История крупнейшей в мире корпорации в сфере аграрного машиностроения.

Признаком перехода к цивилизации историческая наука признает «изобретение» сельского хозяйства, а точнее – сохи и плуга. Первые еще полудикие люди начали одомашнивать животных и выращивать овощи с фруктами еще в эпоху Неолитической революции около десяти тысяч лет назад. Наибольше прогресса тогда добились на Ближнем Востоке – шумеры, вавилоняне, ассирийцы, древние египтяне и т.д. Это дало начало современной цивилизации – орудия сельскохозяйственного труда, такие как плуг, начали распространяться главным делом в Средиземноморье по морским путям. Однако в средние века процесс развития плуга и других инструментов несколько застопорился. Причина – животный труд и развитие металлургии исчерпали возможности своего роста. Аграрникам пришлось ждать научно-технической революции, давшей миру дешевый металл в больших масштабах, а также приспосабливания паровых машин на селе. Но дело все равно двигалось довольно вяло, пока в дело не вмешался скромный сельский кузнец Джон Дир из американской глубинки.

JohnDeere техника
JohnDeere техника

Был он, несомненно, скромен, но отнюдь не глуп. Да и образование Джону удалось получить весьма неплохое (особенно учитывая обстоятельства). Родился юный инноватор в 1808 году в семье портного Вильяма Дира, который прибыл осваивать Средний Запад США из далекой Англии. Он не был богат, но труд его среди поселенцев был востребован и кое-что к моменту рождения сына Вильям Дир уже смог заработать. Но как-то решил он отправиться на родину для получения наследия. И пропал… вместе с кораблем. Так 4-летний Джон стал сиротой на попечении матери. Своего небольшого состояния они вскоре лишились, и стали обычными бедняками, которым приходилось выживать как и многим первым поколениям американцев в новых незнакомых условиях США. А условия эти были не из лучших – климат был довольно суров, земли не были освоены и изобиловали камнями, так что чугунные и деревянные сельскохозяйственные приспособления очень быстро выходили из строя.

После гибели отца ферма стала главным источником дохода и, буквально, спасла семейство Диров от голода. И мать, и сам Джон вынуждены были все делать своими руками, и смышленый парень быстро понял, что доступные инструменты, мягко говоря, неэффективны. При этом он успел освоить сельскую школу и даже попытать счастья в университете Магдебурга, но, впрочем, безуспешно – закрепиться в «альма-матер» ему не удалось. Зато удалось стать поработать 4 года подмастерьем у местного кузнеца.

Несмотря на незаконченное образование, накопленных знаний и опыта ему хватило для того чтобы и самому стать сельским кузнецом. Да, профессия не самая престижная, но зато почитаемая на селе. И, к тому же, очень востребованная. Джон быстро сообразил, что ехать нужно туда, где наименьшая конкуренция, и отправился в городок Гранд Деторе в штате Иллинойс. Там он быстро приобрел авторитет и благодарных клиентов (еще бы – единственный кузнец на половину штата). Он и ранее стремился к идеальному качеству, из-за чего к нему стали приезжать даже из соседних регионов, но этого было мало.

Как-то Джон вспомнил то, как в далеком детстве отец точил свои спицы – при помощи песка. Этот же способ он попробовал применить к плугу собственной конструкции. Главной его особенностью было использование не чугуна, а стали. При этом ему удалось заточить свой цельнолитой стальной плуг при помощи песка, поставить туда железную раму и придумать особую систему отвала земли. После нескольких неудачных экспериментов, ему удалось продать первый успешный стальной плуг в 1838 году своему соседу. Тот был в шоке от эффективности нового плуга, буквально «рассекающего» как нож масло тяжелые почвы девственных американских прерий. Он рассказал об этом своим соседям, те своим и т.д. Так Джон Дир стал знаменит как изобретатель самого совершенного на то время плуга.

Техника аграрного машиностроения JohnDeere
Техника аграрного машиностроения JohnDeere

Дело пошло на лад – заказов ему было больше, чем времени на работу. В начале 1840-х он уже делал до сотни плугов в год. Джон понял, что пора расширяться и в 1843 году взял к себе в партнеры Леонарда Андруса. Им удалось расширить кузню до полноценной фабрики. Несмотря на появление свободных рук, между партнерами сразу начались распри. Дир заподозрил партнера в обворовывании общей казны, да и взгляды на развитие бизнеса они видели по-разному: Джон хотел продолжать работать над плугами, расширяясь на соседние штаты, а Леонард жаждал сменить сферу деятельности на железнодорожную. Так и не договорившись, Дир расторг договоров в 1848 году и даже переехал подальше от партнера – в соседний городок Молин, главной особенностью которого была речная пристань.

Доступ к грузовому порту на реке Миссиссиппи стал важным преимуществом Дира в деле расширения бизнеса и торговой экспансии на всю Америку. В 1850-е годы фабрика Дира выпускала уже по 10 тысяч плугов в год. В 1868 году он вместе с сыном Чарльзом основал семейную фирму Deere & Company, существующую под таким названием и поныне.

После передачи дел сыну Джон Дир ушел в политику – стал сначала главой банка своего города, а затем и мэром Молина. Но пойти на второй срок ему уже не было суждено – весной 1886 года изобретатель стального плуга и основатель крупнейшей сегодня компании по производству сельскохозяйственной техники ушел из жизни. Он умер, но его семейное дело продолжил сын Чарльз, который смог добиться впечатляющих результатов.

Во-первых он модернизировал производство. Во-вторых – он модернизировал сам плуг. Сначала к плугу прибавили колеса и сидение. Когда оказалось, что силы лошади недостаточно для эффективной работы с новым плугом, компания перешла на паровые трактора. Для этого в 1888 году был куплен небольшой завод по производству паровых тракторов Waterloo Boy. Он довольно быстро стал разрастаться, но к тому времени конкуренция в этом сегменте уже была за крупными корпорациями, такими как «Форд» и прочими. На это же время совпало и продвижение CAT, историю которой AGEYENKO описывал.

Однако в отличие от других компаний, которые выпускали универсальную технику, Чарльз Дир, верный заветам отца, остался приверженцем исключительно аграрной техники. Это постепенно стало важным конкурентным преимуществом, т.к. остальные трактора были не так эффективны на почвах и были больше приспособлены к строительной сфере. Deere & Company же наоборот – делали свою технику так, чтобы она была пригодна для работы почти исключительно на селе. При этом все аграрные приспособления «состыковывались» между собой, позволяя клиенту получить полный спектр необходимой техники для освоения прерий.

Имидж «лучшей аграрной машиностроительной компании» постепенно вышел далеко за пределы США. Фамилию «Дир» и прыгающего оленя на эмблеме стали узнавать по всему миру. Не стала исключением и территория Российской империи, куда в то время входила и Украина. Так техника John Deere впервые попала к отечественным аграриям-промышленникам. Особо пользовалась спросом американская техника у сахарозаводчиков, ставших на тот момент своего рода «элитой» в Российской империи и привлекавшей самое лучшее и самое дорогое импортное оборудование. Завозились трактора и комбайны в Россию целыми кораблями через порт Владивосток, после чего по железной дороге развозились в разные уголки империи. Интересно, что в John Deere осознанно делали ставку на рынок Российской империи как аграрной страны, поставляющей свою продукцию в Европу. А если учесть, что в структуре экспорта большая часть аграрной продукции приходилась на Малороссию (т.е. Украину), то получается, что с John Deere наша страна познакомилась раньше, чем обрела свое нынешнее название официально.

Трактор  крупнейшей в мире копорации аграрного машиностроения John Deere
Трактор крупнейшей в мире копорации аграрного машиностроения John Deere

Причем это сотрудничество сохранялось и в советский период. Да еще и со все возрастающими темпами. Ленин считал, что от «военного коммунизма» стоит отойти, чтобы село смогло восстановить силы и таким образом пополнить казну. Так был введен НЭП на селе. Полученные с продажи за рубеж украинской пшеницы средства тратились на закупку, в том числе, и техники John Deere. Однако сама по себе эта техника была отнюдь не дешевой (т.к. считалась лучшей в аграрной сфере), да к тому же очень дорого обходилась логистика – возить трактора из-за океана было накладно. Чтобы избавиться от «тракторной» зависимости в Москве решили полученные от коллективизации средства вложить в модернизацию. Эта идея была популярна еще при Ленине, который в аграрном плане делал ставку на Украину, и получила поддержку в эпоху Сталина.

В 1928-1932 годах импорт тракторов в СССР достиг своего пика – были ввезены свыше 8 тысяч единиц техники. Однако в 1932 году все прекратилось – были остановлены закупки не только у Deere & Company, но и у CAT, и других производителей. Причина – запуск Харьковского тракторного завода, которому партия поставила задачу «догнать и перегнать» капиталистов. С этой задачей в пределах Союза завод справлялся, ну а Deere & Company считала убытки.

Впрочем, горевать от потери крупного клиента Чарльзу Диру не пришлось – продажи в остальные страны мира росли буквально «не по дням, а по часам». К концу 30-х годов объемы производства на фабриках Deere & Company выросли почти в 100 раз, если сравнивать с началом века. Своим успехом они обязаны разработке модели GP с двигателем внутреннего сгорания. Постепенно стала расти не только мощность, но и универсальность их техники. Однако универсальность эта была исключительно в рамках аграрной сферы. Каждый трактор постепенно превращался в настолько мощный «инструмент», что многие фермеры просто увольняли большинство своих рабочих – один трактор мог заменить уже едва ли не сотню крестьян. Это заставляло безземельных крестьян организовывать бунты, показательное уничтожение техники, отобравшей у них кусок хлеба, но сопротивляться прогрессу они долго не смогли.

Трактор JohnDeere
Трактор JohnDeere

В годы Второй мировой войны компания помогает фронту, начав выпуск строительной техники, деталей к самолетам и даже передвижных прачечных. Постепенно ориентация только на сельское хозяйство уходит, вместе со старыми поколениями семейства Диров – в средине века компания все активнее работает на рынке строительной техники. Несмотря на то, что компания была очень чувствительна к разного рода финансовым кризисам (они «били» по американскому фермерству, а значит и по спросу аграрную на технику), её рост до 1990-х годов можно назвать последовательным. Компания все больше делала ставку на постпродажное обслуживание, продажи в лизинг, гарантию и т.д. Несмотря на откровенно высокие цены, это, вместе с высоким качеством, сохранило лидерство компании в сфере аграрного машиностроения. Сейчас компания работает по всему миру (в том числе и в Украине – филиал в Киевской области). На предприятиях корпорации занято около 70 тысяч сотрудников. Оборот John Deere составляет около 40 миллиардов долларов в год, а чистая прибыль – более трех миллиардов. Впрочем, данных по итогам прошлого года пока нет, поэтому нельзя сказать, как на продажи повлиял кризис. Тем не менее, вопреки кризису и массе «подражателей» по всему свету, компания продолжает быть «эталонной» для сферы аграрного машиностроения.