Используем японский опыт для заработка на мультипликации дешево, эффектно и со своим неповторимым стилем.

Каждый год в мире проходит множество мероприятий, в той или иной степени связанных с аниме. И вот прямо сейчас в Стране восходящего солнца проводится Токийский международный кинофестиваль, крупнейший в Азии, который всецело посвящен аниме-продукции. Он открыл свои двери 25 октября и продлится до 3 ноября. Задача фестиваля – показать самые рейтинговые и успешные в прокате ленты.

Подобные события неизменно привлекают внимание толп зрителей демонстрацией самых интересных и успешных картин, режиссеры и продюсеры которых получают огромную прибыль, значительно перекрывающую статью расходов. Сколько же сегодня можно заработать на аниме-индустрии? Как вообще работает эта индустрия с точки зрения бизнеса? Как обстоят дела с аниме в Украине? Сейчас разберемся.

Черно-белая история успеха

Будучи традиционным искусством японской мультипликации, аниме демонстрирует удивительную жизнеспособность, став одной из неотъемлемых частей современной массовой культуры не только в Азии, но и в молодежной среде по всему миру. Это не только отдельная, самобытная ниша комиксов, ТВ-сериалов и компьютерных игр, но и целая субкультура, поклонники которой проживают абсолютно везде. Аниме способно приносить сверхприбыли, постоянно доказывая, насколько этот жанр имеет обширный доходный потенциал.

Тем не менее, у нас жанр аниме и «околоанимешная» индустрия для большинства обывателей все еще остается своеобразной terra incognita. И в этом можно увидеть скрытые перспективы, ведь аниме уже покорило сердца всей Азии и немалой части Западного мира. Поэтому стоит детально проанализировать причины мирового успеха этой бизнес-модели, т.к. история индустрии не знает откровенных коммерческих провалов, а это само по себе говорит о многом.

И начать стоит с истоков. Одним из преимуществ жанра аниме, который обеспечивает ему самобытность и постоянный интерес публики, является оригинальный и богатейший источник сюжетов – «истории в картинках» или попросту манга.

Само слово «манга» переводится как «веселые картинки». Этот термин появился в конце XVIII — начале XIX века вместе с публикациями работ таких художников, как  Минва Аикава, Санто Кёдэна, Канкэй Судзуки и Кацусики Хокусая. В качестве отдельного жанра «черно-белые картинки» начали развиваться по завершении Второй мировой войны.

При этом он испытал сильное влияние Запада, когда американские комиксы вместе с солдатами попали в Страну восходящего солнца. Даже слово «аниме» является заимствованным и урезанным английским «animation», которое претерпело японизированную трансформацию. В результате сложилась ситуация, когда два однокоренных слова приобрели совершенно разных значения.

Однако предпосылки к созданию «рисованных историй» сложились еще задолго до этого и их истоки происходят из японского традиционного искусства. Считается, что они берут свое начало еще с древних свитков, датируемых ХII веком. Но были ли они действительно «бабушкой» манги или тут, все-таки, «наследил» Капитан Америка со своими звездно-полосатыми собратьями – однозначного ответа уже не найти.

Но как бы там ни было «черно-белые картинки» очень понравились читателям. Только в Японии этот аналог комиксов выходит еженедельно миллионными тиражами вот уже полстолетия, нисколько не потеряв при этом популярности. Более того, японские комиксы и романы в картинках завоевывают мир с не меньшей скоростью, чем мультфильмы. Это при том, что они зачастую даже не раскрашены и выпущены на газетной бумаге, что делает их намного дешевле в производстве, чем традиционные американские комиксы.

Индустрия манга в лице авторов-самоучек генерирует гораздо больше сюжетов, чем комиксы в США или любой другой стране мира, где рынок зачастую поделен парой-тройкой крупных компаний. Это позволяет издательствам не вкладывать средства в их написание – достаточно просто выбрать самые интересные аматорские разработки, а потом продать их, опубликовав. И получив при этом чистую прибыль при минимальных вложениях. А если на основе этого снимут еще и мультфильм, то можно повторить успех тех же «Покемонов», которые переживают второе пришествие спустя почти 20 лет после первого выхода на экраны японского ТВ. Для авторов этой франшизы сегодня наступил второй «звездный час», и по их стопам стремятся пройти тысячи коллег по цеху.

Страница из манги «Покемоны»
Страница из манги «Покемоны»

Именно рисованные рассказы манга, на основании которых в будущем могут снять аниме-сериал или полнометражную картину, являются самым лакомым кусочком для издательского бизнеса Японии. Манга способна оказывать значительное давление на их финансовое положение, являясь, зачастую, главным источником прибыли.

Она также служит отличной почвой для роста мощной аниме-индустрии Японии, границы которой уже давно вышли за пределы одной страны, став одним из наиболее популярных и прибыльных трендов современности. Особенно в молодежной среде.

Как создавался культ

Мультипликация японского производства настолько сильно отличается от своих аналогов, что она трансформировалась в самостоятельное направление, оказавшее колоссальное влияние на всю мировую анимацию, в том числе и на своего американского прародителя. Конечный результат «национальной переработки», если судить по популярности аниме в мире, оказался более чем удачным, а самое главное – прибыльным.

Критерием хорошего мультипликационного продукта, сделанного в этом жанре, является реалистичность героев (большие и выразительные глаза, тонкие фигуры и т.д.) и глубина проработки персонажей (их характеры, проявление эмоций и движения). Изначально причиной такой детальной разработки героев послужила ограниченность бюджета. Японские мультипликаторы вынуждены были решать проблемы финансирования сокращением штата художников, а заодно и повышением качеств самой анимации. Художникам приходилось выкручиваться, чтобы передать в черно-белом рисунке всю палитру человеческих чувств, и они нашли выход в собственной системе эмоций, которая стала «фишкой» аниме сегодня.

Эта же тенденция – работа с малыми бюджетами, сопровождает индустрию постоянно. Интересно, что умение обходиться малым не раз спасало компании от банкротства – они всегда работали в жестких условиях, потому почти не ощутили влияния мирового финансового кризиса. Особенно ярко это проявилось в кризисный для Японии 2008 год. Однако мировая экономика и сегодня в кризисе, а аниме живет и здравствует.

«Финансовый кризис вынуждает спонсоров сокращать выплаты на телевизионную рекламу, что в свою очередь сокращает бюджеты анимации», – говорил Ясуо Ямагути, исполнительный директор Ассоциации японской анимации.

Поэтому при отсутствии возможности рисовки множества кадров, аниматоры пришли к необходимости совершенствования способа съёмки и детальной проработки характеров персонажей. Это вылилось в необходимость компенсировать недостатки, собственно, анимации выразительностью героев и глубиной сюжетной линии. В результате и был создан тот узнаваемый стиль рисовки, который отличает японскую мультипликацию от других направлений в мультипликации.

Популярность к аниме пришла по многим причинам. Одной из них можно назвать использование во многих сериалах и полнометражных картинах болезненных для всех поколений тем: взросление, «отцы и дети», первая любовь, первая работа, школа и т.д. Примечательно, что за всю историю существования этого направления накопилось немало сериалов, поднимающих и экономические вопросы. Например, не редки сюжеты начала своего дела, товарно-денежные операции и пр. Мы даже подобрали «Топ-5 бизнес-аниме», о которых мы поговорим ближе к концу статьи. Из них получились неплохие мульт-пособия для подростков по увлекательному обучению азам экономики и торговли.

Финансовая составляющая сферы

Сакураи Такамаса, специалист по поп-культуре Японии, отмечает, что «истории в картинках» похожи на привычные комиксы так же, как аниме – на стандартную мультипликацию. Выступая в качестве основы сценариев к ТВ-сериалам и полнометражкам, они дали возможность создать столь не похожую на других японскую бизнес-модель мультипликации.

А зарождалась она как кустарная промышленность, пока не стала применяться в качестве пропаганды в военные годы. Именно она, как считает Джонатан Клеменс в своей книге The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since, привела к появлению в 1945 году одного из первых полнометражных фильмов, выполненных в этом жанре - «Божественные моряки Момотаро» (Momotarou: Umi no Shinpei). 

Появление первых видеоустройств для домашнего просмотра кассет в 70-80-е годы прошлого века дало возможность создавать так называемые «нишевые» сериалы, предназначавшиеся уже для более узкой аудитории. В результате появились профильные студии, которые создавали продукт исключительно под свой целевой сегмент. Дальнейшая популяризация видеомагнитофонов и появление кабельного телевидения позволили компаниям значительно удешевить создание полнометражных картин и ТВ-сериалов этого жанра мультипликации, ведь от них требовалось лишь выпустить саму кассету.

Так, постепенно, с появлением более совершенных устройств проигрывания видео, а также с распространением интернета, аниме стало завоевывать все большую популярность, переставая быть исключительно достоянием Японии. Вся выпускаемая в этом жанре продукция стала делиться на три категории: предназначенная для демонстрации по телевидению, для продажи на DVD и показа в кинотеатрах. На этом и держится аниме-бизнес в сфере кинематографа.

Экономист Шахид Юсуф отмечает в книге Post-Industrial East Asian Cities, что суммарный японский товарооборот в индустрии аниме за 2005 год составил примерно 2 млрд. долл. Этот показатель оказался в разы больше, чем в предыдущие годы. Исследователь считает, что на такой рост повлияли два фактора. Первым из них оказался кассовый успех нескольких вышедших полнометражных картин: «Ходячий замок» и «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки, «Призрак в доспехах: Невинность» Мамору Осии, а также «Стимбой» Кацухиро Отомо. Вторым ключевым фактором возросшей прибыльности стал переход от видеокассет к новому формату - DVD.

Кадр из аниме «Ходячий замок»
Кадр из аниме «Ходячий замок»

Кроме этого к доходу необходимо прибавить прибыль, полученную от продаж сопутствующих товаров (игрушек, фигурок, видеоигр и т.д.). Это уже, фактически, самостоятельная индустрия. При подсчетах суммарный объем мирового рынка смог превысить планку в 18 млрд. долл. Для сравнения, в 2003 г. доход этой индустрии в США составил 4,35 млрд. долл. Japan Times приводит данные, согласно которым за последние десять лет средний годовой объём продаж мультипликационной продукции только в Японии составляет порядка 1,9 млрд. долл. По мнению экспертов, конец двухтысячных был пиком популярности аниме, после чего начался спад интереса.

Кризисным для жанра, как и для всего мира, выдался 2008 г. И хотя отрасль пережила это с наименьшими потерями, но осадок, как говорится, остался. По сведениям Ясуо Ямагути, исполнительного директора Ассоциации японской мультипликации, доходы в отрасли за 2008 г. существенно сократились. В этот период общий уровень продаж упал примерно на 190 млн. долл., что для миллиардного рынка Японии сумма заметная, но не критичная.

«Во всём мире число поклонников аниме увеличивается, но с учётом краха старой бизнес-модели это не трансформируется в прибыль», – говорит Ясуо Ямагути.

На прежнем уровне доходности индустрию поддерживали вышедшие в предыдущие года такие известные франшизы как «Евангелион» (1995) и «Покемоны» (1996). Особенно успешной оказалась вторая, которая стала одной из наиболее успешных в мире. Под этим брендом в разные года выпускались не только полнометражные картины, но и видеоигры, книги, игрушки и т.д. Однако после них произошло некоторое «проседание» жанра.

Кадр из аниме «Покемоны»
Кадр из аниме «Покемоны»

«Благодаря мегахитам, таким как «Еванглелион» и «Покемоны», в прошлом состояние японской анимации было хорошим. Но сейчас в качестве экспортной отрасли она выдохлась», – пояснял Кэйсукэ Ивата, директор анимационного канала AT-X незадолго до реинкарнации «Покемонов».

Расходы на аниме

В 2010 году, по данным Development Research Institute Inc., снижение дохода индустрии было связано с низкой заработной платой художников. Тойо Кеизаи в специальном докладе, который посвящен балансу между стоимостью и качеством существующей в Японии сферы развлечений, приводит стоимость одного 30-минутного эпизода аниме-телесериала. Она составила тогда примерно 145,214 долл.

Если разложить эту сумму на составляющие, то получится следующая картина: на производство обычно тратится 26,402 долл., на материалы - 5,280 долл., звук – 15,841 долл., анимация – 19,801 долл., оригинальность работы - 660 долл., сценарий - 2,640 долл., и т.д. В результате получается, что стоимость одного кадра равняется примерно 3 долл. Это с учетом довольно высоких зарплат в Японии.

Для сравнения, в недавнем интервью нашему изданию Андрей Четвериков говорил, что создание полнометражного мультика с хорошим качеством графики в Украине обошлось бы минимум в 1 млн долл. Предположим, что длительность такого мультика 60 мин, тогда стоимость 1 мин приближалась бы отметке в 16,5 тыс. долл (!). Что уж говорить о затратах таких студий как Pixar, бюджеты которых оцениваются в сотни миллионов долл.

Так, на последнюю полнометражку «В поисках Дори» компания потратила 200 млн долл, в то время как получила в прокате уже более 1 млрд долл. Безусловно, доходы в аниме гораздо скромнее, но и объем инвестиций там в десятки, если не сотни раз меньше.

Однако конкуренция делает свое дело. Расценки растут и в этой сфере, особенно если ставку делать не на традиционные качества аниме как сюжет и харизму героев, а на красивую графику. На сегодняшний день стоимость одной серии ТВ-сериала с использованием самых современных технологий анимации, составляет уже порядка 1,5-2 млн. долл. Это довольно внушительная сумма. Однако если сравнить ее со стоимостью мультфильмов, выпускаемых в США, то японская продукция окажется в разы меньше. Впрочем, те продюсеры, которые делали ставку на графику, пока не могут похвастаться большими успехами – в аниме все еще важен сюжет, а не спецэффекты, потому они чаще проваливаются в прокате.

Каково положение в отрасли сегодня?

С каждым годом рост прибыльности индустрии наблюдается благодаря выходу культовых полнометражных фильмов и ТВ-сериалов. К примеру, компания «TV – Tokyo» смогла улучшить свое финансовое положение, транслируя такую известную франшизу, как «Наруто». Сериал позволил компании увеличить собственный доход на 134,8 млн. долл. (или на 71,2%). Чистый доход компании за 2015-2016 года составил порядка 45,7 млн. долл. В итоге это позволило «TV – Tokyo» отвоевать почти 10% от мирового рынка аниме.

«Наруто» – это яркий пример того, как качественный аниме-контент способен приносить более чем серьезные прибыли. Именно такая хорошо проработанная, правильно сориентированная на целевую аудиторию продукция позволяет феномену аниме занимать видное место в современной массовой культуре. Эта индустрия за последние несколько лет вышла на уровень порядка 2 млрд. долл. за год в одной только Японии. И цифра по-прежнему растет, охватывая все больше стран, в том числе и Украину.

Но здесь имеются и свои трудности. Отсутствие новых громких названий, а также появление препятствий в виде пиратских интернет-сайтов, предоставляющих пользователям бесплатный контент, привело к снижению доходности индустрии. Это вынуждает профильные компании искать выходы в новые сегменты рынка, а также видоизменять свою продукцию, руководствуясь тенденциями развития смежных сфер, быстро набирающих популярность - компьютерных игр и виртуальной реальности.

Новый формат аниме

Кризисные явления вынудили профильные компании пересмотреть ориентацию жанра и вывести его на новый уровень. Это привело к возрождению былой популярности подзабытых франшиз (например, «Покемоны»), а также повысило доходную часть аниме за счет выпуска видеоигр и приложений для смартфонов.

Игровой процесс Pokemon GO
Игровой процесс Pokemon GO

Самым ярким примером того, как хорошо забытое старое может «выстрелить» сверхприбылью – выход летом этого года Pokemon GO – игры для гаджетов, работающих на базе iOS и Android, цель которой заключается в ловле виртуальных монстров покемонов.

«Pokemon Go «выстрелил» потому, что наше ностальгирующее поколение загорелось желанием ловить этих монстров, и тем самым воплотить свою детскую мечту - стать тренером покемонов. – говорит нам Валерия Дрокина, UI Designer компании Plarium – международной компании-разработчика игр для мобильных и браузерных платформ. - Pokemon Go стал популярным именно благодаря детским фантазиям».

Примечательность приложения заключается в том, считает дизайнер, что оно содержит элементы дополненной реальности, а это полностью соответствует современным тенденциям игровой индустрии и ожиданиям пользователей. Такие игровые моменты просто не успели приесться игрокам.

«Pokemon Go — феномен не только как продукт, но и как социальное явление. В течение 20 лет мультфильмом была сформирована многомиллионная фанатская аудитория, – считает Константин Нелюбин, директор по маркетингу Ragcat Games. – Было выпущено 14 игр по вселенной покемонов».

Как передает Bloomberg, игра попала в «самую точку» ожиданий потребителей, обеспечив компании Nintendo выход из аутсайдеров в лидеры сегмента рынка игр для мобильных телефонов всего за один уикенд.

Взлет акций Nintendo после выхода игры.
Взлет акций Nintendo после выхода игры. (Источник: http://www.bloomberg.com/)

В первую же сессию после выпуска Pokemon GO, рыночная стоимость компании увеличилась в два раза и составила сначала 20 млрд. долл., а через несколько дней – уже более 42 млрд. долл. Nintendo установила новый рекорд по количеству акций, продаваемых в Японии в течение одного дня. По данным Reuters, Nintendo удалось обогнать по капитализации даже Sony – крупнейшего японского производителя техники мирового уровня, рыночная стоимость которой на тот момент составляла примерно 38 млрд. долл.

Кризис позади?

Как показали покемоны, аниме переживает новый взлет интереса у потребителей самого разного продукта. На экраны начинают выходить картины, режиссёрами которых выступают уже не только японские, но также американские («Аватар: Легенда об Аанге»), корейские («Каммербой») и другие мультипликаторы. Однако лидером в этой сфере по-прежнему остается Страна восходящего солнца. Это стало возможным, благодаря совершенствованию технологий отрисовки при создании мультипликации. Многие студии начинают переходить на компьютерную графику.

На основе манги и аниме активно снимаются киноленты и «дорамы» (корейские ТВ-сериалы). Конечно, прототипами здесь выступают наиболее популярные сюжеты, которые имеют поклонников по всему миру. Фильмы снимаются как профессиональными киностудиями, так и любителями с минимальным бюджетом. Качественный продукт приносит своим создателям в разы больше прибыли, чем было затрачено на его производство. Самыми известными картинами в этом контексте являются «Тетрадь смерти», «Космический пират Харлок», «Последний Вампир» и прочие им подобные.

Кадр из фильма «Тетрадь смерти»
Кадр из фильма «Тетрадь смерти»

Аниме-студии, которых в Японии насчитывается великое множество, часто нельзя назвать большими (за исключением именитых компаний, таких как «Гибли»). Они работают на внешнем финансировании, получаемом от различных спонсоров. В их роли выступают корпорации по выпуску игрушек, ТВ-каналы и манга-издательства. Т.е. жанр поставлен на конвейер, охватывающий максимально возможное количество направлений. В связи с этим каждая такая студия специализируется лишь на своем стиле, который задают дизайнеры.

Косплей
Косплей

Заработок на субкультурах

Достаточно интересным явлением, которое породил жанр, является косплей. Это особенная субкультура, когда поклонники жанра переодеваются в своих экранных любимцев. Если раньше в точности воссоздавались персонажи мультсериалов, то сегодня косплееры активно пародируют героев видеоигр, комиксов, фильмов и др. И не только японских. Это хобби с недавних пор очень популярно и его поклонники встречаются, в том числе, и в Украине.

На производство одного костюма любители «переодеться» тратят порой баснословные суммы. Поэтому нашлись компании, которые предоставляют продукцию такого рода, что служит еще одним заметным источником прибыли, связанным с аниме.

Афиша киевского Comic Con
Афиша киевского Comic Con

Самым массовым собранием косплейщиков, приносящим немалый доход организаторам в Японии, США и других странах с развитой комикс-культурой, является Comic Con. На это мероприятие обычно съезжаются миллионы фанатов. На Comic Con они не только общаются, но и знакомятся с новинками компьютерной индустрии, мультипликации, комиксов и манги.

В Украине Comic Con проводился всего пару раз в Киеве. Пока что, находясь в самом начале пути, украинский Comic Con является убыточным и организуется за счет спонсоров. Свою лепту вносит и разрозненность поклонников жанра, которых достаточно много, но они разбросаны по всей стране и еще не имеют больших платформ для консолидации. Собственно, киевский Comic Con как раз и может стать тем самым объединительным звеном, которого раньше не доставало, а за столицей могут уже «подтянуться» и другие крупные города.

Для этого есть достаточно оснований: разбивка программы мероприятия на отдельные сегменты (косплей, показ кино и мультфильмов, мастер-классы по созданию комиксов) представляет собой отличную возможность как для бизнесменов получить неплохую прибыль (скажем, на тех же сопутствующих товарах), так и украинским поклонникам жанра пообщаться друг с другом, завести новых друзей, да и просто весело провести время. Все идет к тому, что в скором времени и у нас, благодаря обширности охватываемого сегмента, Comic Con станет прибыльным делом, который объединяет в себе многие грани массовой культуры.

Аниме за время своего существования превратилось в огромную индустрию, в которой задействованы все современные технологии. Она постоянно увеличивает масштабы производства и создает рабочие места по всему миру.

Топ-5 бизнес-аниме

Аниме очень гибкий жанр, который позволяет снимать как детские картины, так мультфильмы для взрослых (иногда буквально – «аниме 18+» это целое самостоятельное направление, называемое хентай). Чтобы доказать это, мы представляем вашему вниманию обещанную подборку ТОП-5 сериалов в которых в той или иной степени раскрывается тема бизнеса, торговли и экономики.

1. Skip Beat! («Никогда не сдавайся!»).

Сериал посвящен целиком и полностью шоу-бизнесу, во многих его ипостасях: кино, сериалы, реклама, музыка и т.д. Главная героиня Кеко Могами, современная «золушка», которая во всем поддерживает и помогает своего возлюбленного и бывшего одноклассника Се Фува. Он отправился в Токио, чтобы стать поп-звездой. А Кеко последовала за ним. Узнав, что Се видит в ней только прислугу, она кардинально меняет свою жизнь и мечтает о мести обидчику. Ради нее девушка решается стать звездой и затмить Се. А помочь ей в этом должно агентство, которое занимается раскруткой молодых талантов. За приключениями главной героини очень интересно наблюдать. Главная идея сериала кроется в том, что желание трудиться способно многое компенсировать и привести к неожиданно высоким результатам.

Кадр из аниме «Никогда не сдавайся»
Кадр из аниме «Никогда не сдавайся»

2. Spice and Wolf («Волчица и пряности»).

Аниме посвящено торговле и товарно-денежным операциям. Сюжет развивается в условном Средневековье. Два героя, странствующий молодой торговец Лоуренс и древняя богиня плодородия Холо, принявшая форму юной девушки с волчьими ушками и хвостом, постоянно попадают в различные интересные ситуации. Лоуренс обещает помочь Холо в путешествии на родину, за что она оказывает ему посильную помощь в ведении бизнеса. Благодаря тому, что девушка прожила более 600 лет (богиня как-никак), она отлично научилась манипулировать людьми в своих целях, что помогает компаньонам зарабатывать деньги.

«Наверное, это самое лучше аниме, которое было создано про торговлю. Все проблемы главных героев в финансовой сфере детально прописаны и им даны адекватные пути решения – говорит украинский поклонник жанра Сергей. – На мой взгляд, Spice and Wolf должна возглавлять этот рейтинг».

Кадр из аниме «Волчица и пряности»
Кадр из аниме «Волчица и пряности»

3. Nana («Нана»).

В вагоне поезда, который направлялся в Токио, случайно знакомятся романтичная девушка Нана Комацу и солистка пока никому еще неизвестной панк-группы «Blast» Нана Осаки, которая едет покорять столицу. Судьба сводит двух девушек с одинаковыми именами, но абсолютно разными характерами, мечтами и стремлениями. В аниме отлично показан путь провинциальной музыкальной группы на вершину рок-олимпа, а также трудности, которые сопутствуют подругам. При этом каждая ищет свой единственный путь к счастью.

Постер к аниме «Нана»
Постер к аниме «Нана»

4. Salaryman Kintaro («Сарариман Кинтаро»).

Сериал повышает у офисных работников уровень собственного достоинства и свободолюбия. Здесь сюжет развивается вокруг лидера-бунтаря банды байкеров Кинтаро, являющегося по совместительству выпускником третьесортного колледжа и отцом-одиночкой. Его жена перед смертью попросила устроиться на нормальную работу, чтобы обеспечить сыну достойную жизнь. Случайность помогла неугомонному байкеру устроиться в крупную строительную компанию на должность точильщика карандашей. Начиная с такой невысокой должности, Кинтаро добивается поста директора. Как этого добиться своим трудом и демонстрирует мультфильм.

Кадр из аниме «Сарариман Кинтаро»
Кадр из аниме «Сарариман Кинтаро»

5. Hataraki Man («Работяга»).

В аниме показана психология работающих людей. В каждой серии один из главных героев раскрывается в своих чувствах к работе: один чрезмерно амбициозен, второй – перфекционист и трудоголик, а третий вообще презирает выбранную профессию. При этом правильный и четкий ответ на вопрос «кто же прав?» остается за кадром – каждый зритель должен определить его для себя сам.

Кадр из аниме «Работяга»
Кадр из аниме «Работяга»

Начав с детских мультипликационных фильмов прошлого века, аниме сегодня выросло в развитую индустрию, которая охватывает многие направления и приносит многомиллионный доход профильным компаниям.

В Украине на этом жанре тоже можно зарабатывать. Тем более, что аниме-сообщество активно развивается. Вариантов много: развивать движение Comic Con в регионах, выпускать компьютерные игры и приложения для мобильных устройств, продавать тематическую продукцию (косплей у нас также с недавних пор в почете) и т.д. Также с ростом популярности жанра аниме в нашей стране, свою долю прибыли могут получить и издательства, выпуская манги.

Не менее важно, что в условиях недофинансирования японский опыт может пригодиться отечественным мультипликаторам, авторам комиксов и даже телесериалов. Многие опасаются, что у нас разные менталитеты и разная публика. Но вот пример – недавно Япония выкупила права на съемку украинского сериала «Нюхач», который вскоре выйдет на экраны в Стране восходящего солнца. Как видим, японцы не брезгуют покупать права не только на топовые американские шоу, но и на украинские – они всегда в поиске нового и оригинального. Так чем мы хуже?