Такой компьютерный синтез позволяет им воплощать свои идеи без проблем, связанных с продюсером, деньгами и поисками реального исполнителя», - говорит Хироюки Ито, руководитель проекта по созданию виртуальной певицы.

Хатцунэ Мику на своем концерте.
Хатцунэ Мику на своем концерте. (Источник: http://proxy.whoisaaronbrown.com)

Но, если говорить откровенно, то Мику – не полноценная голограмма. Ее создают с помощью проекции на специальную сетку или экран для придания объекту объемности, а на своих концертах голограмма поет голосом японской певицы Саки Фудзита. То есть в каком-то смысле это техничный обман фанатов, однако зрителям, как оказалось, все равно. Один такой концерт может собирать до 10 тыс. человек. Т.е. с одного концерта прибыль составит примерно 60 тыс. долл.

«Мне не важно, что ее, виртуальную, любят и знают больше, чем меня, настоящую. Главное, звучит здорово, и людям это нравится!», - говорит Саки Фудзита об успехе своей виртуальной протагонистки Хатсуне Мику.

Несмотря на то, что «Хатсуне Мику» как франшиза по доходной части уступает «Покемонам» с их 36,1 млрд. долл., у нее все еще впереди. Ведь это развивающееся направление современной информационной сферы развлечений, а «Покемоны» недавно «выстрелили» только благодаря формату совмещенной реальности и ностальгии по далеким 90-м. Вполне может быть, что лет через 20 так же будут вспоминать и нынешнюю Хатсуне.

Сравнение прибыли франшизы Хатсуне Мику и Покемоны.
Сравнение прибыли франшизы Хатсуне Мику и Покемоны. (Источник: http://proxy.whoisaaronbrown.com)

Такими маркетинговыми ходами производители не только расширяют рынок для получения прибыли, но и ведут целенаправленную компанию по популяризации продукции Vocaloid на Западе. Эта программа, в купе с более усовершенствованной технологией голограмм, может стать настоящей революцией в сфере развлечений, музыки и массовой культуры в целом, что уже происходит в Японии.

Бизнес, построенный на развлечениях, в большинстве своем очень перспективный и прибыльный. Особенно если будет выпущена более современная и дешевая технология создания голограмм. К примеру, недавно Business Insider сообщал о том, что компания Samsung запатентовала технологию, которая позволит транслировать через обычный домашний телевизор голограммы. Если все удастся, то в каждой квартире, ресторане или на выставке можно будет устроить собственный концерт с синтезированным кумиром.

Перспективы использования технологии в Украине

На данный момент в Украине нет как такового бизнеса, который бы хотя бы частично опирался на использование вокалоидов или голограмм – ниша полностью свободна. Поэтому можно с некоторой долей уверенности утверждать, что применение этих инноваций по типу Хатсуне Мику в варианте наложения песни на визуализацию (голограмму) способно создать довольно прибыльный бизнес, который как минимум подкупит людей своей новизной. При этом не обязательно использовать анимешного персонажа, на которого делают ставку в Японии. Другой менталитет требует других кумиров.

«Подобный проект может быть реализован и в украинской сфере развлечений. Другое дело, что в Японии в связи с местной культурой и менталитетом более благодатная почва для развития таких проектов, чем в Украине. Соответственно, в нашей стране понадобится гораздо больше денежных средств на продвижение такого проекта, вследствие чего он может оказаться малопривлекательным с точки зрения рентабельности. Также успешность проекта будет сильно зависеть от команды и креативности маркетологов, работающих над ним», - поделился с нами своим мнением бизнесмен Андрей Четвериков.

«В нашей стране такой проект, как в Японии, вряд ли будет пользоваться сверхпопулярностью. Наши люди менее восприимчивы к подобному продукту. Хотя сама по себе идея интересная. Пожалуй, ее можно и стоит разрабатывать. К примеру, в наших реалиях эдакий виртуальный казак, исполняющий атмосферные песни в качественной осовремененной аранжировке, скорее всего, пройдет на «ура». Но здесь нужно учитывать много нюансов. Например, стиль и репертуар виртуального исполнителя», - уверен Евгений Чурилов, фронтмен рок-группы Farkas.

Голограммы шествуют по миру

Несмотря на то, что японские маркетологи делают ставку на новизну этой идеи, активное использование голограмм в шоу-бизнесе началось еще 10 лет назад. Вот только это было не так массово и крайне затратно. Так, в 2005 году на европейской церемонии вручения наград MTV впервые была использована технология создания трехмерных голографических мультперсонажей для группы Gorillaz. Тогда же вместе с мультяшным персонажем выступала и голограмма Мадонны.

Технология голограмм, которая дополняется программой Vocaloid, сегодня может создать интересный и необычный образ исполнителя любого жанра. Успех здесь гарантируется несколькими моментами. Во-первых, качество технологии с 2005 года значительно улучшилось. Во-вторых, синтез человеческой речи также максимально приблизился к естественному звучанию. В-третьих, были прецеденты, когда аналогичные или в чем-то близкие ходы в шоу-бизнесе приносили хороший доход.

И за примерами не нужно далеко ходить. Все помнят «Глюкозу», которая впервые появилась именно как мультипликационный персонаж клипов, и на волне новизны такого приема на просторах отечественного шоу-бизнеса быстро стала популярной. В 2000-х годах она уверенно возглавляла хит-парады Украины и России. И интерес публики к ней подогревался именно благодаря ее необычному амплуа.

«Нарисовали один клип, второй. Зритель стал гадать, всем, конечно, хотелось посмотреть, кто же поет, как же она выглядит на самом деле. Оживление проекта и выход конкретно меня на сцену был неизбежностью», - рассказывает певица Наталья Ионова («Глюкоза») о начале проекта.

Но чтобы сегодня сорвать большой куш в шоу-бизнесе простой мультипликации мало. Нужно использовать современный подход и инновации, а именно – оборудование для создания голограмм (проекторы, сетки для трансляции и т.д.).

«Голограммы сегодня очень перспективы, т.к. данный рынок стремительно растет и развивается в последние несколько лет. И толчком для этого послужило массовое производство портативных VR-устройств, которые делают доступной виртуальную реальность конечному потребителю и скоро принесут ее в каждый дом. Продажи VR headset-ов в этом году выросли более чем на 500%, а прогнозируемый объём VR-рынка к 2020 году составит $70 млрд.», - сообщил Андрей Четвериков.

На данный момент голограммы не являются чем-то необычным. Да, пока это еще не столь распространенное явление, но уже известное потребителю. Стоимость использования такой технологии состоит из двух составляющих: контент (в нашем случае вокалоид и изображение певицы) и конструкции для воспроизведения 3D-модели. От этих двух составляющих зависит стоимость создаваемой инсталляции.

Интересно отметить, что оборудование для создания 3D-модели можно арендовать (например, на пару дней для выставок), а не только покупать. В случае покупки стоимость оборудования стартует от 75 тыс. долл. Аренда, соответственно, обойдется скромнее. Для проведения концерта или демонстрации продукта на выставке вполне достаточно арендовать необходимое оборудование. Производство подходящего контента будет зависеть от таких параметров, как сложность, наличие/отсутствие материалов, которые должен предоставить заказчик, а также хронометраж. Цены здесь стартуют от 27 тыс. долл.

Как видим, это уже неплохой заработок только на стадии продажи/аренды и создания контента. Использование Vocaloid, который имеет простой и понятный интерфейс, позволит с минимальными затратами создать нужную композицию. При этом сами песни будут уникальными, за которые не нужно будет платить роялти. С дальнейшим прогрессом технологий в этом секторе создание поющих голограмм будет удешевляться, а их популярность расти. Ведь пока это новинка, спрос на нее будет огромен.

Реализовывать технологию голограмм и Vocaloid в нашей стране можно как в шоу-бизнесе, так и в сфере информационных технологий, а также при разработке программ синтеза человеческой речи в отдельных областях. Все это при правильном подходе может стать отличным доходом и перспективным бизнесом даже в Украине. Если японцы могут на этом зарабатывать, то почему бы и нам не попробовать?