Как «делать деньги» на воздухе?

Как гласит теория Эволюции, жизнь появилась в воде. Затем «рыбы» научились за миллионы лет дышать воздухом и ходить по земле. После этого животные научились летать, эволюционировали в птиц и других летающих существ. И вот появился, наконец, человек, который научился сначала ходить, потом плавать, а, в конце концов, к началу ХХ века, и летать с помощью специальных аппаратов. Так в 1916 году появилась компания The Boeing Company.

Безусловно, в реальности все было несколько сложнее, но принцип тот же. История знает немало аматоров-воздухоплавателей, который практически во все века существования человечества пытались освоить передвижение по воздуху. Однако вплоть до начала ХХ века это получалось с трудом. Достаточно сказать, что подавляющее большинство первых изобретателей, пытавшихся научиться летать, постигла преждевременная смерть. Причем далеко не всегда от падения их же аппаратов (многие европейцы, например, окончили жизнь на кострах Инквизиции ибо «не дано человеку крыльев»). Самые ранние попытки датируются 4 веком до нашей эры в Китае, который тогда обладал самыми передовыми технологиями.

В наших широтах этим тоже баловались многие. Так, всем известный Ломоносов построил свою небольшую модель летательного аппарата, работающего от часовой пружины, которую назвал «хеликоптер». Даже само слово «самолет» появилось минимум на сорок лет раньше, чем, собственно, первая модель самолета. Этим термином в 19 веке обозначали все модели летательных аппаратов, кроме монгольфьеров (воздушных шаров). Причем во времена Российской империи главными центрами аэронавтики были Киев и Харьков, которые остаются таковыми и поныне, но уже в независимой Украине. Но мы сейчас вспоминаем не времена былой славы отечественного авиапрома, а о том, как этот бизнес может стать успешным, и лучшего примера, кроме как вспомнить о компании Boeing, нам не найти.

Несмотря на попытки «оседлать воздух» у самых разных народов, больше всего в этом преуспели в США. Причина проста – там впервые додумались установить на планер двигатель внутреннего сгорания. Случилось это 17 декабря 1903 года при непосредственном участии братьев-механиков Уилбера и Орвилла Райтов. Эту дату официально считают «днем рождения» современной авиации. Однако та модель, на самом деле, была очень нестабильной, и людям потребовался еще десяток лет на совершенствование самолетов, чтобы они не разваливались уже через пару секунд полета. Наилучшим полигоном для испытания новых технологий в деле самолетостроения стали фронта Первой мировой войны, где самолеты впервые доказали свою эффективность в боевых условиях. Но к тому времени любителей воздухоплавания по всему миру стало очень много. Поскольку самолеты впервые взлетели в США, то неудивительно, что именно в этой стране появилась такая компания как Boeing.

Названа она по имени изобретателя-аматора Уильяма Боинга, который бросил отцовский деревообрабатывающий бизнес и начал строить свои собственные модели самолетов. На то, чтобы построить первый самолет из подручных средств ему понадобилось 5 лет – с 1910 по 1915 годы. Он, как и сотни других изобретателей, специально готовился к первой в США авиавыставке 1915 года. Там Боинг он договорился с другим таким же аматором («в миру» военно-морским инженером) Джорджем Конрадом Вестервельтом сделать свой собственный коммерческий самолет. Так, в 1916 году появился бренд самолетов B&W и компания The Pacific Aero Products Company. Это и стало базисом для нынешней транснациональной корпорации.

Отметим, что Боинг и его коллега были уже далеко не юными и имели немалый опыт за спиной. 35-летний Уильям Боинг немало отработал в отцовской деревообрабатывающей компании, пока не перебрался в Сиэтл в 1903 году. По нынешним временам кажется удивительным, как это мастер по дереву вдруг стал воздухоплавателем, но не стоит забывать, что первые самолеты не зря шутливо называли «этажеркой» - они состояли из деревянного каркаса обтянутого тканью. Так что опыт столяра Боингу пригодился тут как нельзя кстати.

Несмотря на то, что The Pacific Aero Products Company считается прародителем современной корпорации Boeing, на самом деле она просуществовала всего год – уже в 1917 году начались разногласия между Уильямом и Джорджем, что завершилось «стиранием» буквы W в истории компании и переименовании её в The Boeing Airplane Company. Получив все бразды правления в свои руки, Уильям начал активно развивать свое детище, переведя его из аматорского в профессиональное русло. Однако своего «звездного часа» Боингу пришлось ждать до конца 30-х – начала 40-х годов, когда разразилась Вторая мировая война. Приняв во внимание результаты Первой мировой, военные стратеги особенно охотно включали в свои военные планы авиацию. Более того, она в то время стала одной из ключевых сил на поле боя, а настоящей «грозой» для любого противника был налет огромных бомбардировщиков.

Именно на производство бомбардировщиков и сделал ставку Боинг, и не прогадал – его производство за годы войны выросло в десятки раз. К 1944 году его фирма производила до 350 самолетов в месяц, что было рекордным для всего мира показателем. Интересно, что большинство сотрудников в его компании были женщинами, чьи мужья воевали на европейских и азиатских фронтах, что, несомненно, способствовало росту мотивации работниц и повышало контроль качества (ведь от их работы зависели жизни мужей).

Компания активно развивалась в военном самолетостроении и после Второй мировой. Так, в 1950-е годы продолжился выпуск бомбардировщиков новых моделей. При этом активно применялись новые технологии. Boeing B-47 Stratojet, например, стал первым бомбардировщиком с реактивным двигателем, что стало, своего рода, «технологической революцией» в годы Холодной войны. Изобретение авиационного реактивного двигателя предопределило путь развития самолетостроения вплоть до наших дней – коренных изменений в конструкцию с тех пор внесено не было, хотя эффективность их многократно возросла.

Но еще более важным для компании был запуск гражданских лайнеров. Первая по-настоящему массовая модельная линия таких самолетов стал Boeing 367-80, ставший эталоном всех современных авиалайнеров. Не будь его, то не было бы тех комфортных самолетов с удобными сидениями и всеми удобствами на борту, которые известны нам сейчас. До этого пассажирские перевозки принципиально ничем не отличались от военных – модели самолетов ведь были практически те же самые, просто отсек для бомб и груза заполнялся креслами для пассажиров.

Перевод компании в гражданское русло стал последним пунктом в списке «незавершенных дел» Уильяма Боинга. Совершив это, вероятно чувствуя некоторую ответственность за то, что его бомбардировщики стали причиной смертей сотен тысяч людей по всему миру, он продал все свои акции и ушел жить на ранчо, где разводил лошадей. Затем он купил яхту, на которой странствовал по канадскому побережью, где и умер в 1956 году. Но на этом история бренда «Боинг» только начинается…

После смерти основателя, акционеры решили практически полностью сосредоточиться на гражданской авиации как на наиболее массовой и прибыльной. Впрочем, от военных разработок отказываться они не собирались, продолжая сотрудничать с правительством США в оборонных программах. Ориентация на гражданскую авиацию позволила появиться в 1964 году Boeing 737, ставшим самым массовым гражданским самолетом тех лет, предопределившим стандарты современной гражданской авиации. Именно с этих пор все международные авиапроизводители стали равняться на Boeing в своем производстве. Интересно, что эта модель формально не снята с производства до сих пор (выпущено 7600 самолетов и еще 300 заказов не реализовано – это мировой рекорд), хотя уже в 1966 году свет увидел Boeing 747. Так в 1960-е годы началась «эпоха Боинг».

В последующие годы компания продолжала «шлифовать» стандарты сервиса и качество, что позволяло все увеличивать и увеличивать как сами самолеты до небывалых для гражданской авиации размеров, так и объемы продаж. В 90-е годы был выпущен на рынок Boeing 777, ставший базовым для современных авиаперевозок. В это же время корпорация стала не только открывать собственные филиалы по всему миру для создания сети техобслуживания авиатранспорта (до Boeing этого тоже никто не делал в таких масштабах), но и поглощать конкурентов. Первой серьезной «жертвой» корпорации стал другой авиагигант – концерн McDonnell-Douglas. Сделка была проведена в 1997 году.

80-е и 90-е запомнились сотрудникам корпорации отнюдь не постоянным ростом продаж, а все более ожесточенной конкуренцией с Airbus – еще одним авиагигантом. Это противостояние не утихло и сейчас т.к. обе компании работают на одном рынке, обе делают ставку на рынок США, и обе считают свою компанию крупнейшей.

В двухтысячные на рынок был выпущен Boeing 787 Dreamliner. Это был уже не просто крупный лайнер, но и очень экономичный, что сразу же оценили потенциальные покупатели. Росту продаж способствовал не только небывалый рост цен на нефть в начале двухтысячных, но и новые технологии. Причем как в технической части воздушного судна, так и в сфере обслуживания.

В 2005 году пост председателя совета директоров занял Джеймс МакНерни, который был выходцем из IT-сферы и потребительских товаров (руководил сначала Procter & Gamble, а затем IBM), что определило его тягу к высоким технологиям одновременно с повышением комфорта пассажиров. В это время Boeing стал активно интересоваться космической отраслью, в которой был запущен проект космического корабля CST-100 – в перспективе он должен заменить ликвидированные американские шаттлы. Boeing также запатентовал «самый лёгкий в мире металл». Он намного крепче стали такого же веса, но при этом состоит на 99,9 % из воздуха, повторяя по своей структуре человеческую кость или, говоря научным языком, образуя трехмерную микро-решётку, поддерживающую жесткую внешнюю структуру. Этот материал пока не пошел в производство, но шуму в мире наделал.

Он также окончательно разделил корпорацию на два глобальных подразделения. Первое – Boeing Commercial Airplanes сосредоточилось на рынке гражданских самолетов, а второе – Integrated Defense Systems – ведет космические исследования и военные контракты. Все реформы и новые разработки позволили компании сохранить ведущее в мире место среди авиакомпаний, хотя конкуренты в наше время уже буквально «на пятки наступают» Boeing, что незамедлило сказаться на финпоказателях последних лет. На начало 2016 года капитализация корпорации составляет около 80 млрд долларов, оборот – около 95 млрд, чистая прибыль оценивается в 5 млрд долл. Общий штат сотрудников – 165 тысяч человек в более чем 70 странах мира.

Из негатива о компании можем вспомнить только такой важный момент как статистику авиакатастроф. Далеко не самым лестным для корпорации является производителем «самого опасного для пассажиров самолета». Согласно статистике за весь период самолётостроения, больше всего аварий произошло с Boeing 737. В десятке «самых опасных» находится также Boeing 727, занимающий седьмую позицию. Еще четыре позиции в этом же антирейтинге (5, 8,9,10) занимают самолеты производства дочерней структуры – компании McDonnell-Douglas. Таким образом, из десяти «самых опасных» самолетов, на корпорацию The Boeing Company приходится шесть позиций. Справедливости ради отметим, что все эти модели являются самыми массовыми, а чем выше количество произведено – тем выше и количество попавших в аварии самолетов. Никогда не падают лишь те модели самолетов, которые никогда не летают, что, однако, не означает, что стоит работать «спустя рукава» над вопросами безопасности.

Из-за такой неблагоприятной статистики и критики в СМИ, подпитываемой конкурентами, дела компании стали постепенно ухудшаться. Еще более важную роль в этом процессе сделал финансовый кризис, основательно сокративший доходы потенциальных покупателей самолетов Boeing. Дело в том, что бренд этот стал символом качества и достатка, что сказалось и на цене самолетов. Из-за этого авиаперевозчики стали все больше внимания обращать на меньшие компании, предлагающие самолеты по более низким ценам, но с сопоставимым качеством. На данный момент в Boeing не спешат снижать цены, по-прежнему ориентируясь на наиболее состоятельных клиентов, что может привести дела компании к еще более сильному упадку.

Тем не менее, для отечественных компаний (прежде всего – концерна «Антонов») такая ситуация является как нельзя благоприятной. Авиаперевозчики по всему миру пытаются баланс между ценой и качеством, что можно использовать в своих целях украинским авиапроизводителям. Главное, что нужно почерпнуть из опыта Boeing – это персонализированное отношение к каждому клиенту и гибкая система техобслуживания, которая и сделала эту корпорацию самой успешной в мире.