Причина появления стартапов кроется в том, что компании-гиганты зачастую неповоротливы, и делают ставку на уже имеющиеся популярные продукты.

Благодаря этому время от времени в любой отрасли может появиться незаполненная ниша, которую спешат занять стартаперы. Поскольку их организации достаточно мобильны по своей сути, то им не составляет большого труда приспособиться под существующую конъюнктуру рынка и стать конкурентом даже успешной корпорации.

В последние годы идея создания собственного бизнеса с нуля стала настолько популярной, что количество компаний-стартапов значительно возросло. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: действительно ли общество нуждается в таком большом количестве новых идей?

Что такое «стартап»?

Понятие «стартап» является не таким новым для сферы бизнеса, как считают многие. Известно, что Forbes 40 лет назад упомянул его для обобщения компаний с недолгой, но уже успешной историей существования. Широкое распространение термин получил в Силиковой Долине, где произошла значительная концентрация на относительно небольшой территории предприятий, занятых разработкой технологических инноваций. Однако на самом деле он употреблялся и до этого.

Стартап
Стартап (Источник: https://www.bkacontent.com/)

Впервые понятие «стартап» было введено в оборот в конце сороковых годов прошлого века. Так назвали свой проект Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард, ставшие впоследствии основателями крупной компании, выпускающей компьютеры, сканеры, сетевое оборудование и смартфоны. Тогда бюджет организации составлял чуть более 500 долларов, а офисом им служил обычный гараж. Продукт, который изобрели начинающие бизнесмены – низкочастотный генератор – заинтересовал студию «Дисней», что и принесло создателям первую значительную прибыль. Впоследствии ими были изобретены первый миникомпьютер, научный калькулятор, выполняющий большой количество команд, лазерный принтер и многое другое.

Позднее за понятием «стартап» закрепилось понятие временной структуры, основной функцией создания которой является поиск бизнесс-модели, способной за короткий срок продать максимальное количество производимого товара и обеспечить стремительный рост проекта. Также стартапами называют те организации, которые работают над внедрением новых продуктов или услуг, судьба которых до конца не определена. Чаще всего они занимают «партизанскую» позицию на рынке и имеют проблемы с финансированием.

Зачастую стартап рассматривается как своеобразный культурный феномен, поскольку работа над новым проектом всегда подразумевает общность интересов его создателей. Тесное взаимодействие сближает команду независимо от того, насколько долго продлится существование созданной ими структуры и удастся ли им в случае успеха сохранить контроль над компанией.

Идея
Идея (Источник: http://www.unread.today/)

Так ли просто стать успешным стартапером?

Вариации развития стартапов настолько разнообразны, что выделить какую-либо характерную для них модель достаточно сложно. Среди общих черт таких организаций стоит выделить стремительные темпы их развития. Однако не каждая недавно созданная компания может считаться стартапом, и не всем им удается добиться устойчивого роста. Также к общим характеристикам стартапов относят наукоемкость предлагаемого ими продукта, но и это не обязательно, поскольку ключевая роль отводится не ему, а самой компании.

Некоторое ошибочно полагают, что стартапами принято называть исключительно те организации, которые работают в сфере компьютерных технологий. И это не удивительно – ведь большинство известных стартапов действительно имеют непосредственное отношение к данной отрасли. Это и Википедия, которая является самой большой энциклопедией, подсчитать количество статей в которой невозможно, и самая крупная база видеороликов YouTube.

Ситуация, которая сегодня наблюдается на украинском рынке стартапов, буквально кричит о том, что изобретателям нужно либо остановиться, либо начать относиться к своим изобретениям более серьезно. Идей настолько много, что конкуренция возросла до заоблачных пределов. Многие молодые люди мечтают о том, что вот они предложат отличную идею инвесторам, и обеспечат себе безбедное существование. Такие примеры есть, и они вдохновляют стартаперов на дальнейшую работу над своими проектами.

Стартапер
Стартапер (Источник: https://subbuiyer.wordpress.com/)

По итогам прошлого года самым дорогим украинским стартапом стал Looksery. Это приложение, которое позволяет корректировать не только фото, но и видео в реальном времени. Благодаря ему любой человек может «похудеть» или «помолодеть» за считанные секунды, изменить цвет глаз или форму носа, стать похожим на мультипликационного героя. Уже за первый месяц после запуска приложение скачало 3 миллиона пользователей, и поначалу разработчики зарабатывали исключительно на лицензировании. Западных инвесторов помогла привлечь популярность проекта в СМИ. Предполагается, что теперь вся одесская команда, работавшая над проектом, в скором времени переедет в США из Одессы.

Создать успешный стартап-проект не просто, как может показаться на первый взгляд. И дело даже не в том, какие колоссальные усилия нужно приложить, чтобы на свет появился инновационный товар или услуга. Поиск инвесторов – вот главная проблема, с которой сталкиваются стартаперы.

По словам разработчика LinguaLeo Игоря Любимова, чтобы найти заинтересованного инвестора, нужно отправить не менее сотни писем. На ваше предложение придет максимум десять ответов, из которых полезными для вас будут одно или два. Сейчас он вместе с Игорем Гонебным ведет работу над платформой, которая поможет стартаперу и инвестору найти друг друга. После ввода данных алгоритм проанализирует базу данных, состоящую из двухсот тысяч вариантов, и выдаст на экран действующие контакты, которые позволят вам связаться с представителями фонда. Эта платформа – тоже стартап, в который уже вложено 10 тысяч долларов. Ее создатели предполагают, что окупится она довольно быстро, поскольку доступ к базе будет стоить недешево.

История каждого стартапа уникальна. Кому-то нужны годы взлетов и падений, чтобы оказаться на вершине популярности, а кого-то слава находит уже через несколько месяцев. Бывает, что на проект годами не обращают внимания, а затем он «выстреливает», а бывает, что проваливаются и те идеи, которым пророчили славное будущее.

Тенденции украинского рынка стартапов

По словам экспертов, в этом году будет наблюдаться огромная активность украинских стартаперов. Большинство из них ориентируются не на национальный рынок, а на глобальный, что не удивительно. Из всех средств, инвестируемых в стартапы, на долю украинских структур приходится не более трети (тогда как в европейских странах соотношение составляет 50 на 50). Но точность этого показателя можно поставить под сомнение, потому что имеет место высокий процент проведения непубличных сделок, по которым нет статистики. Во-первых, не каждый стартап зарегистрирован как юридическая компания, а во-вторых, не все инвесторы готовы распространять информацию о подписании договора. Вполне возможно, что за рубеж уходит больше идей, чем нам известно.

Проект
Проект (Источник: https://www.besthumanelement.com/)

В 2013-2014 годах на Украине наблюдалась тенденция, которую президент GrowthUP Group Денис Довгополый назвал «отложенным предложением». Он отметил, что люди на время кризиса ушли с рынка, и теперь, когда экономика стала восстанавливаться, вернулись на него, планируя продать свою идею на более выгодных условиях. Аналогичную позицию занимали и инвесторы. Поэтому 2015 год стал революционным, и, сравнивая его итоги с текущим годом, уже можно сказать, что в 2016 вряд ли будут достигнуты такие же результаты. Только за январь 2015 года было заключено 15 сделок, а это на две больше, чем за прошедшие 4 месяца 2016 года.

Количество желающих вкладывать средства в стартапы уменьшилось, а численность стартаперов постоянно увеличивается. Это ведет к тому, что украинский рынок стартапов становится «перегретым» от предложений, и его нужно немного «охладить». Скорее всего, что в течение 2-3 ближайших нас ожидает затишье, поскольку активность инвесторов пошла на спад.

Но не стоит опускать руки – практика показывает, что большинство крупных корпораций были созданы не опытными бизнесменами, а простыми энтузиастами, которые верили в полезность своей идеи и смело шли вслед за мечтой, не обращая внимания на трудности, возникающие на пути. Многие из них даже не имели элементарных знаний об управлении компанией, но отлично ориентировалось в тенденциях отрасли, с которой была связана их деятельность.