Lyft Inc. предоставляет сервис, с помощью которого можно найти ближайшего водителя для совершения поездки.

Такой способ передвижения популярен в США, однако Lyft кроме новшеств в организации тура, сделанных как для водителя, так и пассажира, известны еще и тем, что сумели за 4 года превратить стартап во многомиллиардную компанию.

Логан Грин, соучредитель Lyft, в 2007 году использовал объявления в Craiglist для экономии на поездках к своей девушке, из Калифорнийского университета в Лос-Анжелес. Совместные поездки (ridesharing) нравились Грину, однако он хотел устранить тревожность, возникающую в силу того, что водитель и пассажиры не знакомы. Когда Facebook разрешил сторонним разработчикам создавать приложения, Грин увидел в этом возможность для стартапа.

Через общего друга в Facebook Грин познакомился с Джоном Зиммером. Название их первой компании, «Zimride», произошло от страны Зимбабве, где Грин, во время путешествия в 2005 году наблюдал совместные поездки на микроавтобусах. В бедной африканской стране при отсутствии транспортной инфраструктуры все автомобили были заполнены, а на обочинах желающие проехать, махали купюрами.

Приблизительно в то же время, как говорит один из партнеров венчурного фонда Andreessen Horowitz, Скотт Вейсс, Грин изучал в колледже историю транспорта: каналы, поезда, мосты, самолеты, думая над тем, какой следующий крупный прорыв следует ожидать в пассажирских перевозках. Он решил, что ответ на этот вопрос заключается в способе заполнить пустые места, во владении информации об их заполнении; особенно о пустых местах в автомобилях.

Грин умел программировать, и за 4 месяца сделал сайт. Скоро он получил 250 тыс. $ стартового капитала от Facebook fbFound. Работая над ранней версией Zimride, Логан сказал:

«Общественный транспорт сломан. Мы пытаемся создать новую форму, которая работает».

Пользователь заходил в систему через профиль Facebook, где получал информацию о маршруте, количестве свободных мест, отношении к курению, музыкальным вкусам пассажиров и водителя. Сервис был сосредоточен на дальних поездках, между университетами, компаниями.

«Когда мы начинали, было много сервисов для совместных поездок», — говорит Зиммер.

То, что пользователям предлагали попутчиков в одно или в несколько мест по установленному маршруту, из одной компании или университета, либо имеющих общих друзей в Facebook, снижало тревогу перед незнакомцами в автомобиле. Водитель отправлял информацию о месте и времени начала поездки, указывая стоимость места. Плата зачислялась через PayPal или кредитную карточку с полным возмещением затрат на поездку, если она не совершится по вине водителя.

Первую программу Зиммер запустил для Корнельского университета, где через 6 месяцев в ней зарегистрировались 20 % кампуса. В то время основатели стартапа переодевались в костюмы лягушки, раздавая листовки в общежитии университета. Однажды при организации поездки, один из пассажиров сказал Зиммеру:

«Я клянусь, что узнал тебя, — ты был в костюме лягушки в субботу в кампусе?»

Во время начала работы стартапа, среди предпринимателей популярным было мнение, что чем больше людей используют мобильную связь или участвуют в социальных сетях, тем выше будет прибыль компаний, предоставляющих такие услуги. Но Zimride также исходили из того, что чем больше клиентов воспользуются их платформой, тем более доступным и надежным станет сервис.

В 2011 году стартап создал частные сети по организации совместных поездок для 120 университетов и компаний.

«Они в основном делают ежегодный взнос, так что им не приходится оборудовать больше парковочных мест», — сказал Зиммер.

В 2010 году университеты платили около 10 тыс. $ в год за пользование платформой.

К апрелю 2012 года стартап привлек 7, 4 млн. $ инвестиций; с его помощью совершили 26 000 совместных поездок (carpools), и проехали 100 млн. миль, таким образом компания стала одним из крупнейших американских предприятий в своей нише.

За год до основания Lyft, в 2011 году, Зиммер сказал:

«Мы построили 5% из того, что хотели».

Дальше он и Грин решили двигаться по другому пути. В июле 2013 года Zimride продали Enterprise Holding.

«Целью Zimride всегда было объединить лучшее из тех возможных способов передвижения для создания более социальной, доступной и эффективной системы транспорта для общин колледжей и корпоративных кампусов. Мы рады расширить и улучшить эти предложения через решения предлагаемые Enterprise».

Lyft создали для поездок внутри городов, не выделяя определенных категорий клиентов, как было с прошлым проектом, направленным на обслуживание студентов, преподавателей и корпоративных служащих. Теперь каждый, кто установил приложение и находится в городе, на который распространяется программа, может найти ближайшего водителя. Для коротких поездок не требуются попутчики, поэтому такой транспорт мобильнее прошлого способа.

Водители и пассажиры после поездки оценивают один другого по пятибалльной шкале; если рейтинг окажется слишком низким, пользователь или водитель могут быть заблокированы. Также пассажир может оставить отзыв о поездке. Сервис доступен как в приложениях iPhone и Android, так и на сайте компании.

Lyft доступен не только таксистам, которые имеют лицензию на перевозку пассажиров, но любым водителям, желающим присоединится к сервису и соответствующим требованиям компании. Часто водителями Lyft являются рядовые люди с малоиспользуемыми автомобилями, получающие дополнительный доход или во время свободного от учебы в университете времени или в выходные дни. Как говорят основатели компании, «водитель — это твой друг с машиной».

«Lyft — это настоящее сообщество, в котором и водители, и пассажиры по своей природе социальны, создающее настоящую дружбу и сберегающее деньги», — пишет Скотт Вейсс.

На бампере каждого автомобиля Lyft прикреплены пушистые розовые усы, которые для Нью-Йорка сделали меньшего размера, чем для других городов США. Такой запоминающийся символ, не ассоциирующийся с транспортом, вызывает интерес, а также снижает то напряжение между незнакомцами, которое Логан Грин и Джон Зиммер стремились преодолеть еще в Zimride.

15 марта сообщила, что General Motors Co. в США запускает программу Express Drive, в соответствии с которой водители могут арендовать кроссовер Chevrolet Equinox за 99 $ в неделю. Арендатор также платит 40 центов за милю, однако если совершает 40 поездок в неделю, пробег становится бесплатным. Об этом в телефонном интервью заявил Джон Зиммер.

Таким образом, сообщает издание, GM предприняли последний шаг для получения части растущего рынка сервисов поиска поездок. В январе GM выкупили 9 % Lyft, вступив в конкуренцию с Uber Technologies Inc., крупнейшим поставщиком услуг автономных водителей в США. GM и Lyft стараются действовать одновременно в нескольких рынках, развивая сервис не только для пассажиров, но и для водителей.

После инвестиций GM стоимость компании оценивают в 2, 5 млрд. $.