Зачастую франшизы вырастают из небольшой компании, имевшей только одного собственника.

Но Anytime Fitness с 3 млн. постоянных клиентов создали как франшизу, а ее основатели Чак Ранион, Дейв Мортенсен и Джефф Клингер открыли свои спортзалы только после продажи 29 лицензий.

Залы Anytime Fitness работают 24 часа в сутки круглый год, — правило, которого основатели придерживаются с начала существования проекта.

Дейв Мортенсен в отличие от других соучредителей рано понял, чем хотел бы заниматься. «Моя страсть очень простая, — говорит Мортенсен. — Любой, которого я когда-либо встречал из тех, кто регулярно тренируется, живет, и жизнь доставляет ему радость. Те, кто мало двигаются, забрасывают свою жизнь». Сегодня Мортенсен президент компании, а Ранион выполняет обязанности CEO. Клингер в 2010 году покинул Anytime Fitness, занявшись новым делом.

В 1989 году Мортенсен, Клингер и Ранион начали работать вместе в одном из фитнес-центров Миннесоты. К 1995 году они выкупили зал, который регулярно посещали около 500 человек, а когда через 7 лет они решили создать Anytime Fitness, постоянных клиентов уже было около 4000 человек. Партнеры теперь знали, как сделать место популярным и как научить других владельцев спортивных центров правильно вести бизнес.

Трое будущих соучредителей обошли десятки спортзалов, опрашивая постоянных клиентов о предпочтениях при выборе места для тренировок. Большинство опрошенных говорили, что место должно быть удобным, работать вне зависимости от времени дня и ночи, доступным, с приятной неагрессивной обстановкой. Мортенсен и Ранион полагали, что время работы — определяющий фактор при выборе спортзала, и чем дольше он открыт, тем на большее число посетителей можно рассчитывать.

Первым, кто заинтересовался проектом, оказался Эрик Келлер, один из тех, кто работал в зале, которым владели трое. Мортенсен и Ранион подписали с Келлером договор франчайзинга, помогли Эрику выбрать место, закупить оборудование, организовать маркетинг, систему оплаты. Зал открыли 28 мая 2002 года в Кембридже, Миннесоте, — в том же штате сегодня расположена штаб-квартира компании. Вскоре залы открыли рядом, в Дулуте и Альберт-Ли.

«Эти сотрудники, конечно, были готовы рискнуть с нашей помощью, — говорит Ранион. — Если бы мы пытались расти с помощью сотен точек, принадлежащих компании, нам бы понадобился значительный капитал и ресурсы чтобы сделать это. При франчайзинге другие люди кредитуют, вкладывая деньги в дело для открытия этих мест. Это быстрый способ расти, одновременно и менее капиталоемкий».

Первый клуб за пределами США Мортенсен и Ранион открыли в Галифаксе, столице канадской морской провинции Новая Шотландия, в 2005 году. Система оказалась успешной за пределами США. Большинство фитнес-центров компании все еще расположено в Штатах (более 2000), но франшизу также покупают в Бельгии, Великобритании, Японии, Южной Корее, Австралии. Залы Anytime Fitness можно найти в 29 странах.

Когда Мортенсен и Ранион были наемными работники, они поняли, как важно сохранять доверительные отношения с клиентом, не только предоставляя услуги, но помогая человеку через спорт раскрыть себя, измениться с помощью дисциплины и усердия.

В 2012 году Ранион опубликовал статью «Четыре правила доверия к бренду на уровне татуировок», в которой объяснил отличия между предпринимательством, ориентированным исключительно на прибыль, и подходом, вдохновляющим людей, сплачивающим сложившееся вокруг общего дела братство. Ранион рассказал, как владелец клуба в Южной Каролине пожертвовал почку члену клуба, а в другом зале 71-летняя женщина выбрала тренером 22-х летнего мужчину, которому недоставало опыта для работы с пожилым человеком, принимающим 26 лекарств. После двух лет занятий женщина отказалась от 25 препаратов и поставила мировой рекорд Гиннеса по планкингу, продержавшись почти 37 минут.

Описанные Ранионом люди носят татуировки «Бегущего человека», — символа Anytime Fitness, созданного в год основания компании.

Вот, что Ранион пишет об окупаемости инвестиций: «Окупаемость инвестиций всегда была Святым Граалем бизнеса. Это справедливо. Компания нуждается в здоровой окупаемости инвестиций для роста, найма, реинвестирования, введения новшеств. Но пока деньги обеспечивают предметы первой необходимости и роскоши, может ли любой портрет президента, намазанный на бумаге эмоционально направлять людей? Нет. Поэтому наш взгляд в Anytime Fitness всегда был направлен на Окупаемость Эмоциональных Инвестиций. Люди вкладывают эмоциональный капитал в каждые отношения, в которые они вступают, включая бренды, которым доверяют».

Татуировки «Бегущего человека», как утверждает компания, носят более 1200 человек.

Клиентам Anytime Fitness доступны любые залы, вне зависимости от расположения. Также они могут скачать программу на сайте компании для подсчета потраченных калорий и планирования занятий.

Компания использует мастер-франшизы, сотрудничая с местными специалистами, которые продают франшизы, обеспечивая маркетинг бренда согласно корпоративной программе. Таким образом, поддерживая местного представителя, компания получает роялти.

О расширении франшизы Ранион говорит, что не стоит забывать об основной цели учредителей, — делать так, чтобы каждый день нынешние владельцы были довольны. Ранион планирует открывать до 400 залов в год, рассчитывая, что только от 25 % до 30% центров будут иностранными.

Сегодня в компании 166 служащих, большинство которых работают в Гастингсе, штаб-квартире Anytime Fitness. Для предпринимателей компания выгодно отличается от конкурентов низкой ставкой за вход: от 35 тыс. $ и постоянной платой 549 $ в месяц. Лицензия McDonalds обходится в 45 тыс. $, как сообщает Entrepreneur. При этом Anytime Fitness не требуют процента от общего объема продаж.

«Мне как-то неловко, но когда мы начинали, лицензия стоила 2000 $», — сказал Ранион.