История настоящего «Скруджа МакДака».

У людей со всего мира слово «Disney» вызывает непроизвольную ностальгическую улыбку. Причина этого очевидна: каждый вспоминает массу мультфильмов на которых он вырос. И среди всех тех сотен и тысяч мультипликационных фильмов, короткометражек, а с недавних пор и полноценных кинокартин с настоящими актерами, каждый может выбрать для себя нечто любимое и трогающее тончайшие струны душ взрослых людей, возвращая их на мгновение в беззаботное детство. Сам Уолтер (более известный как Уолт) Дисней умер уже многие годы назад, но его имя до сих пор вызывает сильнейшие эмоции. А если еще вспомнить фирменные «диснеевские» парки отдыха по всему миру… Но постойте, если Уолта нет в живых, то кто же снимает все эти прекрасные мультфильмы и «сливки» с колоссальных бюджетов с проката мультиков и фильмов на миллиарды долларов? Об этом, а также о том, как мечты сделать былью (в том числе и в контексте наполнения собственного состояния), мы сегодня и поговорим.

Корпорация The Walt Disney Company является одним из старейших и крупнейших в мире финансовых конгломератов в сфере массовых развлечений. Она была основана двумя братьями – Уолтером и Роем Диснеями 16 октября 1923 года. Изначально задумывалась как скромная авторская студия для рисования анимационных роликов для детей. Отсюда, собственно, кино и мультфильмы стали называть «картинами» или по-английски «cartoons»: первые мультфильмы состояли из картинок, размещенных на прозрачном материале. Каждая картинка – один кадр. Для начала ХХ века это было все еще новым явлением, но уже вполне привычным. Да, важный момент – студия была открыта не где-нибудь, а в самом центре «Фабрики Грез» - Голливуда. Первоначальное её название звучало как «Disney Brothers Cartoon Studio», однако «братская» часть в названии вскоре «отвалилась», став целиком и полностью «уолтеровской».

Первый свой мультфильм был показан Уолтом и Роем в марте 1924 года – то есть сейчас у компании очередная годовщина этого события. Назывался мультик «День Алисы на море», и был вольной вариацией на тему Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Собственно, уже тогда была заметна привычка Диснеев «оптимизировать» под свои нужды мировую детскую, да и взрослую, классику. Это же сохраняется и в наше время, отчего Disney является объектом постоянной критики, что, впрочем, еще больше повышает интерес к их творениям – многим интересно увидеть нашумевшие ленты. При жизни Уолт Дисней приложил свою руку как режиссер и аниматор к 56 мультфильмам.

Первый пик пришелся на 1940-е годы, когда вышли в свет такие полнометражные мультфильмы как «Белоснежка» и «Пиноккио», а также серия короткометражек «Фантазии» (там впервые появляется Микки Маус – символ студии) и «Забавные симфонии». Все они в итоге и сформировали образ компании Диснея, а также создали базис для превращения пусть и известной, но не слишком богатой авторской студии, в мультипликационную империю. Не в последнюю очередь на эти планы повлияло то, что «Белоснежка» «собрала» едва ли не весь «урожай» «Оскаров». На то время это было сенсацией.

К концу 1950-х годов компания Диснея уже достигла, фактически, всех возможных высот в деле мультипликации. Им были доступны лучшие музыканты и актеры для озвучивания мультфильмов, а количество художников-мультипликаторов возросло настолько, что их можно в пору было бы назвать «армией». По сути, Дисней впервые в истории сделал развлекательные детские «двигающиеся картинки» успешным бизнесом, поставив их производство на поток.

Но не одними мультфильмами жива была компания. Предприимчивый Дисней понял, что хорошо зарабатывать можно не только на самих мультфильмах, но и на атрибутике, книгах и прочих вещах, сопутствующих их деятельности. Сначала в целях рекламы были организованы уличные центры развлечений. Проводились они ежегодно, и функционировали по принципу цирковых представлений: раз в год на большом открытом пространстве натягивались шатры и ставились павильоны, где детвору развлекали переодетые артисты. Только здесь они изображали не клоунов, а героев мультфильмов. Это дело пошло так успешно, что в 1955 году был создан первый в мире «Диснейленд» или, в переводе, «Земля Диснея». Открыт он был в Лос-Анджелесе около студии. После этого подобные парки развлечений стали открываться по всем Соединенным штатам, а потом и за их пределами, но это все произошло уже после смерти самого Диснея, которая остановила его победный марш великого мультипликатора 15 декабря 1966 года.

Руководством компании занялся брат и верный помощник Уолтера – Рой Дисней. Впрочем, до талантов брата он явно не дотягивал. Благо – после смерти Уолт оставил такое количество проектов, планов и просто идей, что этого запаса хватило на пару десятилетий. В частности, Рой продолжил работу со «взрослым» кино – когда на экране видны были реальные актеры, а не рисованные персонажи. Первые пробы были сделаны еще при жизни Уолтера, а Рой лишь продолжил это дело, что сделало компанию «Дисней» еще и одной из самых крупных в Голливуде киностудий.

По-настоящему взрослое кино компания The Walt Disney Company начала снимать 1984 году, учредив собственную киностудию Touchstone Pictures. Первой кинокартиной, выпущенной там, стал фильм «Всплеск». Предусмотрительный Рой позаботился не только о съемках, но и показе своих фильмов и мультиков. Для этого годом ранее был запущен платный The Disney Channel для кабельных сетей США. Тогда же компания постепенно стала превращаться в масштабную корпорацию, поглощая более мелкие компании, либо осваивая новые. Так, в структуре «Диснея» появилась студия звукозаписи Hollywood Records. Это же продолжалось и в 90-е годы. Тогда, например, была приобретена такая известная киностудия как Miramax. В начале двухтысячных «Дисней» начал активно сотрудничать со студией 3D-графики Pixar. Каждый из снятых в 1980-е – 2000-е фильмов или мультиков превышал по своим кассовым сборам предыдущие.

На данный момент экспансия The Walt Disney Company в мире развлечений продолжается, хотя от некоторых своих подразделений руководство корпорации решило отказаться. Как, например, от той же Miramax, проданной в 2010 году за 660 миллионов долларов. На данный момент в конгломерат входят такие известные в мире кино бренды как Lucasfilm, Marvel Studios, Industrial Light & Magic, Sony Pictures (в качестве кинопрокатчика), Hollywood Records, Skywalker Sound и т.д. Помимо кинематографического есть и телевизионное направление экспансии «Диснея». Сейчас в корпорацию входят ABC Television Network, ABC Entertainment, Buena Vista Television, ESPN, Lifetime Television, SOAPnet и прочие. Это помимо трех десятков радиостанций и многочисленных парков развлечений по всему миру, а также компаний по производству и продаже игрушек, крупнейшей среди которых является Disney Store.

Все это позволило компании серьезно нарастить свои доходы. На данный момент капитализация корпорации The Walt Disney Company составляет порядка 150 миллиардов долларов, что является крупнейшим показателем в отрасли развлечений. Годовой оборот её оценивается приблизительно в 50 миллиардов долларов, а чистая прибыль составляет до 10 миллиардов ежегодно.

Впрочем, не все так просто в «мире грез». Там, где есть большие деньги, всегда найдется место склокам и скандалам. У компании начались проблемы практически сразу после смерти Роя Диснея. Тот оставил свой пакет акций своему сыну – Рою-младшему, занявшего руководящую позицию в начале 1970-х. Однако тот едва не развалил компанию, что вызвало бурю протестов. Его критиковали за отсутствие деловых талантов «как у отца» и творческих способностей «как у дяди». Все это вынудило его уже в 1976 году покинуть свой пост, однако свой главный пакет акций он никому не отдал. Это не устроило других родственников Уолта Диснея, которых сразу объявилось на удивление много. После шести лет споров и постоянных перестановок в управлении, в 1982 году пост главы компании занял Рон Миллер – зять Уолта. При этом Рон был самым заклятым врагом Роя. Это назначение нисколько не снизило накал борьбы за главенство в корпорации. В 1984 году её даже попытались захватить рейдеры во главе с Солом Стейнбергом.

Реальная угроза потерять компанию заставила обоих «мульт-принцев» если и не полностью «закопать топор войны», но, хотя бы договориться не мешать друг другу. На съезде совета директоров было решено прекратить взаимную борьбу и призвать «варяга» - опытного менеджера со стороны, который спас бы «Страну Уолта» он краха. После долгих препираний и скандалов выбор остановили на Майкле Эйснере – экс СЕО компании Paramount Pictures.

Эйснер вникал в дела компании несколько лет, отбиваясь заодно от поползновений Стейнберга и ему подобных, после чего начал активные реформы. И тут он столкнулся с сильнейшей оппозицией внутри корпорации т.к. на тот момент, спустя два десятилетия борьбы, корпорация потеряла внятную структуру управления. Каждое подразделение было практически независимым и неподотчётным (с финансовой точки зрения). При этом каждое действие Эйснера вызвало небольшую «бурю» из эмоций и обид творческого бомонда, считавшего, что, например, выходить на работу ежедневно в одно время, да еще и утром – слишком обременительно. Это не говоря уже о точных сроках сдачи проектов и прочих «мелочах». Однако новому директору удалось «сломать» систему, и сделать компанию более чем успешной.

Впрочем, Эйснер тоже оказался далек от роли идеалиста. В ходе борьбы с нерадивыми сотрудниками он «случайно» приобрел практически диктаторские полномочия, вплоть до того, что отстранил от влияния на компанию Роя и Рона на этот «трон» его усадивших. При этом чрезвычайные полномочия Эйснер получил в лучших традициях кинематографического жанра: он созвал срочное заседание совета директоров, на котором объявил, что компании грозит грандиозный заговор, а спасти её может, конечно же, только он. Акционеры безропотно согласились, что и стало началом его безраздельного правления. Кстати, ходит легенда, что сюжет «Звездных войн» со всеми семейными драмами и перипетиями был взят как раз с разборок внутри семейства Диснеев, а роль Императора Палпатина, олицетворяющего все зло мира, была скопирована Джорджем Лукасом как раз с Эйснера. Говорят, они даже внешне похожи. Разве что Эйснер не метал в Рона и Роя молнии из рук. Интересно, что после ухода Эйснера (а стал, как водится, жертвой интриг) пост главы вновь занял Рой, хотя и ненадолго (годы давали о себе знать). Новый СЕО Роберт Айгер отправил его в «почетную ссылку», сделав главой одного из подразделений компании в Бербанке (город-спутник Голливуда).

На этом история с разделом не закончилась, но переросла в судебное русло. На данный момент казать, кто же главный акционер и владелец корпорации проблематично, настолько все запутано. Также и менеджмент периодически сменяется, под предлогом «спасения от банкротства». Кстати, несмотря на свои колоссальные доходы, весь период своего существования компания была в шаге от банкротства. Как можно быть убыточной в течение едва ли не сотни лет, и при этом постоянно расширять свою медиа-империю не знает никто, кроме менеджеров самой компании. Которых, впрочем, местные СМИ часто винят в коррупции и уклонении от налогов. Как видим, не все так идеально в волшебном мире Белоснежки, Золушки, Пиноккио, Микки Мауса и их друзей, созданном талантливым художником Уолтом на заре кинематографа.