Самый дорогой стартап современности долго не мог добраться до Украины, но сейчас начал покорять местный рынок, заставляя паниковать традиционные службы такси.

Прошло четыре месяца с тех пор, как Uber запустил свой сервис в Украине. Появление в нашей стране такси нового поколения было воспринято по-разному. Украинские миллениалы сразу принялись хвалить сервис за инновационный подход и удобность. Придирчивые критики распространяли шутки по поводу долгого ожидания подачи автомобилей. Таксистам же было не до смеха: в лице Uber у них появился сильный конкурент, который не зря получил в мире прозвище «убийца такси».

Как показывают промежуточные итоги, Uber прижился в Украине и готов покорять новые города. Но он далеко не всегда был сверхуспешным стартапом, стремительно набирающим популярность в разных странах мира. Как и у любого бизнес-проекта, у Uber были свои взлеты и падения, а эксперты говорят, что сейчас компания столкнулась с кризисом роста. Однако украинские пользователи сервиса пока не ощущают внутренних проблем Uber и все более активно пользуются услугами «личного водителя».

Ломая традиции и обходя законы

Как правило, все самые успешные идеи для бизнеса рождаются абсолютно случайно. История Uber не стала исключением. Стартап просто возник в нужное время в нужном месте. Он был одной из первых ласточек эпохи совместного потребления, которая массово накрыла сначала США, а затем и другие страны.

Согласно официальной версии, зимой 2008 года два далеко не самых успешных на тот момент американских предпринимателя Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик пытались вызвать в Париже такси. Чтобы добиться своей цели, они потратили целый час. Тогда Каланик и предложил бизнес-партнеру создать совершенно новую службу такси, в которой ключевую роль будут играть клиенты, а не таксисты или диспетчеры.

На тот момент у Кэмпа были деньги после успешной продажи компании Ebay одного из своих стартапов под названием StumbleUpon, а вот у Каланика шла черная полоса – все его последние проекты заканчивались фиаско. Но чего было не отнять у Каланика – так это умения убеждать других покупать его проекты или инвестировать в них. Кроме того, в его пользу говорил большой опыт – заниматься бизнесом Трэвис начал в 18 лет.

Уже через несколько месяцев Кэмп создал приложение UberCab. Однако вскоре он выкупил у Ebay свой стартап и уступил Каланику главную роль в новом проекте. Вместе с Кэмпом и Калаником над проектом работал Райан Грейвс, который в 2010 году специально переехал из Чикаго в Сан-Франциско, чтобы стать исполнительным директором стартапа. Через некоторое время компания впервые столкнулась с препятствиями со стороны регуляторов, обвинивших Uber в работе без соответствующей лицензии. В конце года Грейвс передал свою должность Каланику.

В 2011 году сервис сокращает название до привычного всем нам Uber. Вместе с новым названием к проекту пришли первые по-настоящему крупные инвестиции. Общий объем инвестиций на конец 2011 года составил 44,5 млн долларов, а среди инвесторов проекта выступили такие известные личности и финучреждения, как Джефф Безос, Goldman Sachs и Benchmark Capital.

Трэвис Каланик так объясняет секрет успеха своего сервиса:

«Uber – это эффективность, во главе которой стоит изысканность. Именно ради этого я покупаю iPhone вместо обычного телефона или иду в хороший ресторан и плачу чуть больше. Все это ради ощущений».

Сервис развивался очень быстро. В 2013 году его оценивают в 3,7 млрд долларов, в 2014 году – уже в 17 млрд долларов. И это невзирая на борьбу с госрегулятором и конкурентами, а также ряд скандалов, связанных с компанией и ее деятельностью.

В 2015 году стоимость Uber достигает пикового значения в 62,5 млрд долларов. Но вместе с тем у компании возникают новые проблемы. В начале года ее деятельность запретили в Париже. Кроме того, Uber оказался вовлечен в судебные разбирательства в Германии, Испании, Корее, Канаде, Японии и ряде других стран. В Китае Uber проиграл конкуренцию локальной службе такси и был вынужден продать ей свой бизнес.

Все это еще больше убеждает экспертов в наступлении неминуемого кризиса роста. Например, издание Bloomberg пишет, что профессор Нью-Йоркской школы бизнеса Stern Асват Дамодаран сейчас оценивает компанию всего в 30 млрд долларов. По его словам, Uber уперся в потолок капитализации ввиду огромного количества рисков, сопровождающих деятельность компании.

Мнения экспертов не мешают Трэвису Каланику с оптимизмом смотреть на перспективы своего проекта.

«У меня есть список самых сложных проблем, которые необходимо решить нашей компании, – говорит Каланик. – Я начинаю с первого пункта и двигаюсь вниз. Также у меня есть список самых крутых, самых изумительных вещей, которые мы можем изобрести. Я и здесь начинаю с первого пункта и двигаюсь вниз».

Долгожданный запуск в Украине

Летом 2016 года Uber наконец-то добрался до Украины. До этого момента сервис охватил ряд польских и российских городов, с ноября 2015 года он работает в Минске. Украинцы активно обсуждали появление сервиса на улицах Киева. Большинство встретило эту новость положительно, если не считать столичных таксистов, устроивших акцию протеста против конкурента, который может оставить часть из них без работы.

Уже в первые дни работы Uber в Украине клиенты столкнулись с проблемой вызова автомобиля. Согласно стандартам сервиса, среднестатистическое время прибытия машины составляет около 5 минут. Но поначалу клиенты часто получали уведомления о том, что свободных водителей поблизости нет. Впрочем, со временем Uber удалось решить эту проблему и подтянуть киевское время ожидания машины к мировым стандартам.

«Приход Uber – это большой плюс для жителей столицы, – убежден киевлянин Максим Ковалев, который регулярно пользуется услугами сервиса. – Конечно, сначала в некоторых районах было непросто вызвать машину, но сейчас эта проблема исчезла. Последний раз, когда я пользовался услугами Uber, автомобиль подъехал буквально через 2–3 минуты».

Вплоть до конца сентября в Украине работал только UberX – бюджетный вариант сервиса. Если в других странах Uber развивает премиум-сегмент, то в украинских реалиях даже запуск эконом-варианта считался достижением. Однако 22 сентября в Украине стал доступным сервис UberSELECT – промежуточный вариант в плане соотношения цена/качество между UberX и премиальным UberBLACK. Этот сервис позволяет вызвать автомобили комфорт-класса наподобие Toyota Camry, Hyundai Sonata или Skoda Superb.

«Безусловно, в Киеве можно найти более дешевые такси, – говорит Максим Ковалев. – Но я считаю, что дополнительные 10–15 гривен – не такая высокая цена за гарантированный комфорт. Ты всегда знаешь, что тебе подадут приличную машину, а водитель в любом случае будет заинтересован предоставить качественные услуги, так как от этого зависит его заработок».

Минимальная стоимость поездки в Киеве для UberX составляет 40 грн. Из этой суммы 25 грн приходится на подачу машины, 4,5 грн стоит километр пути и еще 0,4 грн – каждая минута в дороге. Для UberSELECT минимальная стоимость поездки составляет 50 грн. Вызов машины стоит 35 грн, один километр – 5,5 грн, а минута – 0,5 грн. Также Uber практикует пиковые тарифы, когда клиентам приходится платить больше в связи с превышением спроса над предложением.

«Единственное, что мне не нравится в Uber – это не совсем понятная система ценообразования, – отмечает Максим Ковалев. – Насколько мне известно, повышенные тарифы действуют по выходным и в ночное время. Эта система работает автоматически и клиент сразу получает уведомление о повышенной стоимости. Если не хочешь переплачивать – можешь отказаться от поездки. Последняя моя ночная поездка была с коэффициентом 1,3. В принципе, если тебе не надо ехать через весь Киев, то повышение стоимости ощущается не очень сильно».

В начале ноября украинское представительство Uber рассказало о том, чего сервису удалось достичь за четыре месяца работы в Киеве. Компания заявила, что ее украинский бизнес развивается более динамично, чем в соседних странах. Например, сейчас база клиентов и водителей в Киеве растет в четыре раза быстрее, чем в Варшаве. Если этот темп сохранится, то уже в начале следующего года Киев обгонит польскую столицу по количеству поездок.

За проявленную лояльность компания в период с 7 по 13 ноября подарила киевлянам скидку в 30% на все поездки. Uber обещал, что на прошедшей неделе жители столицы могли добраться от Софийской площади до ВДНХ за 50–63 грн, а от Контрактовой площади до Национального цирка Украины – за 30–39 грн. Кроме того, в начале ноября Uber анонсировал масштабное обновление своего приложения, которое не менялось с 2012 года.

Заработок с Uber

Если клиентам традиционных служб такси Uber открыл совершенно новый сервис, то киевским водителям он подарил шанс неплохо заработать. Представители компании изначально заявили, что водители в Киеве смогут рассчитывать на заработок в пределах 1000 долларов в месяц. Но, как показала практика, особо старательные водители могут получать даже больше.

«Среднестатистический доход водителя Uber при проведении 50 часов на линии в неделю составляет порядка 10 тыс. гривен в неделю, – говорит представитель Uberlin (компания-партнер Uber) в Украине Евгений Макухин. – База водителей в Киеве расширяется достаточно активно, но нам есть куда стремиться, мы активно работаем в этом направлении».

Правда, стоит учесть, что часть заработка уходит на топливо и обслуживание автомобиля. 25% от стоимости поездки автоматически поступают на счет компании Uber. Еще примерно 10% своих доходов (в зависимости от условий договора) водители, которые не сотрудничают с сервисом в индивидуальном порядке, перечисляют компаниям-партнерам.

В Украине работает несколько партнеров Uber. Эти компании облегчают работу водителей, избавляя их от бумажной волокиты. Например, если водитель хочет работать с Uber напрямую, то ему необходимо получить лицензию на осуществление пассажирских перевозок и открыть ФЛП третьей группы с возможностью ведения внешнеэкономической деятельности. Второй пункт связан с тем, что счета Uber аккумулированы в Голландии, а уже оттуда деньги поступают водителям сервиса в разных странах.

«Каждый партнер подписывает с Uber договор, в противном случае они бы не смогли сотрудничать с компанией, – говорит Евгений Макухин. – Типовые договора схожи, что в Украине, что в России, что в Казахстане, только с поправками на местное законодательство. Компания Uberlin – стратегический партнер Uber, мы успешно сотрудничаем уже около трех лет».

Чтобы стимулировать водителей, Uber предлагает гибкую систему бонусов и доплат. Во-первых, существует гарантированная минимальная выплата, которая колеблется в диапазоне от 50 до 180 грн в зависимости от дня недели и времени суток. Во-вторых, существует система бонусов. Например, водитель, который отработал 33 часа в неделю и совершил 40 поездок, дополнительно получает 1800 грн в неделю. Если водитель отработает 50 часов и выполнит 60 заказов, то получит в качестве бонуса 2500 грн. Также Uber частично компенсирует водителям покупку топлива (в среднем 3 грн на 1 л).

Стоит отметить, что водители Uber не ограничены графиками и обязательным количеством отработанных часов. Сотрудничество с сервисом можно рассматривать и как основную работу, и как способ подработки на выходных. Но все же, чтобы рассчитывать на начисление бонусов, Uber рекомендует водителям работать как минимум 10 часов в неделю.

Среди минусов работы водителя – невозможность предварительно узнать, куда придется ехать во время следующего заказа. Особенно актуально эта проблема выглядит в конце рабочего дня, когда водитель планирует отправиться домой. Если ему придется перевозить клиента на противоположную сторону города, то назад он будет вынужден возвращаться за свой счет. Также водители жалуются на то, что в UberX все машины ездят по одному тарифу. Даже если водитель предложит пассажирам роскошный автомобиль премиум-класса, это не принесет ему никаких дивидендов.

Еще один проблемный момент – загородные поездки. Uber обслуживает клиентов только в пределах города, а также предлагает фиксированные тарифы на поездку в Борисполь – 190 грн с левого берега и 270 грн с правого. Если пассажир вызывает водителя для загородной поездки, ему приходится либо объяснять, что сервис работает только в городе, либо пытаться договориться о наличном расчете (в этом случае Uber разрешает водителям самостоятельно принимать решение). Многих клиентов возмущают такие условия, вследствие чего они ставят водителям плохие оценки, что отрицательно влияет на их рейтинг и лишает части бонусов.

Пока что Uber работает только в Киеве, но на сайтах компаний-партнеров указаны также Харьков, Днепр, Одесса и Львов. Сейчас компания молчит о выходе на рынок услуг в других городах, но шансы на это достаточно велики. К примеру, в Польше сервис на данный момент охватывает девять городов. Согласно политике Uber, компания может зайти в любой город с населением более 500 тыс. человек.

Тем временем у американской компании в Украине появляются конкуренты. Еще до прихода Uber в Киеве работал сервис вызова онлайн-такси «Уклон». Всего через день после старта Uber в Украину зашел словацкий сервис под названием Hopin. В сентября в столице начал работать европейский сервис заказа такси Taxify, а в конце октября на улицах Киева появились машины российского «Яндекс.Такси». Так что конкуренция в сегменте онлайн-такси ожидается нешуточная. Впрочем, это только на руку пассажирам, которые теперь ждут, что компании начнут предлагать выгодные условия, чтобы гарантировать себе лояльность клиентов.