Как построить трактор и «захватить» с ним весь мир?

Прогуливаясь по городу или заходя в свой рабочий офис, мы редко задумываемся о том, как все это было построено. А зря. И не только из соображений безопасности, но с точки зрения бизнеса – строительство является одной из самых прибыльных сфер для капиталовложений. Если, конечно, этот процесс максимально оптимизирован и механизирован (в ручную небоскреб если и построишь, то лет та сто). Эти прописные истины люди освоили еще в древние времена, когда появились первые приспособления, облегчающие строительство, но только в начале ХХ прогресс дошел до того, что на продаже таких устройств можно было построить успешный и масштабный бизнес. И в основе этого бизнеса был простейший паровой трактор. По крайней мере, так было у Caterpillar или CAT – основоположника мирового тракторостроения и производителя крупнейшей в мире спецтехники.

Официальной датой создания компании считается 1925 год, хотя на самом деле это уже было последствием и первым серьезным успехом двух американских изобретателей – Дениэла Беста и Бенджамина Холта. Началось все, это всегда бывает с первопроходцами в любой сфере, с энтузиазма. В конце XIX века пути технологического развития человечества еще не были предопределены – каждый изобретатель видел его по-своему. Это было благодатное время фантазеров от техники, строившим просто невероятные и весьма причудливые аппараты. Одним из таких аппаратов был концепт парового трактора. Он медленно ездил (или, точнее, ползал), имел мощность всего пару десятков лошадиных сил, много дымил и был взрывоопасен. Но он работал. И при этом заменял пару десятков тех самых лошадиных сил – то есть вместо целого табуна лошадей было достаточно приобрести такое чудо техники, больше похожее на «чудо-юдо», и все – «дело в шляпе». Такой трактор потреблял дешевые дрова и воду, а не дорогой овес, он не требовал комфортного стойла или постоянного медосмотра у ветеринара. Да, ему постоянно требовался ремонт, но для этого достаточно было рук одного человека, а не толпы обслуги.

Трактор Caterpillar
Трактор Caterpillar

Подобные эксперименты на самом деле были в то время массовыми. Разнообразные тягачи, трактора и подобные им аналоги появлялись во всех концах более-менее развитого мира. Не были исключением и Соединенные штаты Америки. Там независимо друг от друга в конце XIX века свои модели тракторов изобрели те самые Дениэл Бест и Бенджамин Холт. Их главный интерес был связан с переоборудованием портовых тягачей и тракторов к обработке земли. К 1890 году дела у них шли довольно успешно – оба обзавелись небольшими заводиками по производству паровых тракторов, которые с каждым годом расширялись т.к. спрос на них рос быстрее, чем предложение. Росли и доходы инноваторов. В начале ХХ века они оба поняли, что колеса – не лучший вариант для труднопроходимой почвы, и начали работать над его аналогом – так на тракторах со временем появились гусеницы.

Гусеничная машина Caterpillar
Гусеничная машина Caterpillar

Они по-прежнему работали независимо, но уже в 1905 году начали сотрудничать при заложении кабеля в Сан-Франциско. Спустя год они же восстанавливали город после масштабного землетрясения, что стало лучшей рекламой для изобретателей. В это же время они совместно разработали новый вид более мощного парового двигателя для тракторов. Затем укрепили их стальными конструкциями, поставили коробку передач на три скорости, улучшили систему подвески, сцепления и т.д. То есть трактор становился уже не просто «чудом техники», а полноценным трудягой, способным справиться с любой задачей на стройке.

В 1913 году трактора, произведенные Холтом и Бестом даже попадают на территорию Российской империи, частью которой была и Украина. Это стали первые трактора, которые буквально сделали переворот в местном сельском хозяйстве, повысив его эффективность в разы. Их же стали все активнее привлекать промышленники для возведения своих заводов. В период Первой мировой войны масштабные разрушения и необходимость еще более масштабной послевоенной перестройки буквально всей Европы стали для CAT, благодатным временем. Причем расширению способствовали и наработки инженеров в военной сфере – мало кто знает, но «Caterpillar» это название экспериментального танка, использованного союзниками в годы Первой мировой. Танки и трактора (использовались для рытья окопов и строительства блиндажей) сопровождали армии «Антанты» на всех фронтах – от Европы и Африки – до Дальнего Востока. Это и заложило основы будущей корпорации.

Так, в 1919 году довела выпуск свои тракторов до 5000 штук, что было мировым рекордом. В этом же году был разработан абсолютно новый тип трактора с невероятной по тем временам мощностью в 75 лошадиных сил (для современников было чудом, как в одна машина может сравниться по силе с 75 лошадьми). Два инженера строят свои заводы по всей Европе и США. Чтобы управлять всеми этими заводами в 1925 году и была создана компания Caterpillar. Как видим, еще до официального основания компания прошла серьезный и самый трудный путь становления. Что интересно, производство тракторов CAT было налажено даже в послереволюционном Петрограде – политика НЭПа этому способствовала, а Владимир Ленин поначалу всеми силами пытался привлечь в союз западных специалистов. Новой советской власти нужны были трактора для восстановления едва ли не до основания разрушенной огромной страны. В Петрограде была налажена крупноузловая сборка – туда на судах привозили комплектующие и двигатели Caterpillar, после чего их монтировали, и развозили по всем провинциям уже Советского союза. Это было дорогое удовольствие для бедной страны, но Союз отчаянно нуждался в технике. В одном только 1929 году СССР закупил 2050 гусеничных машин CAT.

Грузовой самосвал Caterpillar
Грузовой самосвал Caterpillar

Однако со временем большевики решили отказаться от сотрудничества со «зловредным Западом», и как альтернативу Caterpillar построили Харьковский тракторный завод. Харькову в то время покровительствовал лично Ленин, сделавший город столицей советской Украины и способствовавший украинизации страны. Однако строительство завода произошло уже в 1930 году, когда Ленин умер, а у власти оказался Сталин, расстрелявший местных украиноязычных коммунистов как «националистов». События тех лет известны как «Расстрелянное Возрождение». Позднее, в 1934 году, Сталин перенес столицу в Киев, чтобы еще сильнее ослабить «старую большевистскую гвардию» в Харькове, которая была верна Ленину, но откровенно недолюбливала Сталина (трудно любить того, кто тебя расстреливает и ссылает в Сибирь). Но завод уже стоял, и даже строительство аналогов по всей России, не смогло создать ему реальной конкуренции.

Харьков для копирования CAT из Сан-Франциско был выбран не случайно – будучи еще столицей советской Украины именно сюда стекались технические специалисты со всего Советского союза т.к. здесь была самая мощная в бывшей Российской империи научная база. Со столицей Украины приходилось считаться даже Москве, неоднократно пытавшиеся перенести производство в другие города. Сами же харьковские трактора поначалу были просто скопированы с западных образцов, но практически сразу были разработаны свои модели собственными инженерами. На проект создания своего советского трактора, который был бы не хуже, чем у «эталонной» CAT, были брошены немалые ресурсы. Не будем говорить, кто эту победу все-таки одержал (потому что только специалист может разобраться, что к чему в этом споре), но «гонка тракторостроителей» началась именно с соперничества с Caterpillar. Причем у них был позаимствован даже опыт применения тракторных двигателей в военной промышленности – так СССР обзавелся своими первыми танками. Всемирно известный Т-34 является харьковской разработкой, а на нем установлен модифицированный дизельный тракторный двигатель – для военной промышленности такой шаг был тогда революционным решением, предопределившим развитие всего мирового танкостроения нашего времени.

Техника Caterpillar
Техника Caterpillar

Но вернемся к героине статьи – Caterpillar. Там вряд ли задумывались о своем влиянии на советскую промышленность, и продолжали экспансию в капиталистической Европе. Тем более, что харьковским и прочим конкурентам CAT помешала Вторая мировая война. Пока заводы оппонентов были разрушены, Caterpillar воспользовалась моментом и резко нарастила свои продажи.

В 1950 году Caterpillar открыла свое первое полноценное зарубежное представительство. Выбран для этого был британский Лондон. Впрочем, этот опыт оказался для компании неудачным т.к. англичане обложили компанию огромными ввозными пошлинами, пытаясь настроить и собственное производство тракторов. Но решением стало создание британской дочерней компании. Формально она числилась как местная фирма, что позволяло серьезно снизить налоги и отказаться от применения пошлин, но собственником её оставалась американская структура. В 1953 году первые британские машины производства CAT сошли с конвейера.

В те же 1950-е правительство США подписало ряд военных заказов с Caterpillar. Нет, не на танки, а на производство… снегоходов. Понадобились они Вашингтону для соперничества с СССР в освоении Антарктиды. CAT с этой задачей справилась успешно, открыв для себя заодно и новую сферу. Позднее к ним обратились для создания… лунохода и другой космической техники с гусеницами. Это сотрудничество также пошло на пользу компании.

Помня британский опыт, CAT начинает сотрудничество с японской Mitsubishi. Заводские мощности этой корпорации позволили Caterpillar быстро захватить рынок Японии 1960-х годов. Интересно, что в 60-е годы свое представительство Caterpillar открыло даже в Москве, где по-прежнему были заинтересованы с крупнейшей западной тракторостроительной компанией. Впрочем, СССР интересовали уже не трактора, а супертяжелые машины для освоения недр.

Однако рост компании остановила рецессия 70-х – 80-х годов. Несмотря на высокие продажи, инвестиции в представительства себя по всему миру себя не оправдали – расходы не соответствовали доходам, и компания оказалась в шаге от банкротства. Так, только в 1982 году акции Caterpillar обрушались сразу на 30%. Чистый убыток вырос до 180 миллионов долларов, начались сокращения сотрудников. Восстановить свою работу CAT смогла только к 1987 году. В 1990-е компания продолжила бороться со своими проблемами, что заставило их пойти на слияние в 1997 году с Perkins Engines и Mak Haforen.

Лишь поглотив конкурентов, компания смогла начать новый рост. С этих пор компания делает ставку не только на массовый «продукт» - обычную строительную технику и трактора, но и на эксклюзивные модели действительно огромных размеров. Как оказалось, в мире есть большой спрос на подобного рода «монстров». Тот же тренд был сохранен и в двухтысячные годы, что позволило CAT выйти на лидирующие в мире позиции в сфере строительной и горнодобывающей техники. Компания начала также выпускать отдельно дизельные двигатели, газовые турбины и пр. – всего более 300 наименований.

Грузовой самосвал Caterpillar 793D
Грузовой самосвал Caterpillar 793D

По данным за 2015 год, компания вновь начала «сползать» с взятой ранее высоты – причина в торможении экономик развивающихся стран, что снизило темпы строительства, а значит и спрос на строительную технику. Тем не менее, говорить о каком-либо кризисе в компании нельзя. Да, выручка в прошлом году снизилась до 47 млрд долл., доходы до 3,25 млрд, а чистая прибыль до 2,10 млрд. Да, активы сократились до 78,5 млрд долл., а собственный капитал до 14.8 млрд. Конечно, этот результат далек от идеального, но у компании есть огромный запас прочности и финансовые резервы. Корпорацию вряд ли ждет банкротство т.к. у неё просто нет серьезных конкурентов, даже с учетом набирающих обороты китайцев. Никто не способен построить столь огромную и надежную технику.

Для бизнеса из всего вышеописанного можно сделать два вывода. Первый – имея свою собственную нишу, можно выживать даже в самые неблагоприятные времена. Второй – качество является очень важным конкурентным преимуществом, т.к. спустя годы можно будет «выезжать» из глубин кризиса на одном только бренде. Впрочем, о качестве забывать не стоит и в худшие свои времена, т.к. «запаса прочности» бренда для покрытия совершенно некачественного товара надолго не хватит, каким бы известным он ни был.