История крупнейшей в мире логистической корпорации.

Необходимость отправлять письма и вещи на дальние расстояния люди осознали в давние времена. Для этих целей сначала использовали гонцов, затем специальных курьеров. Чаще всего это были военные организации или войсковые подразделения, позже преобразовавшиеся в государственные структуры (почтовые работники до сих пор носят мундиры). Причем эта работа всегда была очень почетной и сопряженной с высокими рисками – перевозка денег всегда очень интересовала представителей криминального мира. Поэтому все гонцы, вестники, курьеры и почтальоны всегда оберегали свою ношу «как зеницу ока» - в этом проявлялся их профессионализм. Что уж говорить о важности для человечества посыльных, если с древнегреческого языка это слово переводится не иначе как «ангел». Вот так, и никак не меньше.

Логистическая корпорация FedEx
Логистическая корпорация FedEx

Однако военные или гражданские почтовые службы никогда не работали «как часы». Да, сроки перед гонцами всегда были важны, но эти системы не были поставлены на поток, и не использовали современные технологии – все решал человеческий фактор. Так было до тех пор, пока некто Фред Смит из Мемфиса не решил сделать на этом бизнес. К моменту создания своей фирмы в 1971 году ему помог уже довольно обширный жизненный опыт. Это помогло ему стать тем, кем он стал – «королем логистики».

Родился Фредерик в американском Мемфисе в 1944 году. Семья его была довольно зажиточной, но, как известно, «богатые тоже плачут». У него был синдром Кальва-Пертиса, сделавший кости его ног особенно хрупкими, из-за чего все детство и юность он вынужден был ходить с костылями. Однако это Фреда лишь подзадорило – уже к 21 году он смог преодолеть болезнь, попутно обучившись летать на самолете и заниматься спортом. Это важно еще и на фоне того, что уже в четыре года он потерял отца, и его воспитывала одна мать. Впрочем, отцовского состояния им хватило на безбедную жизнь.

Корпорация FedEx
Корпорация FedEx

Фпед поступил в Йель и так увлекся процессом преодоления своей болезни, что его сразу после получения диплома даже призвали в армию. Причем не для службы в США, а для участия в военной операции во Вьетнаме. Отметим, правда, что непосредственно на фронт его с такими костями никто не пустил – решили сделать интендантом. Там он и освоил все азы логистического ремесла.

Любовь к самолетам у него с возрастом никуда не делась, и, вернувшись из армии, он первым делом открыл фирму по продаже комплектующих к самолетам «Авиация Арканзаса». Однако дело его пошло неважно – бизнес не удалось развить из-за проволочек, которые допускали перевозчики деталей. Это жутко раздражало военного специалиста по логистике. В конце концов такая ситуация его так достала, что он решил сам организовать систему доставки деталей для самолетов на самих же самолетах. Так появилась идея «Федерал Экспресс» или FedEx – круглосуточной компании по срочной доставке писем и более объемных грузов по территории США. Он поставил на это всё свое состояние, и не прогадал.

Хотя официально компания была зарегистрирована в 1971 году, по настоящему она начала работу только в 1973 году. Причина – никто из крупных авиаперевозчиков не желал сотрудничать с малоизвестной небольшой фирмой. 2 года ушло на то, чтобы убедить их сотрудничать. В основе его концепции была система «центра и лучей». В центр – его родной Мемфис, свозились товары, которые затем отправлялись адресатам. Доставлялись они, конечно же, авиацией. Вся деятельность была поставлена на поток и максимально авторизирована, чтобы снизить влияние человеческого фактора. Эта система работала успешно (особенно на фоне своих конкурентов). Что и совершенно неудивительно, ведь на её исследования он потратил целых 150 тысяч долларов. При этом американцы готовы были доплатить за срочность, хотя как для местного рынка тарифы Смит установил щадящие. Ставка на срочность и малый/средний бизнес себя со временем оправдала – дело пошло вверх после 1976 года, когда о компании узнали.

Почта FedEx
Почта FedEx

Интересный случай произошел с Фредом в Лас-Вегасе – случай, продемонстрировавший всему миру, что Смит действительно везунчик. В начале деятельности компании к ним пришёл счет на оплату авиационного топлива на сумму 25 тысяч долларов. К тому времени Смит потратил уже все свое состояние и на счету было лишь 5 тысяч. Недолго думая, отчаявшийся Вред забрал последние деньги фирмы и уехал в Лас-Вегас. Все были в шоке от такого решения, но глава компании вскоре появился с 27 тысячами «вечнозеленых» - он их выиграл в местных казино. Это был сигнал того, что предприниматель находится на верном пути. А может просто доказательство высокого мастерства Фреда в покере или, например, блэк-джеке, приобретенного в годы службы в армии – кто знает…

Однако до этого момента компания, по признанию основателей фирмы, уже «должна была пять или шесть раз обанкротиться». Но не обанкротилась. 1980-е годы для компании ознаменовались постоянным ростом и расширением клиентской базы. Получив хорошую прибыль, Смит решил рискнуть и приобрести ряд почтовых служб и компаний, специализирующихся на авиаперевозках. Несмотря на огромный риск (Фред, как и в первый раз, вложил в каждую покупку все свое уже изрядно увеличившееся состояние), он смог добиться успеха и в смежных сферах, расширив сферу деятельности FedEx. Она уже перестала быть рядовой курьерской службой – FedEx стала огромной логистической корпорацией оказывающей услуги далеко за пределами США.

В 1990-е годы компания продолжила расширение, используя новые технологии и инновации все чаще. Это позволило еще сильнее оптимизировать процесс. К концу 2000-х годов Смит расширил и свой авиапарк – к тому времени в собственности компании было уже 379 средне- и дальнемагистральных самолетов, а также 291 машину с ближним радиусом перелетов. Все это было приобретено для обеспечения действительно срочной доставки.

Грузоперевозки FedEx
Грузоперевозки FedEx

В 2000-м году компания отказывается от названия Federal Express в пользу более современной аббревиатуры FedEx, имеющей характерный логотип. Для его создания в команду специально был приглашен Лидер. Именно так – Лидер с большой буквы т.к. это фамилия дизайнера по имени Линдон. Линдон Лидер разработал логотип корпорации, ставшей к тому времени всемирно известной. Компания сделал не только ребрендинг, но и реорганизацию структуры. Были выделены отдельные подразделения для работы в других странах, а также профильные логистические, почтовые и прочие сервисы. Это сделало их работу еще более эффективной.

На двухтысячные годы приходится пик внешней экспансии, хотя на постсоветском пространстве, например, компания работал уже с 1991 года. Поначалу её представительство было только в Москве, но после развала СССР как грибы после дождя стали расти филиалы в странах СНГ. Впрочем, в Украине наибольший пик «филиалостроения» пришелся именно на двухтысячные годы, когда подразделения и пункты приема посылок были организованы едва ли не во всех крупных городах. Причем наиболее крупным до недавнего времени считался донецкий филиал, на который приходилась львиная доля всех пересылок, что было связано с развитой промышленностью региона.

Интересно, что строя свою всемирную сеть (а такие филиалы и пункты приема были появлялись не только в Украине, но и в большинстве других стран мира) FedEx активно сотрудничала с местными компаниями на партнерской основе. Это позволило охватить своей «паутиной» практически весь мир, при минимальных затратах – многие были рады тому, что будут работать под известным брендом.

Фредерик Смит остается главой компании и поныне, хотя помощников у него уже предостаточно – штат FedEx разросся до 300 тысяч человек. Оборот по итогам 2015 года составил почти 50 миллиардов долларов, а прибыль составила порядка 2,5 миллиардов долларов. Да, учитывая масштабы корпорации, это не такие уж большие деньги, но стоит учесть, что почтовые службы в целом переживают не лучшие времена. Причина – информатизация общества. Теперь не нужно писать письмо и идти в курьерскую службу, чтобы его отравить – достаточно отправить электронное сообщение через Интернет. Впрочем, FedEx ориентируется на работу с бизнесом, а пересылка документов и других более габаритных грузов по Интернету невозможна. Поэтому компания уверенно смотрит в будущее.

FedEx - логистическая корпорация
FedEx - логистическая корпорация

Тем более, что Фред наладил интересную систему построения корпоративного духа. Суть её сводится к лозунгу FedEx: «Люди – Служба – Выгода». Это не просто девиз – это последовательность приоритетов для руководства компании. Сначала идут интересы сотрудников, которые за хорошее отношение и высокие зарплаты должны отплатить нанимателям качественной службой, а в итоге все они – и сотрудники, и компания, получают свою выгоду. Такое взаимовыгодное сотрудничество накладывается на харизму Смита, которая, как утверждают его соратники, и удержала компанию от краха в далекие 1970-е.

Как бы то ни было, но история полусироты с врожденной патологией ног, добившегося практически всего, научившегося не только ходить и бегать, но и летать – очень показательна. Да, у него было хорошее состояние еще с рождения, но сколько людей идут по пути «мажоров», тратящих отцовские деньги не на свой бизнес или реализацию заветной мечты, а просто на «прожигание» жизни. И даже инвалидность их не может остановить. Мораль – в каких бы условиях вы родились, успех зависит лишь от вас.